Тамаре Михайловне Чечиной из подмосковного Железнодорожного 81 год. Вот уже пять лет она выходит на все протестные акции и посещает процессы, где судят политических активистов. "Мне 82-й год, но смотреть на то, во что превращается наша страна, я не могу. Нас сейчас ненавидит весь мир – только из-за этого, простите, упыря. Путин – это война, без войны он не удержится у власти. Путин – это воровство сплошное, это коррупция", – заявила пенсионерка журналисту Радио Свобода Мумину Шакирову на акции "Надоел!", которая прошла 29 апреля. За четыре дня это видео на странице Радио Свобода в фейсбуке посмотрели более 600 тысяч пользователей.
Мы решили поговорить с Тамарой Михайловной подробнее и в более спокойной обстановке. Бывшая преподавательница русского языка и литературы Тамара Чечина рассказала, почему ей обидно за своих сверстников и за что она разлюбила Путина, как она переписывается с Олегом Навальным и почему боится за его брата Алексея, а также зачем всем несогласным нужно "раскачивать лодку".
Тамара Михайловна всю жизнь прожила в Краснодаре, больше 40 лет она преподавала сначала в строительном училище, потом в художественном. Много лет давала частные уроки, в итоге "заработала" серьезные проблемы со связками. Говорит она с трудом, скрипучим голосом, "вам, наверное, и слушать-то его неприятно". 15 лет назад Чечина переехала к дочери в Подмосковье, 6 мая 2012 года, пять лет назад, она впервые пошла на протестную акцию.
Меня не рядовой омоновец ударил, а, видно, чин какой-то, он потом еще на мост побежал, к генералу на доклад
– Если честно, мне просто интересно стало, почему люди протестуют, решила посмотреть на все это своими глазами, – вспоминает она. – Там-то я и получила удар в сердце локтем – меня не рядовой омоновец ударил, а, видно, чин какой-то, он потом еще на мост побежал, к генералу на доклад. Вокруг были дубинки, какая-то девушка буквально выдернула меня из толпы. А потом я познакомилась с Борисом Немцовым, он мне даже книжку подарил. Хотите, прочитаю, что он мне написал? "Дорогой Тамаре Михайловне с благодарностью!", а потом он меня познакомил с ребятами из "Комитета 6 мая", и я тоже стала активисткой, ходила на все акции, искала деньги на юристов, в общем, помогала узникам Болотной. Когда Бориса (Немцова. – РС) убили, мне было так плохо, не передать словами. Сейчас очень за Алексея Навального переживаю, лишь бы с ним ничего не случилось. А с его братом Олегом я переписываюсь, уже три письма от него пришло, не устаю поражаться, какой он умный, благородный и интеллигентный человек, юриспруденцию вот сейчас в тюрьме изучает.
– Знакомые ходят с вами на митинги?
Они мне говорят: зачем ты ходишь на митинги, вот чего тебе не хватает? Не раздета, не голодаешь!
– Нет, что вы. Они мне говорят: зачем ты ходишь на митинги, вот чего тебе не хватает? Не раздета, не голодаешь! А сами донашивают одежду 20-летней давности, питаются просроченными продуктами и не задумываются, что завтра их внуков отправят на какую-нибудь войну и там убьют. Если честно, то обидно, что нет поддержки среди моих сверстников. Одна подруга мне вообще заявила, что я хожу на митинги за деньги. А я ей: какие деньги, я ведь не за "Единую Россию" хожу! Я жизнью не избалована, живу одна в своей однокомнатной квартире, пенсии хватает. Но дело-то ведь тут не в материальном. Ведь давят всякое инакомыслие, власть боится своего народа, прячется за спинами омоновцев. Сейчас вон заказали новые водометные машины для разгона митингов.
– Вам ведь самой раньше нравился Путин, почему сейчас вы настроены против него?
