Навальный в суде

Алексей Навальный в суде Кирова

В Ленинском суде Кирова 2 февраля продолжается допрос подсудимых –​ Алексея Навального и Петра Офицерова –​ по делу о хищении в компании “Кировлес”. Глава Фонда борьбы с коррупцией заявил, что “обвинение абсолютно лживое, сфабрикованное и имеет политические мотивы”. Накануне, 1 февраля, обвиняемым избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде из Кирова до 10 февраля. Такое решение принял судья Алексей Втюрин.

Радио Свобода ведет видеотрансляцию из зала суда:

Алексей Навальный встал на трибуну, с которой дают показания, уже во второй половине судебного дня 2 февраля. Оппозиционер в течение нескольких минут подробно рассказывал о том, как и почему приехал в 2009 году в Киров. По его словам, занимавшему тогда пост губернатора Кировской области Никите Белых потребовалась помощь в том, чтобы разобраться, что происходит в регионе с государственным имуществом – в частности, с компанией “Кировлес”. “Одной из главных головных болей был “Кировлес”. Они брали кредиты в Сбербанке, чтобы заплатить себе зарплату. Предприятие было убыточным, его не то что нужно было бы обанкротить – это был бы его естественный исход”, – рассказывал Алексей Навальный. По его словам, он выяснил, что глава компании Вячеслав Опалев не может грамотно управлять предприятием: “Я выяснил, что внутри "Кировлеса" создана преступная группа: Опалев, его дочка и бухгалтер. Когда я это выяснил, встал вопрос не только о том, что Опалев не может управлять предприятием, но и заслуживает уголовного дела. Это и было использовано против меня”. По словам Навального, дело против Опалева было возбуждено по его инициативе, и потом, когда изменилась политическая ситуация и обвиняемым стал уже сам Навальный, Опалеву предложили дать показания против него в обмен на условный срок по этому делу.

После того, как прокуратура задала Алексею Навальному несколько вопросов о его взаимоотношениях с Вятской лесной компанией (ВЛК) и после этого завершила свою часть допроса, оппозиционер возмутился: почему его не спрашивают о том, куда он потратил 16 миллионов рублей, которые, как заявляет обвинение, Навальный украл у “Кировлеса”. “А не спрашиваете, потому что знаете, что этого не было”, – заключил Навальный и обратился потом к судье: “Может, вы меня о чем-нибудь спросите, ваша честь?” У судьи также вопросов не возникло. “Я рад работать с вами в одной команде”, – улыбнувшись, резюмировал Навальный и удалился со свидетельской трибуны, освободив место Петру Офицерову.

Петр Офицеров также подробно рассказывал о том, как его Вятская лесная компания начала работу с “Кировлесом”, о том, какие сложности были при заключении договоров, и о том, что “Кировлес” не мог обеспечить продукцию. По словам Офицерова, ВЛК осталась должна “Кировлесу” некоторую сумму денег, однако арбитражный суд не смог взыскать с них эти деньги, поскольку “у ”Кировлеса" тупо не было документов, работали как в деревне”. Офицеров заявил, что в деле нет ни одного документа, доказывающего их вину с Навальным, и назвал это дело сфабрикованным. После того, как подсудимый завершил свой рассказ и стороны должны были задавать ему вопросы, судья Алексей Втюрин неожиданно прервал заседание: “Извините, но я еще на прошлой неделе записался…” и, несмотря на возмущение адвокатов, отложил заседание на утро пятницы. Адвокат Петра Офицерова Светлана Давыдова расценила это решение судьи как изменившуюся тактику и попытку затянуть процесс. Она не исключила, что судья может растягивать оставшиеся заседания до 10 февраля – до конца действия подписки о невыезде Навального и Офицерова из Кирова. Алексей Навальный заявил, что процесс идет “не просто с обвинительным уклоном, а уже с предрешенным решением”.

