28 июня в нескольких театрах России прошла акция в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии" – Алексея Малобродского, Нины Масляевой и Юрия Итина.
Формы у этой акции абсолютно разные, пояснила Радио Свобода накануне ее проведения арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская:
– В большинстве театров сезон уже окончен, особенно в регионах. Поэтому формы проявления солидарности театральных деятелей с Алексеем Малобродским, Ниной Масляевой и Юрием Итиным разные. Кто-то из руководителей театров записал видеообращение, кто-то выступит перед своими зрителями, и это будет записано на видео. Потом это будет размещено в специально созданной группе в интернете, а также на самых разных ресурсах. Это акция солидарности с Алексеем Малобродским и другими фигурантами дела "Седьмой студии". Ее цель – привлечь внимания к этому делу. Наша просьба к суду, к следственным органам о смягчении мер пресечения. Потому что сейчас Алексей Малобродский и Нина Масляева арестованы. Есть более мягкие меры пресечения, например, домашний арест или подписка о невыезде. По версии следствия, речь идет якобы о хищениях средств, выделенных на проект "Платформа".
– В начале недели появилась информация о том, что сразу несколько театральных сообществ обратились к главе СКР Бастрыкину с просьбой изменить меру пресечения Малобродскому, Масляевой и Итину. Эти письма как-то связаны с акцией поддержки?
– Самые разные профессиональные сообщества высказывают сейчас поддержку Малобродскому и другим фигурантам дела "Седьмой студии". Среди них, например, Ассоциация театральных критиков, Ассоциация "Гильдия театральных менеджеров", Союз театральных деятелей. Это три крупные влиятельные силы на театральном поле. Наша акция солидарности – это способ консолидировать театры вне институций. В понедельник была открыта наша страница. Во вторник 20 театров подтвердили свое участие в этой акции. Надеемся, что их будет около 50. Все, кто сегодня выступает в защиту Малобродского, просят или требуют смягчения меры пресечения для Алексея и других фигурантов дела на время следствия. Это совершенно нормально. Формы каждый избирает свои. Некоторые театры, например "Геликон-опера", полагают, что театр – не место для митингов. Другие считают, что театр – это как раз есть общественный форум, где обращаться к зрителям художник или руководство должны напрямую. Но я не знаю ни одного человека, который бы не проявлял солидарность с нашими коллегами, с людьми, которых мы знаем много десятков лет, которые трудятся на благо русского театра, – сказала Елена Ковальская.
Во многих российских театрах сезон завершен, некоторые из них отправляются на гастроли. В частности театр Et Cetera, которым руководит глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, в ближайшие дни начинает гастроли в Хабаровске. Калягин, который не часто комментирует подобные ситуации, заявил агентству РИА Новости, что считает неправильным заключение под стражу бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. "Малобродского обвиняют не в убийстве, не в терроризме, даже не в злостном хулиганстве, – подчеркнул Александр Калягин. – Его обвиняют в том, что он не так потратил государственные деньги. Чисто экономический проступок. А к нему применили крайнюю меру, заключили под стражу как злостного преступника. Зачем, хочу я спросить? Он что – убежит? Наденьте на него браслет. Ведь есть такая возможность".
Вся эта история с Серебренниковым – это, к большому сожалению, всего лишь рудименты одной и той же болезни
Художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский отказался комментировать ситуацию, поскольку следствие в отношении бывших менеджеров "Седьмой студии" продолжается, кроме того, Нина Масляева в последнее время работала именно в театре "У Никитских ворот". Розовский подчеркивает, что Масляева честный работник, и театр предоставил в следственные органы все необходимые характеристики на свою сотрудницу. Марк Розовский особо отметил, что Нина Масляева по прежнему является сотрудником театра "У Никитских ворот", ее никто не увольнял.
Несмотря на то что в театре "Школа современной пьесы" сезон завершен, и его артисты, и его художественный руководитель Иосиф Рейхельгауз участвуют в акции поддержки коллег.