– Да, раньше я считала, что раз он из КГБ, то он знает людей. К тому же я всегда жила на периферии, в Краснодаре, а там народ всегда за власть. А теперь я понимаю, что у Путина одна цель – обогатиться. Он варится в своем котле и не хочет знать истинное положение дел в своей стране. Понимаете, у нас сейчас не власть государства, а власть бандитов. У нас нет правосудия, нет нормальных судов. Я побывала на многих судебных процессах и все это видела лично. Судье говорят, а она не слышит, что ей говорят. Была я на суде над Сергеем Удальцовым, приговор почти пять часов зачитывали, все это время простояла на ногах, тяжело было стоять. Удальцов никакой не националист, как его пытаются представить. Как и Навальный, хотя про него такое тоже говорят. А они против революции, за мирный переход власти. Была я на суде и над Сергеем Кривовым (осужден по "Болотному делу" на 3,9 лет колонии общего режима, в июле 2016-го вышел на свободу. – РС), замечательный ведь человек, как и другие "узники 6 мая". Того же Кривова ни за что ведь посадили! А он ведь и голодовку держал, помню, как ему прямо на суде плохо стало, мы требовали, чтобы врача вызвали. Не вызывали! Тогда мы окружили автозак... Побывав на акциях, я узнала, как много хороших толковых молодых ребят. Те же "болотники", Алексей Навальный, конечно, его окружение, Гудковы, отец и сын, Кривов тот же, Удальцов. Есть ведь у нас народ, но их никуда не пускают, не пускают на выборы.
– Я знаю, что у вас сохранился школьный дневник за 1953 год...
– Да, тогда еще учительница плакала и ходила проверяла по рядам, кто плачет, а кто нет. Я не плакала. А вечером случайно услышала разговор отца с матерью. Папа, он фронтовик был, куча орденов и медалей, войну закончил в Берлине, сказал ей тогда, что Сталин хуже Гитлера. Я была потрясена просто. А мы же, воспитанные на Павлике Морозове, и первая моя мысль была доложить об этом куда следует. Но любовь к папе все же победила, никуда я не пошла. Мама моя, кстати, не терпела никаких разговоров против власти, так ей советская власть мозги запудрила, сразу их на корню пресекала. А отец мой, который коммунистов ненавидел, сам вступил в партию в 1945-м, в Германии. А через два года вышел из нее, и ничего ему за это не было, специалист он был хороший, уважали его...
Какое может быть восхваление партии, если она страну в тупик завела?
А однажды, уже 80-е были, к нам в училище пришла комиссия с проверкой, как мы восхваляем партию. А у меня тема Чехов, при чем тут партия? Так мне на педсовете потом поставили это в пику, что недостаточно идейная. А я им: какое может быть восхваление партии, если она страну в тупик завела? Физкультурнику нашему тоже пеняли за то, что не восхваляет КПСС. И смешно, и трагично. А я ведь еще лекции по научному атеизму читала, я сама в бога не верю, вот, смеюсь теперь, он меня и наказал за те лекции – 10 лет назад сорвала связки, не голос теперь, а скрип. Иногда так хочется на митингах покричать! А нечем. Вот лозунги себе сделала, хожу с ними. Один – "Рыба гниет с головы, нами правит тухлая рыба", это про Путина. Есть еще один, с его портретом и подписью "Дождемся!". Помните, Путин часто говорил "не дождетесь"? Однажды подругу свою уговорила на митинг пойти, я с плакатом, конечно же, была, кажется, там было "Путин, хватит врать и воровать", у меня шнурок на ботинке отвязался. Говорю ей – подержи плакат, дай завяжу. А она ни в какую, боится. И ничего ты с этим не поделаешь, народ сейчас одурачен телевидением и не смотрит на происходящее критически, хотя внутренне, конечно, все все понимают. А я "Эхо" ("Эхо Москвы". – РС) слушаю, компьютер у меня совсем старенький был, там все читала, да вот сломался несколько дней назад, жалко.
– Вы на акции "Надоел!" дошли в итоге до приемной президента?
– Да, конечно! Передо мной женщина была. Она вот умная, правильные слова сказала, я их всей душой поддерживаю: "Хоть перед внуками стыдно не будет". У меня двое маленьких внуков, поэтому надо "раскачивать лодку". Хочется почувствовать себя свободным человеком. 6 мая на проспекте Сахарова будет очередная акция, как раз пять лет, как я со свободными людьми. Пойду обязательно!
29 апреля по всей стране были задержаны около 200 активистов, принявших участие в акции "Надоел!". В Москве задержаний не было. Около тысячи протестующих передали в администрацию президента обращения с требованием к Путину отказаться от участия в выборах в 2018 году.