Российская Государственная дума приступила к рассмотрению законопроекта о реновации жилья в Москве, устанавливающего, в частности, порядок сноса пятиэтажек и переселения их жителей в другие многоквартирные дома. В четверг, 20 апреля, документ, поддержанный рядом комитетов Госдумы и президентом Владимиром Путиным, был одобрен в первом чтении.
Для принятия документа предполагается внести изменения в закон "О статусе столицы РФ" и отдельные законодательные акты "в части установления особенностей реновации жилищного фонда столицы РФ – города федерального значения Москвы".
Согласно законопроекту, москвичи, которых переселят по программе реновации, получат равнозначное, но, как обещают власти, "гораздо более благоустроенное жилье" без доплаты. Список пятиэтажек, которые планируют снести в первую очередь, уже опубликован.
Накануне рассмотрения законопроекта в Думе его раскритиковал Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Об этом пишут "Ведомости". "Законопроект о реновации пятиэтажек в Москве не решает поставленной задачи – обновления жилищного фонда", – говорится в отзыве экспертов. "Стоимость предоставляемой недвижимости может оказаться во много раз ниже стоимости освобождаемого, а удаленность от прежнего места может повлечь как ухудшение бизнеса, так и его прекращение. Возможности выплаты стоимости также нет", – обращаютвнимание эксперты Совета.
Ранее депутат Госдумы Галина Хованская заявляла, что законопроект не может быть принят в первом чтении – к нему слишком много замечаний. Эксперты полагают, что многие его положения не соответствуют Конституции. По мнению Хованской, если принять законопроект в нынешнем виде, он будет работать до первого обращения в Конституционный суд РФ.
Эксперты считают, что необходимо "более четко прописать обеспечение прав граждан по поводу получения нового жилья", дать более ясное определение термину "реновация жилищного фонда" и конкретизировать понятие "равнозначное жилое помещение", которое предоставят гражданам взамен снесенного.
Законопроект отводит жильцам пятиэтажек два месяца на подписание документов о переселении. В противном случае московские власти получат право добиваться переселения через суд. При этом обжаловать решение суда жильцы смогут лишь в части, которая касается "равнозначности" новой квартиры, но не смогут оспорить сам факт переселения.
В проекте нет норм, которые регулируют действия с жильем в залоге (например, того, которое приобретено в ипотеку).
Законопроект не дает собственнику права отказаться от предложенного городом варианта, если он соответствует формальным требованиям (по метражу и количеству комнат), но не устраивает по другим причинам: не тот этаж, угловое расположение, теневая или солнечная сторона, расположение комнат, метраж кухни и иных помещений.
Многие москвичи, живущие в престижных районах с развитой инфраструктурой, не согласны ехать в новостройки рядом с МКАД. Программу московских властей по переселению они называют "нарушением Конституции" и их права собственности. Кроме того, рыночная стоимость их жилья после переезда значительно упадет.
В день рассмотрения законопроекта партия "Яблоко" проводит серию одиночных пикетов против его принятия у Госдумы. Почему – объяснил один из лидеров партии Сергей Митрохин:
Может, кому-то и повезет, но на примере Останкино мы видим – людей переселяют поближе к МКАД
– В Москве отменяются все градостроительные нормы – и федеральные, и нынешние московские. То есть все происходит по принципу – строим, где хотим, как хотим и сколько хотим.
Застройка любой плотности, любой высотности, застраиваем какие угодно зеленые, культурные, исторические зоны, нам ничего не должно мешать. Вы представляете, какое безобразие начнется с точечными застройками в каждом квартале, опять будут вырубать зеленые насаждения, которых в Москве и так очень мало. Ну, а что касается самих переселяемых – там тоже счастье будет не очень большое. Может, кому-то и повезет, но уже сейчас на примере района Останкино мы видим, что людей переселяют поближе к МКАД. А участки, которые освобождаются – зеленые, с хорошей инфраструктурой, рядом с метро, – это лакомые объекты для инвестиций. Вот они расчищаются за бюджетные деньги, людей будут переселять на окраины, в промышленные зоны, где очень им будет очень тяжело освоиться, а на освободившихся местах будут зарабатывать деньги инвесторы, естественно, не без пользы для чиновников, которые будут им предоставлять эти земельные участки. Все очень просто, ясно и все как всегда. Но я думаю, что этому надо сопротивляться, – считает Сергей Митрохин.
