РРРРРусский художественный союз

Захар Прилепин

В России новая организация мастеров культуры - Русский художественный союз.

Создали его писатель и политрук Захар Прилепин, режиссёр Эдуард Бояков, рок-музыканты Александр Скляр и Юлия Чичерина, актёр Сергей Пускепалис и многие другие.

Ксения Ларина:

Господи, какой ужас. Хочу знать "и других". Чтоб не вляпаться.

Дмитрий Врубель:

Только я бы его назвал "РРРРРРусским художественным союзом", чтобы ещё страшнее было))

На только что созданном сайте союза выложены его главные документы. Их можно цитировать бесконечно:

Цель и задача проекта — Формирование национальной идентичности средствами искусства. Создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил.

Будучи эмоциональным проводником традиции, социального опыта, искусство обладает огромной силой воздействия на сознание людей. Визитной карточкой нации в каждую эпоху является Высокий стиль. В нем концентрируются идеалы, знания, жизнеспособная философия и технологический уровень.

Для Церкви Высокий стиль — проекция Логоса на мирскую жизнь. Для науки – адвокат знаний и высоких технологий. Для государства – проводник патриотизма. Для искусства – реализация идеи универсального, коллективного произведения о совершенной человеческой природе, идеи, которая была близка и Платону, и Вагнеру, и Гегелю, и русским философам начала 20 века. На бытовом уровне – Высокий стиль свидетельствует о таком неуловимом качестве, как человеческое счастье.

Противоположностью Высокого стиля в любой момент истории является пошлость – выражения эгоизма, своекорыстия и потребительства. Именно такой момент Россия переживает последние четверть века. Отсутствие развитого символического поля, внятной культурной политики, авторитета современного искусства и художников мирового уровня – свидетельствует об упадке творческой индустрии. Именно поэтому Россия пока проигрывает Западу на территории так называемой soft power.<...>

Сегодня как никогда общество готово принять Традицию. Впервые за много лет консервативность проявляется не только в крестных ходах или очередях на поклон православным святыням. Сегодня к ним прибавились тысячи желающих попасть на выставки русской классической живописи, а также многомиллионная акция «Бессмертный полк». Впервые статус абсолютного бестселлера завоевывает книга священника «Несвятые святые», а фильм «Остров», повествующий о православном монахе, выбивается в лидеры проката. Люди все чаще оглядываются назад – в советское и дореволюционное прошлое – в поисках подлинных героев, глубоких смыслов, вдохновляющих мотивов. В творчестве молодых художников начинает оживать и действовать Традиция. Когда, как не сегодня время поддержать этот процесс?<...>

Принципы объединения:

Традиционализм (ценностная категория, структурная основа культуры). Традиция – норма существования человека как Божьего творения. Художественное новаторство возрождает эту норму из кризиса, а не тестирует на прочность.

Евразийство, многополярный мир (государственная политика, геополитический выбор и общественная мысль в широком смысле термина «евразийство»).

Православие (основа национальной культуры, уважение к канону, аскетике, личной практике).

Русская культура и русский язык (пространство служения и почва для развития).

Актуальный язык (современное искусство, коммуникативные технологии).

Открытость (преодоление одиночества художника, связь с аудиторией и профессиональным сообществом).

Рефлексия (поле экспертизы, критики, корпус СМИ, мониторинг текущей ситуации).

Сотрудничество, соработничество с государственной властью (помощь правительству в выработке ключевых решений в области культурной политики).

Образование, самообразование, регулярный обмен идеями и знаниями (обеспечение связи языков, жанров, поколений с помощью специальной инфраструктуры и технологий).

Эдуард Бояков:

Объявление о создании Русского Художественного Союза вчера принесло много и поздравлений, и напутствий, и предложений. Мы, инициаторы, в целом, очень довольны.

Я и на пресс-конференции говорил и сейчас повторю: наша группа - инициативная. Мы создавали, моделировали открытую структуру - и для новых членов и для новых смыслов, проектов.

Дмитрий Врубель:

ВДНХ-стайл: православие, сталинский ампир и Беляев-Гинтовт. Конечно, весь этот манифест надо озвучивать голосом Жыгурды.