– Наш коллектив, наша труппа сейчас в Москве. И мы участвуем в написании писем, в обсуждении, в просьбах к нашим определенным органам. Мы просим Генеральную прокуратуру изменить меру пресечения – содержание под стражей. Только это. Мы не хотим оказать влияние на расследование уголовного дела. Мы всего лишь просим держать людей, которых мы хорошо знаем, в человеческих условиях до определения их вины или невиновности, в чем мы уверены.
– Почему, по вашему мнению, мишенью правоохранителей сегодня стали театральные деятели?
– Я не думаю, что это какая-то особая выделенная из общей нашей жизни колея или какое-то особое направление. К сожалению, у нас не во всем еще есть главенство закона, главенство здравого смысла. И это одно из проявлений. Вся эта история с Серебренниковым, вся история с фильмами, с культурой – это, к большому сожалению, всего лишь рудименты одной и той же болезни.
– Это мешает художникам?
– Мешает. Это мешает жить. Это мешает лечиться. Это мешает учиться. Это мешает ходить в магазин. Хочется жить в цивилизованном государстве. Наша страна богатая. Наша страна талантливая. Очень жаль, что ее покидает много людей. Человек почему-то не главная забота. Обо всем заботимся – о вооружении, о границах, о нашем месте во всем мире – все это прекрасно, замечательно. Но хочется все-таки, чтобы прежде всего заботились о человеке. Потому что без человека все остальное бессмысленно, – сказал в интервью Радио Свобода Иосиф Рейхельгауз.
Художественный руководитель петербургского Малого драматического театра – театра Европы, почетный президент Союза театров Европы Лев Додин предложил коллегам собрать залог для бывшего генпродюсера "Седьмой студии" Алексея Малобродского. Во вторник Додин подписал обращение к режиссерам, художникам, актерам российских театров.
Художественный руководитель Российского академического молодежного театра – РАМТ Алексей Бородин обратился к коллегам по цеху на странице театра в сети "Фейсбук". Радио Свобода Бородин рассказал, почему в этой ситуации театральное сообщество должно объединиться.
– Во-первых, это касается конкретных людей, Алексея или Юрия Константиновича Итина, людей, которых я хорошо знаю. Эти люди, которые целиком устремлены в дело, которые совершенно одержимо работают на свое дело, на творчество, связанное с театральным
Я не понимаю, почему вместо того, чтобы спокойно разбираться во всем, нужно устраивать "Драму с цирком и фейерверком"
искусством. И если какие-то проблемы возникают, то я не понимаю, почему вместо того, чтобы спокойно разбираться во всем, нужно устраивать вот это... Знаете, у Маяковского в пьесе "Баня" жанр определен как "Драма с цирком и фейерверком". Вот мне совершенно непонятно, почему устраивается именно это! Проблемы могут возникать, и они возникают у каждого из нас, и наверняка это все возможно решить в деловой, спокойной обстановке, без таких непонятных, очень оскорбительных слов и для конкретно этих людей, и для всех нас, тех, кто их хорошо знает, с кем мы столько времени работали вместе. Почему нужно устраивать из этого какие-то вселенские драмы и находить в них главных людей, с которыми требуется сейчас расправиться?
– Еще недавно казалось, что подобные истории российского театра не касаются. Почему сейчас правоохранительные органы решили взяться за театральных людей?
– Я думаю, всегда ищут там, где эффектнее и проще. И здесь, мне кажется, все очень эффектно и просто. Очень популярного, очень известного, талантливого и замечательного режиссера Кирилла Серебренникова, которого все прекрасно знают, знают его позицию, знают, что он всегда говорит то, что думает, все его спектакли сделаны предельно честно, талантливо, и вот нужно вокруг него создавать всю эту историю. Я думаю, прежде всего это направлено на художника, который существует независимо и талантливо делает свое дело, – сказал художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин.
В защиту бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского выступил Конгресс интеллигенции, а также художественные руководители московских театров. Среди них Художественные руководители МХТ Олег Табаков и театра Ленком Марк Захаров.