По официальным данным, общая площадь домов устаревшего жилищного фонда в Москве – 25 миллионов квадратных метров. На них проживает около 1,6 миллиона человек. В настоящий момент власти организовали телефонный опрос. Москвичей спрашивают, готовы ли они участвовать в программе. В мае на основе данного опроса планируется составить предварительные списки домов для включения в программу реновации.
Московская активистка, жительница Тимирязевского района столицы Юлия Галямина считает программу властей по переселению пятиэтажек нарушением Конституции – людей лишают их собственности, а также права обжаловать это в судебном порядке:
Остап Бендер гордился бы нашими депутатами, потому что это афера века
– Я думаю, что Остап Бендер гордился бы нашими депутатами, потому что это такая афера века! Люди одновременно пилят бюджет и еще получают дорогую московскую землю в собственность. Потрясающий расклад, мошенники всего мира рукоплещут! По сути, сейчас строительное лобби не может продать 75 процентов новостроек, которые они понастроили, это так называемые "гетто" на окраинах Москвы, и они пытаются теперь впарить это никому не нужное жилье городу. А город радостно на это идет, скорее всего, не без какого-то интереса московских чиновников, которые слиты со строительным лобби в единое целое.
– Московские власти вроде бы обещают не переселять москвичей в отдаленные районы, говорят, что все будет хорошо, и квартиры у них будут с ремонтом... Каковы основные претензии к этой московской программе по сносу пятиэтажек, чего боятся люди?
Я свою квартиру искала два года, брала ипотеку
– Люди не боятся, люди законы читают! Есть право собственности на недвижимость и, главное, на землю, которая в Москве очень дорогая. Они хотят отобрать у нас нашу землю и нашу недвижимость и отдать ее непонятно кому, а нам взамен дать какую-то более дешевую землю, естественно, какие-то квартиры, которые непонятно из чего построены. В законе написано, что это может быть любой соседний район в пределах округа, но явно же не в центр будут отправлять, а из центра, непонятно, в каком микрорайоне, какой этажности и так далее. Я лично в своей пятиэтажке квартиру покупала, у меня Тимирязевский район, до сих пор выплачиваю кредит, искала ее два года – какой вид из окна, какие соседи, какая расположенность относительно метро, относительно парка и так далее. Мне важно каждое дерево под моим окном и каждый мой сосед, я выбрала себе среду обитания, это мой выбор. Сейчас к людям относятся как к крепостным, которых можно поднять по свистку и переселить в другое место. Это нарушает все основополагающие права человека!
– Вы сказали, что брали ипотечный кредит, чтобы купить квартиру. И как с этим теперь быть?
– Я не допускаю даже, что меня кто-то переселит! И моих соседей не переселят, мы этого не допустим! Не знаю, как они собираются выяснять отношения с банками, но это уже не наша будет проблема.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Какая часть москвичей, по-вашему, за эту программу, а какая против? И что вы собираетесь делать дальше?
Начинается мощное общегородское движение против сноса
– Против не только весь наш дом, но и весь наш квартал. Мы сейчас собрали подписи у жителей 22 домов нашего квартала, которые против. Они все сейчас проводят общие собрания собственников. Мы все подписи пошлем в разные места относительно нашего квартала. Конечно, будем поднимать и соседние кварталы тоже на это. И вообще, сейчас начинается мощное общегородское движение против сноса (в Facebook создана группа "Москвичи против сноса". – Прим. РС). Надо просто обращаться в разные инстанции. В России искать правду очень сложно, но надо обращаться в суды, в Конституционный суд, потом в Европейский суд по правам человека, возможно, обращаться в какие-то международные правовые организации. Потому что это совершенно беспрецедентный акт нарушения прав человека и Декларации прав человека, и базового права собственности, – считает Юлия Галямина.