Беженцы и крестоносцы

Ума Турман получит "Хрустальный глобус" в Карловых Варах

В Карловых Варах открылся 52-й международный кинофестиваль. О самых интересных фильмах Радио Свобода рассказал его программный директор Карел Ох.

– Будут ли в этом году какие-то изменения в концепции фестиваля по сравнению с прошлым годом, когда в главной программе преобладали дебюты и вторые ленты начинающих авторов?

– Нет, в этом году будет столько же дебютов в главном конкурсе, как и в прошлом, – половина из двенадцати конкурсных фильмов, но будет больше фильмов из Центральной и Восточной Европы. Продюсеры и режиссеры из этих стран любят возвращаться на наш фестиваль и привозить новые картины, потому что Вары – идеальная стартовая площадка и путевка в большую кинематографическую жизнь. Они знают, что прокатчики, потенциальные копродюсеры и журналисты приезжают сюда главным образом, из-за этих фильмов.​

– Стало традицией показывать лучшие чешские фильмы 60-х годов в реставрированных цифровых копиях. На фестивале показывали шедевры Формана, Менцеля, Войтеха Ясного, в прошлом году с большим успехом был показан фильм Ивана Пассера "Интимное освещение". В этом году это "Магазин на площади" режиссеров Яна Кадара и Эльмара Клоса, получивший "Оскара" в 1965 году…

Это, будет так называемый "Особый показ" и мировая премьера реставрированной копии. У нас стало традицией показывать эти фильмы в первую фестивальную субботу в большом зале отеля "Термаль" при участии либо самих создателей, их коллег или членов семей, главным образом потомков, продолжающих семейные кинематографические традиции. После показа в Варах эти фильмы разлетаются по всему миру, прокатчики их с удовольствием покупают и рекламируют.


– В начале шестидесятых режиссеры этого фильма взялись по тем временам за полузапрещенную тему: как во времена немецкой оккупации Чехии от нее отделилась Словакия и, установив у себя фашистский режим, стала союзником Гитлера. Проводники новой идеологии – словацкие гвардейцы – получили право экспроприировать еврейское имущество и выселять словацких евреев в концлагеря. Один такой гвардеец, заполучив галантерейный магазин на главной улице, принадлежащий пожилой вдове, совершенно не разбирающейся в возникшей ситуации, подарил его своему родственнику, явившемуся в магазин хозяином. Однако хозяйка полагает, что это просто новый приказчик. На протяжении всей картины происходит сближение словака со старой еврейкой, блестяще сыгранной примадонной Варшавского еврейского театра Идой Каминской. Финал фильма трагичен. Старая женщина отправлена в концлагерь, а словак, не простивший себе того, что не смог ее отстоять, кончает с собой. Участники съемок вспоминают, что Ян Кадар, бывший фактически главным постановщиком этого фильма, привез упирающуюся Каминскую из Варшавы в Словакию вместе с дочерьми и молодым мужем. На репетициях сначала ничего не получалось, пока Кадар не сказал: "Пани Каминска, вы – не леди Макбет на подмостках вашего театра, а полуслепая словацкая деревенская еврейка. Играйте, пожалуйста, именно это, и будьте любезны, наденьте дырявые зубы". Каминская возмущалась плохой и неинтересной ролью, но в результате показала блестящую работу, увенчанную "Оскаром"... А какой фильм представит Чехию в конкурсной программе в этом году?

Чехию будет представлять молодой, но отнюдь не безвестный режиссер Вацлав Кадрнка. Его первый фильм "80 писем" был представлен на прошлогоднем Берлинском фестивале и высоко оценен нашей критикой. Для главного показа мы выбрали его новый фильм "Маленький крестоносец", эта очень необычная лента представляет собой экранизацию одноименного стихотворения чешского поэта 19-го века Ярослава Врхлицкого. Это стилистически изысканная картина о маленьком рыцаре-крестоносце, отправившемся в поход в Святую землю, и о его отце-крестоносце, разыскивающем сына. Визуальный ряд необычен, этот фильм потребует интенсивной сосредоточенности со стороны зрителей.

– В конкурсной программе есть картины о недавних войнах и новых беженцах...