28 июня у берлинских Бранденбургских ворот живущая и работающая в Берлине и Москве хореограф-постановщик, танцовщица, актриса, преподаватель современного танца Соня Левин инициировала пикет в защиту Малобродского.
– Человек, в защиту которого вы выступаете, знаком вам лично?
– Да, моя мама училась с Алексеем Малобродским в ГИТИСе, они дружат уже более 30 лет, и я знаю его со своих детских лет. И позднее, когда я сама начала работать в театрах, мы часто виделись. Он порядочный человек, его знает вся моя семья, и мы и все общие друзья никогда о нем ничего плохого не слышали. И это несмотря на то, что в театре всегда судачат все обо всех, и иногда не очень лестно, но я никогда не слышала, чтобы о нем говорили плохо. Он никогда ничего для себя не просил, никогда никого не подставлял, и вообще я никогда не слышала, чтобы он сделал что-либо, порочащее репутацию, очерняющее его в глазах других.
– В чем суть вашего протеста, чего вы добиваетесь?
– Пока не доказана вина, наш протест имеет целью добиться изменения меры пресечения, чтобы ее снизили, так как она сейчас явно неадекватна: он – не убийца, он не совершал никаких безумных действий, и мы просим, чтобы его перевели под домашний арест.
– Прокуратура настаивает на том, что спектакля "Сон в летнюю ночь" вообще не было, а мы видим множество рецензий и откликов. Может ли у этого театра абсурда прокуратуры быть счастливый финал – снятие обвинений? Верите ли вы, что в этом деле изначально есть какая-то предвзятость? Или, если все-таки театральное сообщество России проявит солидарность в поддержке Алексея Малобродского, возможен другой исход?
– Да, я, безусловно, в это верю и поэтому и высказываю эту веру свою. Иначе такое количество людей не поднялось бы и не стало бы его защищать. Я думаю, что все, кто высказался, а высказались многие: театровед Марина Давыдова, которая прекрасно описала ситуацию и сделала для многих ясным необходимость протеста, Александр Калягин, Андрей Могучий, Марк Захаров, Андрей Звягинцев и многие, многие другие… Если бы мы не верили в то, что делают эти люди – Кирилл Серебренников и те, кто с ним работал и работает, то не поднимали бы эту волну. Мы понимаем, что все мы занимаемся вполне альтруистично одним и тем же делом. Мы все знаем друг друга и поэтому поддерживаем. Мы понимаем, что эти люди занимаются тем же делом, что и мы, занимаются ради искусства, потому что они это просто любят. Занимаются не потому, что хотят заработать денег. Потому что если бы они хотели этого, то тот же Кирилл Семенович Серебренников имеет много других возможностей: он мог бы переехать в любой город мира, мог бы заниматься кино и зарабатывал бы гораздо больше. Но он хочет заниматься своим делом, которое очень любит, именно в Москве, и вся его команда, и все его друзья его очень поддерживают, понимают, что это происходит не ради денег, а безусловно ради любви к самому делу.
Я сама впервые инициирую акцию протеста, и я сделаю это в Берлине, потому что знаю, что здесь, несмотря на мою относительную неизвестность, мой голос будет услышан, – полагает Соня Левин.
21 июня Пресненский суд Москвы арестовал бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского – его обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на постановку спектаклей "Седьмой студии". Похожие обвинения были предъявлены бывшему бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой (она отправлена в СИЗО) и экс-гендиректору Юрию Итину, находящемуся под домашним арестом. По версии следствия, Итин, Малобродский и Масляева похитили бюджетные средства, вместо того чтобы потратить их на постановку спектакля "Сон в летнюю ночь". По мнению обвинителей, никакого спектакля не было. На самом деле спектакль был поставлен в ноябре 2012-го, показан на Авиньонском фестивале, выдвинут на премию "Золотая маска" и его видели тысячи зрителей. Один из выпусков программы Радио Свобода "Классный час" в 2013 году был посвящен обсуждению этого спектакля.