Гораздо проще излагает в "Комсомольской правде" сочувствующий Дмитрий Стешин:

Случилось страшное: нашему народу и немалой части творческой интеллигенции надоел бесконечный либеральный карнавал в высоких сферах российского искусства. И больше всего надоела откровенно антироссийская и прозападная идеология, которую продвигают в своих творческих союзах люди «с хорошими генами». Надоели литературные конкурсы, где из года в год эти деятели культуры награждают друг друга и сами дают друг другу интервью. Их фильмы с антироссийским душком или фигой в кармане режиссера проваливаются в прокате, книги выходят мизерными тиражами, а театры прогорают. Все это длится уже два десятка лет, за счет налогоплательщиков, и, казалось, праздник не кончится никогда. Много лет на этот карнавал не обращали внимания, пока не случился Донбасс. И вдруг выяснилось, что пока простые люди собирали гуманитарку на сотни миллионов рублей, принимали беженцев и ехали на Донбасс воевать и умирать, эти деятели культуры наперебой поддерживали «постмайданную Украину» и попеременно то рыдали от недостатка пармезана, то аплодировали санкциям против своей же страны. Страшно далеки оказались они от народа. И переназначить самоназначенных «мэтров» не получится просто так – не 37-й год на дворе. Но, если в обществе есть серьезный запрос на противовес, значит, его нужно создать.

Но вообще скепсиса по поводу нового проекта в сети довольно много.

Елена Лопатникова:

Ну, понеслась! Ещё крестовый поход организуйте! Захар Прилепин... Может быть лучше заняться творчеством - композитору писать музыку, писателю - писать книги, архитектору - строить дома и храмы. Что ж вы всё в какие-то стаи сбиваетесь? К чему это?

Сергей Сретенский:

Неудачная идея, прям скажем. На то и художник, чтоб отражал своё видение с разных сторон нашей действительности. Народ уже знает кто есть кто. Чтобы спасать культуру нужно заниматься поиском новых имён и их популяризацией. А сепаратор по принципу - "мы все как один патриоты" смахивает на украинский патриотизм. В литературе на первом месте стоит талант

Юрий Самодуров:

Объявлено о создании "Русского художественного союза". Ощущение, что это что-то отчасти "черносотенное". Единственный, об имени кого очень сожалею в этом списке - это композитор и философ Владимир Мартынов. Многих не знаю, а присутствию некоторых , например художника Гинтовта, писателя Прилепина не удивлен. А вот имя Мартынова в этом списке меня огорчает. Он замечательный композитор!

Галина Ельшевская:

такие мощные мозги запудрить сложно, но, думаю, он недолго там пробудет. Мартынов -- никак не либерал, скорее имперец, человек парадоксального ума, не только прекрасный композитор (по-моему так великий, несмотря на "конец времени композиторов"), невероятно интересная фигура, -- и там ему компания несколько "не по росту"

Станислав Ивашковский:

Коль там такие, как Тарло, Чичерина и Прилепин, "союз" обречён на "успех". Надо перечитать "Бесы" Ф. М. Достоевского!

Галина Музычук:

К счастью, ни писателей, ни актеров таких не знаю ( разве что Мартынова с Прилепиным ) Судя по физиономиям - новая редакция Союза Михаила Архангела в художественном, так сказать, варианте...

Симон Пастух:

А где Бурляев?! Дугин где?!!! Я возмущен.

Юрий Альберт:

Они должны сразу объединиться с союзом офицеров-моченосцев, а председателем взять Энтео

Алексей Беляков:

Тут не идея, тут бюджеты. Баблосы нужны пацанам. Бояков - виртуоз бабло приносящих затей, но раньше делал это изящно, а то и с блеском. Теперь обветшал, истерся, угас. На уровне Хирурга проекты.

Анна Берсенёва:

Было бы странно, если бы такие мощные творцы не слились воедино. Каждому из них поодиночке денег дать даже Мединский постеснялся бы. А коллективу как не дать?

