Злоба дня

Шествие ультранационалистов в Виргинии

В США сносят памятники южанам – солдатам и командующим Конфедерации. Пострадал и 14-метровый Христофор Колумб. C памятника была сбита надпись: "Благословенной памяти Хрис. Колумба Окт. XII MDCC VIIIC". Эта волна – ответ на марш ультраправых в городе Шарлотсвилл, который закончился трагедией – погибла молодая женщина, 19 человек получили ранения.

Ралли в Шарлотсвилле 8 июля 2017

Мониторингом деятельности "групп ненависти" в США занимается правозащитная организация "Южный центр правовой защиты бедноты" (Southern Poverty Law Center), чья штаб-квартира расположена в Монтгомери, штат Алабама. Ее данные считаются наиболее надежными, взвешенными и подробными. Судя по карте, размещенной на сайте центра, в Соединенных Штатах в настоящее время насчитывается 917 "групп ненависти". Заметное сокращение их числа приходится на 2014 год, после чего цифра стала опять расти. К примеру, антимусульманских групп стало с тех пор на 197 процентов больше. 193 организации включены в категорию "черных сепаратистов" – сторонников экономического и культурного обособления афроамериканцев. Сегодняшний Ку-клукс-клан включает 130 местных организаций. Неонацистских группировок в стране насчитывается 99.

"Группы ненависти", как называют в Америке исповедующих агрессивную ксенофобию, появились в Новом Свете вместе с первыми английскими колонистами. Они были пуританами и ненавидели католиков. Поэтому историки считают антикатолицизм самой глубоко укорененной фобией американцев. Католиков почти во всех штатах было запрещено принимать на государственную службу: считалось, что они политически неблагонадежны, поскольку сохраняют верность Святому Престолу. На почве враждебного отношения к католикам и вследствие роста численности католиков в стране за счет ирландской, а затем итальянской иммиграции возник нативизм – движение за ограничение прав иммигрантов, в первую очередь католиков.

В 40–50-е годы XIX века антикатолические настроения вылились в целую серию бунтов. Один из них имел место в Филадельфии в мае – июле 1844 года. Филадельфия тогда была бурно развивающимся промышленным центром. В город прибывали все новые партии рабочих-ирландцев. Нативисты взбунтовались после того, как местный католический епископ попросил школьный совет освободить детей католиков от изучения протестантской Библии. Социальное напряжение приняло форму погромов: на католиков нападали, их дома и церкви поджигали. Армия и ополчение защищали католиков от бесчинств толпы, но без жертв не обошлось. В дни филадельфийских беспорядков погибли по меньшей мере 15 человек, более 50 получили ранения.

6 августа 1855 года вспыхнуло кровавое побоище в Луисвилле, штат Кентукки. Это был день выборов, и нативистская Партия ничегонезнаек (официальное название – Партия коренных американцев) подготовилась к ним по-своему: вооруженные патрули нативистов не пускали католиков на избирательные участки, а затем перешли от угроз к насилию. Число католиков, погибших в тот день, прозванный Кровавым понедельником, составило, по самым скромным оценкам, 19–22 человека, по подсчетам католической общины – свыше 100. Судя по описаниям, это был ад кромешный: боевики поджигали дома, где жили ирландцы, и расстреливали всякого, кто пытался спастись от пламени, выпрыгивая в окна, будь то ребенок или женщина.

В 70-е годы позапрошлого века в США вдруг заговорили о "желтой угрозе" – китайских иммигрантах, ставших основной рабочей силой, построившей в тяжелейших условиях Трансконтинентальную железную дорогу. Но вслед за экономическим подъемом наступил резкий спад и безработица. Дешевый китайский труд превратился в конкурента и источник раздражения американских рабочих. В октябре 1871 года синофобия переросла в Лос-Анджелесе в китайские погромы, ознаменовавшиеся крупнейшим в истории Америки массовым судом Линча: в один день озверевшие погромщики пытали, а затем линчевали от 17 до 20 китайцев.

