Больницы, живущие в долг

  • Александр Валиев

В провинциальной российской больнице

Жители города Карпинска Свердловской области подали в местную администрацию заявку о намерении провести массовую акцию протеста против закрытия круглосуточного стационара единственной местной больницы. Ранее администрация учреждения объявила о долгах и о том, что одним из выходов из финансового кризиса может быть закрытие стационара.

Местная жительница Светлана Бондаренко не скрывает – ее приводит в ужас то, в каком состоянии пребывает сегодня Карпинск. Ужасается она и тому, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев недавно назвал город процветающим.

– Дело в том, что наш мэр говорит губернатору, что у нас все в городе отлично. На самом деле у нас в городе все очень плохо. Дороги не чистят, своры собак гуляют по улицам, мы детей из школ и детских садов встречаем на машинах, выйти не можем на улицу. У нас все заводы закрыты, кроме одного. Центры занятости переполнены, безработица, нищета. Город полностью безработный, я не знаю, на что живут жители. Губернатор области назвал наш город процветающим, скорее всего, это мэр наш докладывает, что у нас все хорошо. Это просто ужасно! И сейчас еще стационар.

– А в чем именно заключается проблема?

Медикаменты заканчиваются, их осталось на две недели, может, даже на неделю

– Эта ситуация существует уже не первый год, после того как закрыли роддом, все это ухудшается и ухудшается. Им заработную плату выплачивают, на остальное не хватает – на лекарства, на ГСМ. А как больница будет работать без самого необходимого? Врачи даже никакую помощь не смогут оказать людям. Я знаю, что медикаменты заканчиваются, что их осталось на две недели, может, даже на неделю. Некоторых медикаментов серьезных действительно не хватает.

В интернете местные жители пишут, что вместо завтраков в больнице стали давать бутерброды с маслом, а в детском отделении на днях перестали кормить мам, которые лежат вместе с детьми. Причина одна – отсутствие денег. Однако пресс-секретарь министерства здравоохранения Свердловской области Константин Шестаков уверяет, что о закрытии стационара речи не идет.

– Я не знаю, кто вводит в заблуждение жителей города Карпинска, никакой речи о закрытии или ликвидации лечебного учреждения никогда не шло, и быть такого, в принципе, не может. С долгами [ситуация такая] – министр сегодня вызывал главного врача и предложил ему в течение трех дней представить план по выходу из той экономической ситуации, которая сложилась при руководстве данного главного врача.

Слова представителя минздрава о том, что стационар не закроют, Светлану Бондаренко и ее земляков, судя по их реакции в интернете, не убедили.

Этому нельзя доверять, они испугались разъяренных людей

– Этому нельзя доверять, они испугались разъяренных людей, люди все в панике. Потому что у нас точно так же роддом отобрали. Нас успокоили, сказали, ничего страшного, подождите, пока поездите рожать в Краснотурьинск. Роддом закрыли, и все. Сегодня мне из администрации звонили, говорят, все будет хорошо, может, вы не пойдете на пикет? Но люди не верят. Ко мне столько звонков, через каждые пять минут люди звонят, говорят: мы пойдем! Мы не должны отдать нашу больницу! Потому что у нас же здесь не только город Карпинск, Волчанка ездит к нам, прилегающие поселки – 40 тысяч жителей.

Обещания пресс-секретаря министерства здравоохранения Свердловской области звучат антитезой фактам, излагаемым пресс-секретарем городской больницы Карпинска Максимом Альдерготом:

– Проблема в том, что отсутствует финансирование, точнее, нам его катастрофически не хватает. Есть кредиторская задолженность, и один из вариантов выхода из такой ситуации – это закрытие круглосуточного стационара, о чем было сказано в пятницу на линейке заведующих, которая проходит у главного врача. Это одна из мер. В любом случае такое решение главный врач не может принять единолично, эта информация доносится до министерства здравоохранения. На сегодняшний день ситуация не изменилась, она такая же, возможность дополнительного финансирования или другого выхода из ситуации пока не озвучена.

– В чем причина ситуации?

Тариф на медицинскую помощь, которую мы оказываем, не покрывает всех наших расходов

– Есть определенный тариф на медицинскую помощь, которую мы оказываем, этот тариф не покрывает всех наших расходов. Тариф не увеличился пропорционально тем изменениям, которые произошли на рынке, в том числе медикаментов, расходных материалов, бензина и всего прочего. То есть, все дорожает, но этот тариф не успевает за ростом цен. Финансирование идет, но нам его не хватает. Ряд мероприятий по оптимизации проводились, были закрыты некоторые отделения, либо реструктуризированы, переведены койки в другие отделения. Было сокращение штатов.

