В Будапеште по предложению депутата городского парламента от праворадикальной партии "Йоббик" Марцела Токоди демонтируют статую венгерского философа-неомарксиста Дьёрдя Лукача. На его месте собираются поставить памятник более однозначной, с точки зрения правых, личности – первому венгерскому королю Иштвану I Святому.
Дьёрдь Лукач был одним из отцов-основателей неомарксизма, или, как его еще называют, "западноевропейского марксизма", создателем "будапештской школы" в философии. В то же время, и это делает его мишенью сегодняшних правых радикалов, Лукач был народным комиссаром по вопросам культуры в правительстве Белы Куна и комиссаром венгерской Красной армии в 1919 году. У Лукача была бурная биография: в 30–40-е годы он по большей части жил в СССР (где его называли "Георгием Осиповичем"), был обвинен в "правом уклонизме", ненадолго арестован. После Второй мировой войны вернулся в Венгрию, участвовал в антисталинистском восстании 1956 года, но с марксизмом и коммунистическими идеями окончательно не порвал.
Хотя Дьёрдь Лукач часто выступал с критикой коммунистического режима, в глазах сегодняшних политиков правого толка он – часть социалистической идеологии прошлого, с которой правые радикалы открыто хотят покончить. Это подтверждает заявление Марцела Токоди, который после принятия решения о сносе памятника Лукачу заявил: "Мы только что уничтожили очередной кусок живущего с нами коммунизма, и мы не успокоимся, пока хоть одна улица, школа, общественная организация или памятник хранит память об этой убийственной идеологии".
Это часть той "культурной борьбы", которую правительство ведет с 2010 года
По мнению политолога, сотрудника Центра изучения политики Венгерской академии наук Балажа Бёчкеи, подобные инициативы – "часть той "культурной борьбы", которую правительство ведет с 2010 года. И хотя предложение о сносе статуи исходило от партии "Йоббик", другие примеры показывают, что правящая партия "Фидес" также борется с личностью философа. В большинстве случаев речь идет даже не о переписывании истории, а о борьбе за ее толкование. И вопрос с памятником, как и с фондом Дьёрдя Лукача, – часть этой борьбы".
В 2012 году один из депутатов от партии "Фидес" выносил на повестку дня вопрос о сносе памятника Лукачу, но тогда городской парламент его не поддержал. Были попытки переименовать и улицу Дьёрдя Лукача на окраине Будапешта. А в прошлом году правая газета "Мадьяр немзет" ("Венгерская нация") инициировала в генеральной прокуратуре Будапешта проверку Фонда имени Дьёрдя Лукача на соответствие венгерским законам.
Будапешт, памятник Дьёрдю Лукачу в парке св. Иштвана:
Согласно законодательству, улицы, организации и другие объекты в Венгрии не могут носить имена личностей, которые участвовали в создании, деятельности и защите тоталитарных режимов ХХ века. К тому же несколько лет назад Венгерская академия наук опубликовала документ, в котором, ссылаясь на этот закон, разделила подобных исторических персонажей на три категории: "употребимых" (например, Юрий Гагарин или поэт-коммунист Аттила Йожеф), "употребимых, но вызывающих сомнения" (к примеру, Маркс) и "не рекомендованных". В последнюю категорию рядом с Лениным и Белой Куном венгерские академики поместили и Дьёрдя Лукача – с пометкой, что "мнение Академии не ставит под вопрос научные достижения Лукача".
Этот философ стоит у правых в одном ряду с апологетами коммунистического режима
– В действительности спор идет не о личности или деятельности самого Лукача, а скорее об оценке социалистического периода в истории Венгрии, – считает Балаж Бёчкеи. – Историческая политика правых старается уничтожить память о социализме, и этот философ стоит у них в одном ряду с апологетами коммунистического режима.
"Война памятников" отражает политику правительства Виктора Орбана, склонного к поиску внутренних и внешних врагов – в прошлом и настоящем. Так, три года назад правительство установило на одной из центральных площадей Будапешта неоднозначный памятник жертвам нацистской оккупации. Но в отличие от того случая, который до сих пор беспокоит венгерскую общественность, новость о сносе памятника Дьёрдю Лукачу не вызвала сильного общественного резонанса. Только газета социалистического толка "Непсава" подытожила печально: "Дух Дьёрдя Лукача все равно останется с нами".