Да, в фильме из Боснии "Мужчины не плачут" есть отзвуки братоубийственных войн на Балканах. Через двадцать лет после военного конфликта собираются ветераны на сеансе у психолога, где симулируются пережитые ситуации. Здесь мотивы и ксенофобии, и нетерпимости, и религиозных конфликтов. Фильм отличается прекрасными актерскими работами, я смотрел его на одном дыхании.

Теме беженцев посвящен турецкий конкурсный фильм "Еще больше". Это не политическая агитка, а глубоко правдивая история отца и сына, занимающихся нелегальной перевозкой сирийских иммигрантов из Турции в Грецию. Этой же проблематике посвящен английский документальный фильм "Еще одна свежая новость", в котором критике подвергаются журналисты, отправляющиеся на греческие острова, чтобы первыми накинуться на беженцев и описать душераздирающие истории. Необычный и оригинальный фильм.

От этих фильмов резко отличается камерная мелодрама "Кондитер", снятая израильским режиссером Офиром Раулем Грайзером. Это яркий зрительский фильм; достаточно сказать, что наша строгая отборочная комиссия, состоящая из молодых киноведов, признающих только артхаус, единодушно высказалась за включение этого фильма в конкурс, настолько они были потрясены и растроганы увиденным.

Кадр из фильма Бориса Хлебникова "Аритмия"

– А самые яркие фильмы из России и постсоветских стран?

Хочу похвально отозваться о двух российских фильмах. Один будет показан в главном конкурсе, другой в нашей традиционной и популярной программе "На Восток от Запада". Первый это фильм "Аритмия" известного режиссера Бориса Хлебникова, необычайно точный анализ распада супружества с яркими актерскими работами. Другой фильм называется "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Режиссер этого фильма Александр Гант составил интересный ансамбль актеров. Наряду с новой кинозвездой Евгением Ткачуком в нем играют Алексей Серебряков и Андрей Смирнов, снимавшиеся в фильмах Андрея Звягинцева "Левиафан" и "Елена". Мы с большим удовольствием приняли в главный конкурс новый фильм нашего друга, победителя 49-го Карловарского фестиваля Георгия Овашвили. Новый фильм называется "Хибула", он рассказывает о том, как первый демократически избранный президент Грузии Звиад Гамсахурдия был вынужден с группой верных соратников скрываться от путчистов в горах Кавказа. Так же как и предыдущий фильм Овашвили "Кукурузный остров", этот фильм блестяще снят и умно структурирован. Безусловно, он станет украшением фестиваля.

– Карел, вы были членом жюри секции "Особый взгляд" на недавнем фестивале в Каннах. Что дал вам опыт работы в таком жюри и что можно позаимствовать из драматургии этой секции для карловарской программы "Иной взгляд"?

Замечу, что "Особый взгляд" и наша секция "Иной взгляд" никак не связаны, кроме сходства названий. Наша секция возникла в девяностые годы, и ее содержание несколько иное, чем в Каннах. А работа в этом жюри мне очень многое дала. И прежде всего то, что наше жюри ежедневно подробно обсуждало каждый увиденный фильм. И в дискуссии рождалось общее мнение.​

– Председателем жюри этой каннской секции была кинозвезда Ума Турман. Недавно вы объявили, что она приняла приглашение Карловарского фестиваля, где примет "Хрустальный глобус" – приз президента фестиваля, равно как и американский актер Кейси Аффлек. Повлияла ли ваша совместная работа с Турман в жюри на ее решение приехать в Карловы Вары?

Нет, это простое совпадение. Президент фестиваля Иржи Бартошка уже давно прилагал все усилия, чтобы пригласить Уму. Она обещала приехать уже несколько лет назад, а в Каннах просто подтвердила, что по времени ей эта поездка подходит. Конечно, мы говорили с ней о Карловарском фестивале. Впрочем, она много слышала о нем от своих коллег, уже побывавших у нас.

Мне остается добавить, что на этом фестивале будет представлена обширная ретроспектива японского кино. Будут показаны фильмы Кэндзи Мидзогути, в том числе его шедевры "Сказки туманной луны после дождя" и "Повесть о поздней хризантеме". Так же как и в прошлом году, в главном жюри не будет председателя, а пятеро членов жюри из Швейцарии, Колумбии, Испании, США и Чехии будут иметь равные права. "Хрустальный глобус" фестиваля за вклад в киноискусство будет вручен английскому режиссеру Кену Лоучу.