Шоу с вертолетами

В Киеве Печерский районный суд избирает меру пресечения бывшим высокопоставленным украинским чиновникам времен президентства Виктора Януковича. Они были задержаны 24 мая в ходе масштабной антикоррупционной спецоперации, которая проходила одновременно в 15 регионах Украины.

В антикоррупционной спецоперации участвовали 1700 сотрудников полиции и около 500 военных прокуроров. В результате были задержаны 23 бывших высокопоставленных чиновника Министерства доходов и сборов, которых подозревают в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег в период с 2011-го по 2014 годы. Еще двоим удалось скрыться. Утверждается, что руководил преступной группой бежавший после "революции достоинства" в Россию экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. Нанесенный государству ущерб оценивается в 96 миллиардов гривен (по курсу на то время – свыше 10 миллиардов долларов).

Задержанных, в частности, в Полтаве, Харькове и Днепре на вертолетах доставили в киевский аэропорт Жуляны, где их встречали не только спецназовцы, но операторы ведущих украинских телеканалов. Привозимых в украинскую столицу коррупционеров показывали в прямом телеэфире. Из аэропорта задержанных отвозили в Генпрокуратуру, где им вручали постановления, а далее – в Печерский районный суд Киева для избрания меры пресечения. Глава МВД Украины Арсен Аваков рассказал в четверг журналистам, что удалось конфисковать у задержанных:

"3 килограмма 700 граммов золота, 50 килограммов серебра, 5 с половиной миллионов долларов наличными. Кроме того, 3,8 миллиона гривен, 280 тысяч евро. Общий ущерб от их деятельности – порядка 96 миллионов гривен, которые поступили в карманы Клименко, Януковича и их сообщников. Несмотря на такие масштабы, суд отпускает некоторых из них под личное обязательство. Мы такого не понимаем и понять не можем. Я очень рассчитываю, что дальнейшие решения суда по ключевым фигурантам этого дела будут более объективными. В противном случае будем садиться с генпрокурором и думать о каких-то других реакциях", –заявил Аваков.

Протесты против коррупции в нынешнем правительстве Украины. Киев, май 2017 года

Под личное обязательство суд отпустил экс-руководителей налоговой инспекции Крыма Константина Циркуна и Подольского района Киева Алексея Ярошенко. Кроме того, Печерский суд нескольким высокопоставленным чиновникам времен президентства Виктора Януковича избрал меру пресечения в виде двухмесячного ареста с альтернативой возможности внесения залога в сумме от одного до 100 и больше миллионов гривен. Максимальный пока денежный залог в 100 миллионов 230 тысяч гривен суд назначил за выход на свободу бывшего председателя Государственной налоговой администрации Харьковской области Станислава Денисюка. Реагируя на ироничный вопрос пользователей соцсетей: "Развезут ли вертолетами по домам тех, кого суд уже отпустил?", главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос ответил: "Нет! Скорее всего, вертолеты прилетят к тем, кто их точно не ждет! Но немного позже".

Заочно арестованный в феврале этого года Апелляционным судом Киева по обвинению в завладении государственным имуществом в особо крупных размерах – и находящийся сейчас, вероятно, в Москве – Александр Клименко написал в фейсбуке: "Так называемая масштабная антикоррупционная операция в истории Украины – не более чем пиар и шоу, которое подготовили к отчету 24 мая генерального прокурора Юрия Луценко". Эта история, убежден Клименко, по замыслу ее организаторов должна отвлечь украинцев от войны в Донбассе, экономического кризиса и безумных деклараций нынешних представителей украинской власти.

