Около 200 тысяч граждан Украины потеряли возможность общения из-за того, что поддерживаемые Россией сепаратисты захватили офисы компании "Укртелеком" на востоке страны. Ранее сепаратисты объявили, что возьмут под свой контроль все предприятия на территории под их контролем в ответ на блокаду Донбасса.
Больше месяца бывшие бойцы добровольческих батальонов под руководством нескольких депутатов Верховной Рады блокируют торговлю с неподконтрольными Украине территориями. Они перекрыли железную дорогу и несколько автомагистралей. Почему призывают прекратить торговую блокаду и украинские власти, и лидеры так называемых самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик? И что означает заявление сепаратистов о введении ими "внешнего управления" на украинских предприятиях Донбасса?
Торговую блокаду организовали депутаты Верховной Рады, в частности, внефракционный Владимир Парасюк и представители фракции "Самопомощь" Семен Семенченко и Егор Соболев. В акции уже больше месяца участвуют десятки бывших бойцов добровольческих батальонов. Они требуют освободить пленных, удерживаемых в "ДНР" и "ЛНР", а также остановить "торговлю на крови" с сепаратистами. Такая торговля, по мнению протестующих, выгодна олигархам и подогревает вооруженный конфликт, жертвами которого за три года стали почти десять тысяч человек. Украинские власти призывают прекратить акцию, поскольку из-за блокады не поставляется антрацит с территорий, контролируемых самопровозглашенными республиками, и это, заявляют в Киеве, угрожает остановкой металлургических предприятий и ряда электростанций. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков не исключил, что участников блокады могут разогнать силой, если правоохранительным органам будут даны такие полномочия. Как рассказал находящийся в центре событий бывший командир добровольческого батальона "Донбасс", депутат Семен Семенченко, накануне протестующим удалось отбить атаку неизвестных:
– Они действовали, по мнению штаба блокады, в координации с полицией. В результате полиция сообщила о задержании 37 человек и сразу же их отпустила. Думаю, что это наемники одного из олигархов, который тесно связан с нашими правоохранительными органами. Если вновь будут какие-то незаконные, подрывные действия против ветеранов военной операции в Донбассе, то штаб готов к отражению новой атаки.
– Ваши требования изменились? При выполнении каких условий вы готовы остановить блокаду?
– Мы по-прежнему выдвигаем два условия: принять закон о временно оккупированных территориях, который законодательно запретит торговлю с оккупантами, а также освободить наших пленных.
– 19 февраля вы пригрозили украинским властям и блокадой железнодорожного сообщения с Россией. Когда она может начаться?
Если бы им это было выгодно, то они бы все это давно национализировали, как это было сделано в Крыму
– Штаб рассматривает такой вариант. Как только он будет готов организационно, логистически, кадрово, сразу начнем. Потому что у нас идет война, Россия – страна-агрессор, и аморально торговать с агрессором и крайне ущербно для национальной безопасности.
– 1 марта стало известно, что в так называемых "ДНР" и "ЛНР" в ответ на товарную блокаду объявили о введении "внешнего управления" на украинских предприятиях. Как вы расцениваете такой шаг?
– Как цирк. Территория оккупированная с 2014 года. Боевики там ничего не решают. Если бы им это было выгодно, то они бы все это давно национализировали, как это было сделано в Крыму. Им выгодно держать ситуацию как есть. Эти предприятия платили налоги так называемым "ДНР" и "ЛНР". На эти деньги финансировались убийства украинских военных. Кроме того, часть предприятий вообще принадлежит гражданам РФ, например, владельцем Донецкого металлургического завода является российский гражданин Нунсенкис, а Алчевский металлургический завод принадлежит Внешэкономбанку РФ. Поэтому они могут разыгрывать любые цирковые представления для того, чтобы народ поменял свое мнение относительно блокады, но пока украинский народ поддерживает блокаду, поскольку понимает, что во время войны аморально торговать с теми, кто убивает украинских детей и украинских солдат, – говорит депутат Семен Семенченко.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Поставки в неподконтрольные Украине районы Донецкой и Луганской областей, в том числе пороха и различных строительных материалов, позволяют сепаратистам создавать боеприпасы, укреплять старые и строить новые оборонные сооружения. Кроме того, говорит президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, часто товары на оккупированную территорию поставляются в долг:
– В долг они получают и электроэнергию, и воду, и другие услуги. Это значит, что Украина кредитует, финансирует и объекты, и всю эту территорию квазиреспублик. Поэтому естественно, это все устраивает лидеров сепаратистов Александра Захарченко, Игоря Плотницкого. Территория функционирует, деньги можно своевременно не платить. Для воюющих сторон, оказывается, нормально обмениваться товарами, финансировать друг друга и фактически создавать социально-экономическую базу для продолжения военных действий и укрепления военного потенциала ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей. – РС). Получается, что Россия дает ОРДЛО военную технику, оружие, снаряды, пули, а Украина – продукты питания, медицинские препараты и т. д. Все это, конечно же, нужно, но они ведь убивают украинцев, грабят их. Я хочу напомнить, что на оккупированной территории электроэнергия в 10 раз дешевле и газ, вероятно, в 8–10 раз дешевле. То есть население и предприятия, работающие там, находятся в другом экономическом пространстве, не только в юридическом смысле, но и фактически. И тут еще Украина помогает, финансирует эти территории. Но тогда этот конфликт затянется надолго. Действительно, это план Путина, который стремится создать кровоточащую рану в Украине и в течение длительного времени намерен забирать кровь из нашего украинского организма и бесконечно долго поддерживать эти квазиобразования. Они будут и дальше издеваться над нашими пленными, отказываясь их отдать. И все это мы должны терпеть? Естественно, что это договор с олигархами, с нашей и с той стороны. Им все равно, где их предприятия – в Украине, в оккупированном Донбассе или в России, они между собой договорились, поддерживают друг друга, и судьба людей и государства их не интересует, – полагает Владимир Лановой.