Процесс идет не просто с обвинительным уклоном, а уже с предрешенным решением

По версии обвинения, Алексей Навальный, будучи советником губернатора Кировской области, совместно с Петром Офицеровым организовал хищение десяти тысяч кубометров леса, и это нанесло ущерб бюджету Кировской области в размере 16 миллионов рублей. На заседание оба подсудимых были доставлены принудительно. Это решение судья Ленинского суда Алексей Втюрин принял на заседании 30 января, после того как Навальный, Офицеров и их адвокаты дважды не явились на судебные заседания. Пресс-секретарь суда заявляла, что никаких убедительных документов, объясняющих отсутствие подсудимых и защитников, представлено не было. При этом адвокаты Алексея Навального и Петра Офицерова говорили, что в эти дни были заняты на других процессах.

Несмотря на принудительную доставку подсудимых, судьба заседания 1 февраля все равно оставалась под вопросом: вечером в понедельник пресс-служба Алексея Навального сообщила, что Петра Офицерова госпитализировали с подозрением на острый панкреатит, что означало, что его в суд все равно не доставили бы.

Но накануне заседания, утром 31 января, стало известно, что Петра Офицерова из больницы неожиданно выписали: "В больницу, куда госпитализировали Офицерова, пришла проверка, и его просто выписали и вытурили больного из этого прекрасного "учреждения здравоохранения", – пояснял Алексей Навальный в своем блоге.

Алексей Навальный (слева) и Петр Офицеров (справа с сумкой) в суде в Кирове во время первого процесса по "делу Кировлеса", 2013 год

Самого оппозиционного политика "принудительно доставляла" на заседание в Киров служба судебных приставов. 31 января в офис Фонда борьбы с коррупцией, который возглавляет Навальный, приехали приставы и после некоторого совещания увезли политика в Московское управление службы судебных приставов, чтобы оттуда уже доставить в аэропорт на самолет в Киров. Уточняется, что Навальный был без наручников. Сам оппозиционер сообщил приставам, что и так собирался в Киров и что у него есть билеты на самолет.

Ранее Навальный обращал внимание на то, что с середины января процесс в Кирове значительно ускорился – у адвокатов подсудимых заседания отменялись одно за другим:

"За сегодняшний день все суды, в которых заняты наши с Офицеровым адвокаты, как по команде, отменили все заседания, объявили перерывы в процессах и даже "заболели", о чем направили экстренные телефонограммы в Ленинский суд Кирова. И так везде – вплоть до московского окружного военного суда и гарнизонного военного суда (там дела у Давыдовой – адвоката Офицерова)", – писал 19 января Алексей Навальный.

Защита Навального считает, что дано указание его осудить, и как можно быстрее. Еще в начале второго процесса по "делу Кировлеса" – в декабре 2016 года – судья Алексей Втюрин собирался проводить заседания каждый день, однако затем ему пришлось согласовывать график слушаний в соответствии с занятостью адвокатов на других процессах.

Алексей Навальный (в центре) и его адвокаты в Верховном суде России, ноябрь 2016 года

Повторное рассмотрение "дела Кировлеса" началось в Кирове 5 декабря и стало возможным после того, как Верховный суд России отменил первый приговор по этому делу. Тогда Алексей Навальный и Петр Офицеров были приговорены к 5 и 4 годам колонии условно. В феврале прошлого года Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу защиты Навального и Офицерова на приговор 2013 года, пришел к выводу, что в ходе процесса было нарушено право подсудимых на справедливое судебное разбирательство, а также заключил, что действия подсудимых не отличалась от законной предпринимательской деятельности. По версии обвинения, Алексей Навальный, будучи в 2009 году советником губернатора Кировской области Никиты Белых, совместно с предпринимателем Петром Офицеровым, основавшим Вятскую лесную компанию, организовали хищение 10 тысяч кубометров леса. Обвинение считает, что подсудимые закупали лес у государственного предприятия "Кировлес" по ценам ниже рыночных, а продавали по завышенным, и таким образом нанесли ущерб Кировской области на сумму в 16 миллионов рублей.

Такое же обвинительное заключение представители прокуратуры зачитали на новом рассмотрении дела в Кирове. Алексей Навальный и Петр Офицеров вину отрицают и считают дело политически мотивированным. В ходе процесса – в декабре 2016 года – Алексей Навальный объявил, что намерен участвовать в президентских выборах 2018 года. При этом обвинительный приговор по делу "Кировлеса" лишает его этой возможности: осужденные по тяжким статьям не могут принимать участия в выборах. Ранее адвокаты заявили, что у них есть информация: Алексею Навальному будет назначен реальный срок наказания.