О проведенной антикоррупционной спецоперации и ее последствиях рассуждает руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Действующая власть вовсю борется с коррупционерами предыдущей власти – и намного отстает в борьбе с коррупцией в своих рядах

"Действительно, это было медийное шоу с голливудским размахом – задействованием сил спецназа, доставкой задержанных на авиатранспорте из регионов в Киев. Но сейчас любая антикоррупционная или другого рода политическая кампания – тоже своеобразное шоу, чтобы этот акт впечатлил всех медийных потребителей. С другой стороны, это все же не пустая пиар-затея, она является и своеобразной акцией устрашения чиновников предыдущего режима. Многим из них придется либо пойти на сделку со следствием и возвращать в госбюджет украденные деньги, если это будет доказано, либо покидать страну и скрываться от украинского правосудия. Это своего рода антикоррупционная зачистка представителей предыдущей власти. Конечно же, это и акт правосудия, но и серьезный политический месседж – как генерального прокурора, так и в целом нынешней украинской власти. Есть только одна проблема. Действующая власть вовсю борется с коррупционерами предыдущей власти – и намного отстает в борьбе с коррупцией в своих рядах. И генпрокурору, чтобы не было скепсиса относительно любых его шагов на этом посту, необходимо учесть такую критику, этот дисбаланс, чтобы не было никаких подозрений, что такие вот масштабные акции, как последняя, предпринимаются специально, под отчет генерального прокурора в Верховной Раде".

По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, нынешнему расследованию способствовал отстраненный в марте от должности руководителя Государственной фискальной службы Роман Насиров. Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) инкриминирует Насирову "злоупотребление властью и служебным положением, которые привели к убыткам государству в размере более 70 миллионов долларов". Некоторые эксперты не исключают, что заявление Матиоса призвано восстановить запятнанную репутацию Насирова. Продолжает Вадим Карасев:

"Не думаю, что власти таят своей целью совсем обелить Романа Насирова. Но в какой-то степени его пытаются реабилитировать, добавить немного позитива к негативному портрету, нарисованному в ходе расследования НАБУ. И это может быть связано как с самим фигурантом громкого дела НАБУ, так и с латентной, часто прорывающейся на публику конкуренцией. Я бы не употреблял здесь слово "конфликт", а именно "конкуренция" – между правоохранительными органами, которые в целом контролируются украинской политической элитой. Это Генеральная прокуратура, военная прокуратура, МВД, и новые антикоррупционные органы, которые были сформированы с помощью западных партнеров Украины и пользуются поддержкой украинского гражданского общества".

После "революции достоинства" в Украине при содействии западных структур появилось много новых органов по борьбе с коррупцией. Кроме Антикоррупционного бюро, это и Специализированная антикоррупционная прокуратура, и Национальное агентство по предупреждению коррупции, Государственное бюро расследований, и Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики при президенте. Тем не менее создание этих институтов пока не привело к кардинальным успехам. Ответственность за это внефракционный депутат Верховной Рады Виталий Куприй возлагает на главу государства Петра Порошенко и его команду, которые, по мнению парламентария, занимаются лишь саморекламой, проводя дорогостоящие антикоррупционные операции в отношении предшественников:

"Депутаты Верховной Рады и рядовые украинцы достаточно критично оценивают последнюю антикоррупционную операцию властей. Нужно ли было привлекать вертолеты для того, чтобы доставить задержанных в Киев, где впоследствии их отпустил столичный суд? Сколько стоила эта операция? И неужели обязательно нужно было ее приурочить к выступлению с отчетом в Раде генерального прокурора Юрия Луценко? Многие украинцы полагают, что борьба с коррупционерами прежнего режима не настолько актуальна, как борьба с действующими чиновниками, сотрудниками правоохранительных органов, которые также уклоняются от уплаты налогов и воруют деньги из государственной казны".

Нужно ли было привлекать вертолеты для того, чтобы доставить задержанных в Киев, где впоследствии их отпустил столичный суд?

В прошлом месяце Украина конфисковала со счетов отстраненного от должности президента страны Виктора Януковича и его окружения в государственном Ощадбанке около полутора миллиардов долларов. Президент Порошенко тогда заявил, что эти деньги направят в первую очередь на нужды национальной армии, и анонсировал блокирование средств на счетах других бывших высокопоставленных чиновников. Спустя месяц стало известно, что на конфискованные деньги претендуют несколько инвестиционных компаний, зарегистрированных на Кипре. Они утверждают, что не имеют никакого отношения ни к Януковичу, ни к представителям его бывшей команды, и считают незаконным решение Краматорского суда Донецкой области о применении процедуры конфискации к их имуществу.