В последовавшие 20 лет на американском Западе судом Линча казнили около 200 китайских иммигрантов. В Рок-Спрингсе, территория Вайоминг, в сентябре 1885 года белые шахтеры-иммигранты убили 28 шахтеров-китайцев, соглашавшихся работать за меньшую плату. В том же месяце того же года на территории Вашингтон близ Сиэттла группа вооруженных мужчин, вдохновленных вестями из Рок-Спрингса, открыла огонь по палатке, где спали китайские сельскохозяйственные рабочие. Итог нападения на спящих – три трупа и трое раненых. Все семеро стрелявших предстали перед судом и были приговорены к уплате 500 долларов штрафа каждый. Однако защита обжаловала приговор по процессуальным основаниям, и платить виновным не пришлось.
Эта расправа над китайцами была далеко не последней.

4 июля 1924 года. Парад Ку-клукс-клана в городе Лонг-Бранч, Нью-Джерси, в дни работы национального съезда демократов

Но самая известная американская "группа ненависти" – это Ку-клукс-клан. Она была создана проигравшими Гражданскую войну белыми южанами в 1865 году в городе Пуласки, штат Теннесси. Первоначально это была невинная забава ветеранов, надевших балахоны и гарцевавших верхом. Для пущей занимательности они назвали своего предводителя Великим циклопом. Вскоре всадники заметили, что бывшие черные рабы пугаются кавалькады всадников в балахонах. Члены организации вошли во вкус, запугивание приняло систематический характер и постепенно переросло в террор, когда афроамериканцы получили все гражданские права, в том числе право голосовать. К 1867 году ККК разросся в "Невидимую империю Юга" и насчитывал полмиллиона членов.

В ответ Конгресс принял решительные меры для защиты афроамериканцев. В том числе Закон о Ку-клукс-клане (1871), в соответствии с которым дела о белом терроризме передавались в юрисдикцию федеральных судов. Началось преследование членов ККК в судебном порядке. Организация самораспустилась, однако возродилась в 1915 году, чему немало способствовал фильм Дэвида Гриффита "Рождение нации", показавший Клан как единственный способ защиты белых от бесчинств афроамериканцев. Картина завершается торжеством Клана на Юге.

Вторая реинкарнация ККК просуществовала, теперь уже в легальном статусе, до середины 40-х годов прошлого века. Ее врагами были не только афроамериканцы, но и католики, евреи и интеллектуалы – все они, по мнению клановцев, враги настоящей Америки. Вступать в организацию могли и женщины. Организация была не только легальной, но и массовой, от ее поддержки зависело избрание губернаторов и членов Конгресса в южных штатах. Она проводила свои марши в крупнейших городах Америки. А в 1928 году, когда в Нью-Йорке проходил национальный съезд демократов, утверждавший кандидата партии на президентских выборах, на другом берегу Гудзона, в Нью-Джерси, клановцы зажгли кресты и устроили акцию в поддержку своего кандидата, сопровождавшуюся сожжением чучела его конкурента.

В третий раз Клан получил размах и популярность в 60-е, годы борьбы за отмену расовой сегрегации. Это третье воплощение ККК существует и поныне.

ККК – одна из разновидностей белого супремасизма, учения о превосходстве белой расы. Еще недавно казалось, что движение зачахло, его ряды редеют. Но сегодня Америка вдруг увидела новое поколение расистов. У них другие, неслыханные названия, харизматичные лидеры, отличная дисциплина и организация. В Шарлотсвилле их было до полутора тысяч. На их стороне Первая поправка к Конституции: они утверждают, что выступают в защиту свободы слова. Ни нацистская, ни расистская пропаганда в США не запрещена законом – следовательно, они должны иметь право на открытое выражение своей позиции. Этот аргумент не нашел убедительного ответа со стороны их оппонентов.

Далеко не все из 917 "групп ненависти" готовы к насильственным действиям. Но спираль раскручивается, и кто знает, сколько молодых людей, томящихся бездельем и тоской в захудалых городишках Америки, встанут под их знамена завтра.