– Все это продолжается не первый месяц, как региональный минздрав реагирует на ваши обращения?

– Нам были выделены четыре миллиона на выплату заработной платы в декабре, на этом все. Рекомендации: оптимизируйте свои штаты, старайтесь выполнять на сто процентов все запланированные мероприятия в плане посещения, диспансеризации, и тогда у вас будет финансовая стабильность. Но на 100% выполнить диспансеризацию не совсем реально, никто в области не выполняет. Вот такие рекомендации.

– Перед кем у вас на сегодняшний день накопились долги?

– Перед поставщиками. Электричество, бензин, ряд медикаментов, продукты питания. Мы просто не сможем в рамках существующих отношений в рамках 44 ФЗ заключать договора или контракты, потому что денег нет. Сейчас все это жестко контролируется через минфин, мы даже в долг взять не можем.

Жители Карпинска активно подписывают петицию против закрытия стационара – за четыре дня свои подписи оставили почти 2000 человек. На той же онлайн-площадке есть как минимум еще одна петиция, посвященная медицинским учреждениям Свердловской области: молодые мамы Среднеуральска и Верхней Пышмы жалуются на острую нехватку педиатров и узких специалистов в поликлиниках, из-за чего им приходится обращаться в коммерческие медцентры. По их словам, вызвать педиатра на дом, даже если у ребенка температура, практически невозможно, а скорую помощь ждут по часу.

Город Верхотурье находится в той же Свердловской области, но на 200 километров севернее Среднеуральска и Верхней Пышмы, между ними и Карпинском. Ситуация с медицинским обслуживанием, в частности, с работой скорой помощи, здесь почти не отличается.

В стационаре, бывает, нет реаниматолога

– Работаем по одному на машине, – рассказывает фельдшер верхотурской скорой помощи Илья Бочериков, – один фельдшер, один водитель. И вызовы-то всякие бывают, сложно одному бывает на вызов прийти. Одна бригада в день работает, другая в ночь. Бывает вызовов до 10 в сутки, бывает и до 40. В стационаре, бывает, нет реаниматолога. Один реаниматолог всего, он отдежурит свою смену и уходит домой. Привозим больного тяжелого, и может поступить еще один вызов тоже к тяжелому. Получается, надо и врача привезти, и ехать потом еще и на вызов. Я работаю третий год здесь, в Верхотурье, на скорой помощи. Значительно за это время уменьшилась зарплата. Даже стажисты говорят, что потеряли от 8 до 10 тысяч в связи с переходом на новую оплату труда, которая в том году появилась. Оклад увеличили до 10 тысяч, а все остальное убрали. За стаж сейчас не платят, федеральная была надбавка, ее тоже сейчас, грубо говоря, не платят. У меня выходит 17–18 тысяч, даже с дежурствами, с переработками. Некоторые начали увольняться, другие начали работать только на ставку, потому что не хотят уже гробить свое здоровье. Зарплаты уменьшаются, цены растут.

– Помимо низких зарплат, какие еще есть проблемы у службы?

– Нехватка лекарств многих и оборудования, аппараты ЭКГ – один работает, другой стоит в приемном покое, мы его иногда берем, иногда не можем, потому что больные и туда поступают. Тех же тест-полосок на сахар, глюкометров, анальгина нет. Когда спрашиваем, почему анальгина нет, когда появится, отвечают, что тендеры не выиграны.

– В чем причина?

– Долги больницы. В результате этого происходят все сокращения и урезания зарплат. Как нам говорит начальство, долги у вас за то, что страховые компании штрафуют. Надо ведь работать по стандартам, а если у нас нет препаратов таких, какие положены по стандартам?! Если давление 150 и выше, надо уже снимать кардиограмму, а у нас, бывает, это не получается, так как кардиограф только один.

В ноябре прошлого года министр здравоохранения Свердловской области Игорь Трофимов заявил, что сейчас на 51 медицинском учреждении региона висит просроченная кредиторская задолженность на общую сумму около 530 миллионов рублей. Среди причин такой ситуации – выполнение майских указов президента о росте зарплат, высокие налоги, а также выросшая из-за падения рубля себестоимость высокотехнологичной медпомощи, не имеющей отечественных аналогов.