Олег Лекманов:

Пророчество, или Классик комментирует

В четверг писатель Захар Прилепин, режиссер и продюсер Эдурад Бояков, композитор Владимир Мартынов и музыкант Александр Ф. Скляр объявят о создании принципиально-новой творческой организации – «Русского художественного союза». А вот скажите - они специально вчетвером это объявили? Чтобы прекрасное стихотворение Саши Черного уже совсем идеально подходило?

Четыре нравственных урода —
Один шпион и три осла —
Назвались ради ремесла
«Союзом русского народа».

Громить и грабить — сесть в тюрьму,
И конкуренция большая:
Одних воров какая стая —
Известно Богу одному.

А здесь идея и значки,
Своя печать, свобода глотки,
Любовь начальства, много водки,
Патриотизм и пятачки...
1908

Олег Пшеничный:

В 1908 году никому не могло быть известно о потенциальном существовании в природе Захара Прилепина, Эдуарда Боякова, Владимира Мартынова и Александра Ф. Скляра. Однако, надо же!

Дмитрий Ольшанский:

А у либералов бывают люди, с которыми они радикально не согласны, но чьи взгляды они готовы уважать? Ну, в рамках либерализма, что ли.

Дмитрий Михайлин:

Вообще-то о создании РХС объявили 40 человек. Так что стих хороший, но совсем не в тему.

Андрей Новиков-Ланской:

Недружественными были отдельные комментарии в фейсбуке - но это как раз и предсказуемо, и по-своему забавно. Когда произносишь слова "русский", "церковь", "Христос", в общем-то, понимаешь, что интеллигентные мелкие бесы неизбежно будут немного нервничать. Да, покорчились, покорежились - но и только. У нас же впереди большие дела.

Сергей Мардан:

Люблю, когда людей от слова "русский" корежит. Значит хорошая идея...

Марат Гельман:

а я вот приветствую этот союз. Конечно наличие нескольких коньюктурщиков типа Эда Боякова его слегка дискредитирует, но Беляев-Гинтов - хороший художник хоть и правых взглядов, Мартынов - хороший композитор (его Дети Выдры по Хлебникову - шедевр реальный) Прилепин - хороший писатель. Ну все они по нынешним временам - мракобесы. Ну ок, талант пробьется сквозь.
Нельзя забывать, что в русской философии, и как в зеркале в культуре, все самое острое и интересное рождалось в диалоге и споре условных "западников" с условными "славянофилами".

Но при одном условии - они будут не бороться на организационном уровне со своими оппонентами, пользуясь близости к власти, а даже помогать им создать альтернативную структуру. Будут не призывать запрещать что бы то ни было, а пропагандировать свое.

Правда, Константин Эггерт считает, что бороться будут - вот его колонка для "Немецкой волны":

Это очень характерно для России - травить оппонентов за государственные средства. Условно говоря, Прилепин - коллективную Улицкую, Скляр - коллективного Макаревича, Бояков - коллективного Серебренникова. Это очень по-советски. Именно так Константин Федин, Алексей Сурков и иже с ними добивали Пастернака - не давали печататься, не давали переводов, не давали слово молвить в свою защиту. Некоторые (вроде Константина Симонова, которому так явно подражает Прилепин) даже верили в то, что делают нужное дело, "защищают социализм от врага", одновременно выбивая себе дачи, загранпоездки, пайки.

Настоящая цена этих тридцати серебренников оказалась страшной - либо забвение (кто теперь читает фединых, стаднюков, сурковых?), либо моральный надлом (как у того же Симонова). Но объяснением, если не оправданием для всех этих членов Союза советских писателей мог служить хотя бы животный страх, раз и навсегда поселившийся в их душах при Сталине.

Сегодняшние претенденты на формирование, в том числе, и моей идентичности ничего не боятся. Включая Бога, о котором так любят витийствовать. Ведь это так здорово, когда твои убеждения приносят заодно звонкую бюджетную монету! Только вот идентичность ничью (в том числе мою) вам не сформировать и не изменить. Если не вышло у Симонова, то точно не выйдет у Прилепина. Зато вышло у Пастернака. Даже посмертно. Без всякой господдержки.