В Сенате США прошли слушания в отношении вмешательства России в политический процесс в США. Председатель подкомитета по юридическим вопросам сенатор Линдси Грэм открыл заседание.
Во вступительном слове сенатор Шелдон Уайтхаус заявил, что Россия использует полный набор инструментов для вмешательства в политический и избирательный процесс в США, чтобы повлиять на происходящее. Для этого используются фальшивые новости, тролли и боты, которые распространяются такими изданиями как РТ и Спутник в определенное время. Одной из задач правительства России в ходе избирательной кампнии 2016 года в США была попытка создать негативный образ бывшего госсекретаря и кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон, заявил Уайтхаус.
По его словам, Россия занималась кибер-операциями и кражей е-мейлов, а затем использовала их для утечки, чтобы оказать влияние на политический процесс в США в пользу кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа. Сенатор-демократ напомнил, что 7 октября 2016 года ресурс Викиликс начал публиковать материалы, полученные в результате взлома компьютеров Демократической партии США и председателя комитета Джона Подесты. Он также привел как пример попытки повлиять на политический процесс случаи контактов бывшего помощника президента США по Национальной безопасности генерала Майкла Флинна с послом России Сергеем Кисляком, а также контакты нынешнего министра юстиции Джеффа Сешнса, а в прошлом сенатора, с послом РФ.
Уайтхаус сообщил, что Россия использует теневой бизнес и грязные деньги для влияния на политический процесс в США. Сенатор обратил внимание на то, что в своей прошлой бизнес-деятельности президент США Трамп поддерживал контакты с партнерами в России. И имел в своем окружении людей, тесно связанных с Россией, подчеркнул он.
Выступая на слушаниях, бывший глава Национальной разведки США в администрации президента Обамы, Джеймс Клэппер, заявил, что достижения, которых Россия добилась по вмешательству в избирательный процесс в США в 2016 году, приведут к новым вмешательствам в избирательные процессы в других странах. Клэппер выразил мнение, что итоги прошлогодних президентских выборов в США "превзошли самые смелые ожидания" россиян. "Они теперь вдохновлены на то, чтобы продолжать такую деятельность в будущем, как здесь у нас, так и по всему миру, и делать это еще более активно", - сказал он. Клэппер призвал американцев "коллективно осознать серьезность этой угрозы и дать ей отпор". Клэппер заявил, что Викиликс является негосударственной разведывательной службой, используемой российской разведкой. По его словам, попытки России направлены на то, чтобы разделить западные страны, в том числе и в Европе, и добиться снятия санкций, введенных после аннексии Крыма.
Бывшая и.о. министра юстиции Салли Йейтс, уволенная президентом США Трампом за отказ исполнить запрет на въезд в США граждан из мусульманских государств, выразила такое же мнение. Она также предупредила, что многие вопросы, интересующие сенаторов, "являются засекреченными". Йейтс заявила, что предметом озабоченности американских спецслужб было то, что генерал Майкл Флинн, как высокопоставленное лицо администрации США, может подвергнуться попытке шантажа или может быть скомпрометирован российскими властями из-за его связей в Москве, о чем она предупреждала представителей переходной команды Трампа. По её мнению, Майкл Флинн также лгал президенту и вице-президенту о своих контактах с российскими представителями.
И Йейтс, и Клэппер, отвечая на вопросы сенатора Линдси Грэма о том, известно ли им, кто передал газете "Вашингтон пост" стенограмму подслушанного телефонного разговора генерала Флинна с послом России, заявили, что им неизвестно, кто это сделал. Утечка этой стенограммы в прессу привела к крупному скандалу, к увольнению Флинна и фактически положила конец его карьере.
По словам Клэппера, Россия собирала информацию как о демократах, так и о республиканцах в ходе избирательной кампании 2016 года, но использовала её только против кандидата демократов - Хиллари Клинтон.
И Йейтс, и Клэппер выразили убеждение, что российские власти вмешивались в избирательную кампанию в США, но отказались признать степень этого влияния на избирателей и на исход выборов.
Сенаторы договорились продолжить слушания в закрытом режиме, чтобы выяснить вопросы, которые нельзя обсуждать публично.