17 февраля вступило в силу распоряжение правительства Украины о чрезвычайных мерах в электроэнергетике. Решение приняли из-за блокады участниками акции поставок антрацита из Донбасса. При этом утверждалось, что запасов антрацита хватит для работы энергосистемы немногим более чем на месяц. Однако глава правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик опровергает эту информацию:
Правительство не садится за стол переговоров с протестующими, которые ставят правильные требования, в том числе и о ликвидации теневых схем торговли, и заявляют о готовности пропускать критический импорт
– Практически на каждом предприятии достаточно антрацита, чтобы нормально завершить отопительный сезон. На некоторых предприятиях угля хватит более чем на сто дней. Сейчас можно говорить, что чрезвычайные меры в электроэнергетике не были оправданы. Фактически я вижу здесь нагнетание ситуации из-за того, чтобы одного олигарха, который контролирует 70 процентов теплоэнергетики Украины, не лишить доходов. Это первое. И второе – чтобы не переходить от использования угля группы "А" – антрацитов, к газовому углю группы "ГР". Фактически еще эта блокада показала, что за последние два года, когда боевики "ДНР" и "ЛНР" прекращали поставки угля Украине, то за этот период не было осуществлено диверсификации поставок. Правительство не садится за стол переговоров с протестующими, которые ставят правильные требования, в том числе и о ликвидации теневых схем торговли, и заявляют о готовности пропускать критический импорт. Вместо диалога для их разгона направляются так называемые титушки, власть заявляет, что если не будет прекращена блокада, то шахтеры с той стороны останутся без работы, и они вынуждены будут взять в руки оружие. Не об этом следует вести речь. Необходимы конкретные решения по энергонезависимости Украины и тех рисков, которые идут не только со стороны "ЛНР" и "ДНР", но и их командиров в России.
Олигарх, которого упоминали собеседники, – это Ринат Ахметов, контролирующий, как отмечалось, до 70 процентов украинской теплоэнергетики и компанию "Укртелеком". Его состояние, по данным издания Bloomberg, оценивается в 3,66 миллиарда долларов, и несколько крупных заводов и шахт Ахметова находятся на подконтрольной сепаратистам территории Донбасса. Что означает переход находящихся там предприятий под "внешнее управление" так называемых "ДНР"и "ЛНР"? Продолжает Валерий Боровик:
– С одной стороны, это их собственное желание, независимо от позиции российских кураторов. С другой стороны, это же палка о двух концах. Допустим, они национализируют эти предприятия, но ими же нужно управлять, следить за оборудованием. А опыт показывает, что в основном там предприятия "убиваются". И еще один момент. Антрацит с той территории, кроме Украины, никому не нужен. В России есть более дешевый кузбасский уголь. Поэтому они стопроцентно завязаны на поставки в Украину. Поэтому сделали они это заявление, а что дальше? Тем более что отопительный сезон заканчивается, роста потребления угля в ближайшие месяцы не ожидается. Кроме того, если правительство надавит на компании Ахметова с тем, чтобы они реконструировали работающие на угле электростанции, то сепаратистам уже некому будет сбывать свою продукцию. Конечно же, многие предприятия, находящиеся на непродконтрольной нам территории, зарегистрированы в Украине и платят налоги в украинский бюджет. Но кто больше всего на этом зарабатывает? И здесь еще нужно посчитать, что выгоднее в этой ситуации для государства Украина, – считает руководитель правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик.