Уроженцу Киргизии Дастану Шершееву – 26 лет. Еще недавно он был "широко известен в узких кругах" – как боец, выступающий на соревнованиях по кикбоксингу и тайскому боксу. Теперь Шершеев стал настоящей звездой и символом борьбы за справедливость. 22 апреля в Казани он отказался уходить с ринга после того, как судья засчитал ему поражение в бое с россиянином Антоном Калининым несмотря на то, что Шершееву удалось отправить соперника в нокдаун. На следующий день интернет облетела видеозапись боя, на которой видно, как главный судья турнира угрожает киргизу депортацией из России и тюрьмой, если тот не откажется смириться с поражением и покинуть ринг.
После попыток охраны силой вывести Шершеева с ринга (неудачных) он взял у ведущего микрофон и произнес речь, в которой поблагодарил зал за поддержку. "Вы все видели, я выиграл!" – "Да!" – кричат в ответ зрители. "Задайте себе вопрос: где в этом мире справедливость?" – "В деньгах!" – кричит кто-то из зала. "Или имеет значение цвет моей кожи?" – "Нет!" – кричат люди на трибунах.
На следующее утро, после того как видео поединка и происходивших после него событий посмотрели десятки тысяч человек, Дастан Шершеев проснулся настоящей звездой. Спустя несколько дней он появился в качестве гостя в утреннем политическом шоу "Кактус", которое в рамках видеопроекта "Навальный LIVE" ведут соратники оппозиционного политика Николай Ляскин и Любовь Соболь. Боец рассказал, что уже несколько лет большую часть времени проводит в России, где у него есть собственный бойцовский клуб. По его словам, он не держит зла на россиян после случившегося и уверен, что справедливости можно добиться только в том случае, если готов за нее бороться.
Бой, во время которого произошли описанные события, проходил по так называемым "правилам TNA". Они сочетают в себе элементы кикбоксинга, карате и тайского бокса. Регламент турнира и правила являются авторской разработкой его организаторов. Турниры по этим правилам проводятся в Казани с 2007 года. Ни судья, ни организаторы не извинились перед Дастаном Шершеевым, однако предложили ему матч-реванш с тем же самым соперником. Киргизский боец это предложение принял.
О своем взгляде на эту историю Дастан Шершеев рассказал в интервью Радио Свобода:
– По правилам TNA проводятся три раунда по три минуты. Если в течение трех раундов не будет нокдауна, дается экстра-раунд. Я своего соперника в третьем раунде отправил в нокдаун, но судья как-то не обратил на это внимания и, наоборот, дал мне предупреждение. Потом дали четвертый раунд, экстра-раунд. В экстра-раунде я вышел полным сил и выиграл его на 80%. И вот я стою, уверен в себе, что сейчас поднимут мою руку, радовался, что выиграл, но, к сожалению, подняли не мою руку. Мне очень обидно было, что судьи так несправедливо вынесли свой вердикт, и я отказался выйти из ринга. Я требовал справедливости, я требовал правду, я требовал честности. В какой-то момент судья этот говорит: "Если ты сейчас не выйдешь, мы тебя депортируем". Главный судья это сказал. Я сказал: "Мне все равно". И тренер мой меня тоже поддержал. Потом главный организатор подходит к моему тренеру и говорит: "Давай, выходите, если не выйдите – вызовем охрану!" Мы говорим: "Ну, вызывайте". Потом пришла охрана. Такой маленький, еле-еле дышащий человек. Охрана мне говорит: "Давай, выходи, Дастан!" Я говорю им: "Это не ваше дело, не вмешивайтесь!" В итоге я вышел, но я сам вышел, никто меня не заставлял. Я взял микрофон и поблагодарил всех в зале "Татнефть Арены". Там целый зал за меня был, целый зал меня поддерживал, вы представляете? Я их всех поблагодарил за поддержку и задал вопрос: "Где справедливость?" Даже на видео видно, как толпа меня поддерживает. Все так и закончилось, но вчера федерация TNA предложила матч-реванш. Он будет через два месяца, там и решим все вопросы.
– Как бы вы оценили то, что произошло на ринге?
– Вы все это видели. Это было очень неприятно. Ты отдаешь столько усилий, тренируешься, готовишься, и тут из твоих рук отбирают победу. Это очень обидно. Те, кто занимается спортом, это поймут.
– Что происходило после этого боя? Вам угрожали или, наоборот, присылали сообщения со словами поддержки? Раньше вас знали только те, кто интересуется такими боями, теперь ваша известность вышла за рамки спорта.
– Мое видео уже набирает три миллиона просмотров. Да, я быстро стал известным, но я к этому не стремился. На все воля Всевышнего. Я это принимаю достойно, потому что я мужчина, я отвечаю за все свои слова. За те, что там говорил, за те, что сейчас говорю. Я иду до конца.
– В интервью соратникам Алексея Навального в программе "Кактус" вы рассказали, что на самом деле живете в Москве уже пять лет. За это время вам приходилось сталкиваться с проявлениями расизма или ксенофобии?
– Давайте скажем так: Россия – это великая держава. В России живет много наций. Нельзя из-за одного человека говорить, что русские – нацисты. Это будет ошибкой. Бывают люди, как этот судья, который мне угрожал. Но из-за одного человека о целом народе нельзя так говорить. Я раньше в Москве не сталкивался с такими проблемами, мне никто не угрожал, меня никто не ущемлял. Я хожу достойно, с поднятой головой, не даю себя в обиду и не дам.
– Приходилось ли вам раньше бороться за справедливость и восстанавливать ее?
– Я живу этим. Я за справедливость, я за правду. Да, бывали случаи, потому что мы, молодежь, должны отстаивать свое.
– Вы знаете о проблемах, с которыми ваши соотечественники и выходцы из других стран Центральной Азии сталкиваются в России? Вы общаетесь друг с другом в рамках диаспоры, помогаете друг другу?
Мы сотрудничаем с МВД. Они периодически приходят и проводят, скажем так, уроки
– Да, мы общаемся. В моем зале под моим руководством тренируется 250 человек. Среди них есть люди разных национальностей, но есть группа, куда приходят только киргизы. Мы сотрудничаем с МВД. Они периодически приходят и проводят, скажем так, уроки: как надо действовать в той или иной ситуации, к кому обращаться, на тему экстремизма. Они нас поддерживают, я им очень благодарен.
– После того, как вы пришли на канал Алексея Навального, оппозиционного политика, не боитесь, что вас тоже признают экстремистом?
– Что бояться? У нас все по закону, все конкретно. Я лично не совершал ни административных, ни уголовных правонарушений, мой зал тоже. Почему я должен бояться, если меня русские тоже поддерживают? Русский народ и все СНГ меня поддерживает. Я не боюсь, я за справедливость. Я и мой народ, мы идем до конца. Мы не сдаемся, мы такие.
– Алексей Навальный тоже справедливость, но российские власти считают его экстремистом, вчера вот на него в очередной раз напали.
– Ну, видите – за это надо бороться и не сдаваться. А те, кто борется, кто ищет, тот всегда найдет. В любом случае, что бы ни случилось, придет и наш день, будет и на нашей улице праздник.
– Российские власти в числе прочего упрекают Навального в том, что он хочет устроить в стране революцию. В вашей стране за последние 20 лет их было аж две. Как вы относитесь к такому способу смены власти?
– Я живу спортом, я не хочу смешивать политику и спорт. Я в спорте. Политика – это не мое. На этот вопрос я не могу ответить.
– На вашей родине, в Киргизии, за последние годы жизнь стала лучше или хуже? Почему вы решили открыть спортивный клуб в Москве, а не в Киргизии?
– Ну, если уж на то пошло, давайте поговорим. Не могу сказать, что у меня на родине все живут хорошо. Есть люди, которые живут хорошо, а есть те, кому не хватает на хлеб. Мои земляки, киргизы, приезжают сюда не от хорошей жизни. Они хотят подзаработать, подкормить свои семьи, дом построить. Их тоже надо понять. За последние годы у нас было очень много смен власти, но мы надеемся, что у нашей республики – светлое будущее. И есть такие люди в нашем парламенте, которые за справедливость, которые не покупаются за деньги.
– Вы знаете, что Навальный выступает за введение визового режима со странами Центральной Азии? Как вы относитесь к этой идее?
– Я думаю, что даже если сделать визовый режим – это ничего не изменит. Россия в целом очень нуждается в мигрантах.
Россия в целом очень нуждается в мигрантах
– Недавно был теракт в метро Санкт-Петербурга. Правоохранительные органы считают его исполнителем Акбаржона Джалилова, выходца из Киргизии, из Оша. Многие в России, впрочем, давно перестали верить официальным версиям властей после таких происшествий – после того же взрыва в метро сначала виновным назначили одного человека, только за его мусульманскую одежду, потом другого, за его казахское происхождение, потом вот этого Джалилова. Вы следили за всей этой историей, что вы о ней думаете?
– Да, следил. Мы, киргизы, за мир. Мы хотим, чтобы мир во всем мире был. Мы, киргизы, к этому теракту не имеем никакого отношения. Я и все мои земляки, мы законопослушные люди, мы не экстремисты. Я отвечаю за всех, что киргизы не пойдут по такому пути – взорвать кого-то. В исламе нет такого. Ислам, наоборот, призывает всех жить дружно, чтобы была дружба между народами. Знаете, я хочу донести до каждого молодого человека, который сюда приезжает, донести, что в жизни разные случаи бывают. Чтобы если он попадет в какую-то ситуацию, то вел себя правильно. Я их лично приглашаю, и мы с ними такие беседы ведем.
– Со смешанными спортивными единоборствами в России недавно был связан еще один скандал – в Чечне организаторы одного из турниров устроили показательные бои детей на ринге. Рамзан Кадыров и его сторонники говорят, что в этом ничего особенного нет, в других регионах России многих детские бои возмутили. Как вы к этому отнеслись?
– Извините, я не могу это комментировать.
– Сейчас вы планируете вернуться в Киргизию или останетесь в Москве?
– У меня на каждый месяц запланированы бои. Чемпионат мира в Белоруссии, потом реванш с Антоном Калининым, и так дальше и дальше.
– Организаторы боев по правилам TNA предложили вам реванш, а кто-нибудь из них вообще перед вами извинился за произошедшее в Казани? Хотя бы тот самый судья?
– Нет, никто не извинялся, и тот судья тоже.