Эти две войны разделяет четверть века и объединяет - если только ненависть может объединять - неспособность людей, десятилетиями и веками живших вместе, договориться и решить свои противоречия миром. Бывшая Югославия и Украина дают печальные примеры того, как уродлива жизнь на руинах, как долго затягиваются раны войны и как непредсказуемо сегодня преломляются в памяти воспоминания о вчерашних страданиях. Вот две формально не связанные между собой истории, встретившиеся в рамках проекта "Европа для граждан": фотокорреспонденты Радио Свобода направились на юг Хорватии и на восток Украины.
"...Бой за Марьинку длился 13 часов, после несколько дней поселок обстреливали силы ДНР, в том числе и в день, когда я туда приехал. 24 января ГРАДы и "Ураганы" сепаратистов обстреляли район Восточный Мариуполя. Погибли более тридцати человек, более сотни получили ранения, в том числе женщины и дети. Я оказался в городе через несколько недель после обстрела. В большинстве жилых домов района были разбиты окна, стены разрушены, на улицах множество сгоревших автомобилей. Обстрел произошел в выходной день утром, когда жители были на рынке и не могли укрыться в домах. После установления перемирия эпизодические обстрелы продолжались: сепаратисты целили по позициям украинских военных, украинцы отвечали..."
Марьинка. Воспоминяния о войне 2014 года
"... Курорт Купари был построен для элиты Югославской народной армии, и ею же разрушен. В 1960-е годы на средства военного бюджета страны в заливе Купари, на одном из лучших пляжей Адриатики, неподалеку от Дубровника, были выстроены четыре огромных гостиницы, личная резиденция маршала Тито и кемпинг на четыре с половиной тысячи гостей. Все это социалистическое великолепие возводилось вокруг комплекса из нескольких вилл и элегантной гостиницы Grand, построенной в 1919 году чешским инвестором. Осенью 1991 года ЮНА и сербские паравоенные отряды начали военную операцию по уничтожению Дубровника, корабли вошли в залив.... Теперь на тревел-сайтах Купари называют курортом-призраком и призывают посетить это жутковатое место в рамках экстремального туризма, как свидетельство “последней войны в Европе". "Последний шанс испытать ужасы войны” – эта рекламная фраза кажется вполне циничной".
Купари. Воспоминания о войне 1991 года