"Будете гореть синим пламенем"

Власти Ростова-на Дону обещают выплатить по 100 тысяч рублей горожанам, дома которых сгорели 21 августа. Масштабный пожар, который уничтожил более 100 жилых домов, предположительно, стал следствием нескольких умышленных поджогов. Корреспонденты Радио Свобода расспросили пострадавших о трагедии.

Есть все основания полагать, что пожар произошел в результате умышленных поджогов. Граждане, звонившие в экстренные службы, сообщали о пожарах, возникших по разным адресам. Как говорят очевидцы, пожар в районе, который в народе называют Говняркой, начался сразу в трех кварталах. При этом местные жители рассказывают, что с марта 2017 года к ним стали приходить люди "в костюмах с портфелями" и уговаривать переехать, а 7 августа в районе случился первый крупный пожар. Полиция возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества". Ранее глава Ростовской области Василий Голубев заверял, что версия поджога будет отработана.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Пожар в Ростове-на-Дону

Полиция возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества". Ранее глава Ростовской области Василий Голубев заверял, что версия поджога будет отработана. В региональном Министерстве по чрезвычайным ситуациям сообщали, что пожар возник, предположительно, из-за поджога свалки на территории частного сектора. Погорельцы подозревают в причастности к пожару застройщиков, которым приглянулась дорогая земля в историческом центре Ростова-на-Дону. В первоначальную версию возникновения пожара от неисправной проводки никто не верит, такие слухи вызывают у местных жителей только раздражение.

Пожар в Ростове-на-Дону, 21 августа

Пожар охватил жилые дома на общей площади около 10 тысяч кв. м. Огонь уничтожил около 120 строений, из которых около 100 – жилые постройки. Из горящего района эвакуировали более 600 человек. В результате пожара погиб один человек, 58 обратились за медицинской помощью. Возгорание ликвидировали спустя сутки. Для погорельцев организовали центры временного размещения.

Валентина Лившиц является собственницей участка по Театральному проспекту. Именно она первая заявила о неизвестных риелторах, которые предлагали покупку ее участка по сниженной цене:

– Это произошло за месяц до пожара, в июле. Ко мне пришли двое мужчин, которые отказались представиться. Они назвали себя риелторами, сказали, что проводят работу с населением, о чем должны отчитаться перед главой администрации города. Предложили за мои четыре сотки земли 2,4 миллиона рублей, а когда я отказалась, очень возмущались. Пообещали, что суд будет не на моей стороне и в итоге меня просто выставят из дома, – рассказывает она.

Рузанна Багдасарян, чьи три дома сгорели по Чувашскому переулку еще 7 августа, отказала риелторам в продаже участка за три месяца до этого пожара:

– Сначала мне предлагали за четыре сотки и три дома около 8 миллионов рублей, потом остановились на 15 миллионах. Но я отказала, потому что в этих трех домах живут пять семей, все мои родственники. Жить в разных квартирах на окраине мы не хотели, а дома в центре нам бы не хватило. Меня все устраивало, как было, я не хотела переезжать, дали бы спокойно жить, – говорит Багдасарян. За несколько дней до пожара, во время которого полностью сгорел ее квартал, женщина получила заключение спасателей, в котором говорилось, что причина пожара на ее участке в начале месяца – поджог.

По последним данным МЧС по Ростовской области, первоначальный источник горения располагался по адресу: Чувашский переулок, 50. Дома здесь, как и во всем пострадавшем районе, были построены из самана и располагались очень близко друг к другу. По опыту местные жители знали, что из-за одного дома может сгореть весь квартал. Ранее здесь уже дважды предотвратили трагедию – 5 августа сгорел один дом, а 7 августа – три. 21 августа спасти свои дома жители не успели.

Елена Козинкина, которая живет в Чувашском переулке вместе с мужем и тремя детьми, рассказала корреспонденту Радио Свобода, что огонь вспыхнул моментально:

– Я видела, как загорелся дом неподалеку, огонь вспыхнул моментально, пламя доходило до крыши. Я стала звонить в пожарную службу, но там не отвечали. Соседи выбегали из домов, выводили детей, на месте сразу же оказалась полиция, которая не дала время на сборы – жителей быстро эвакуировали, – вспоминает Елена.

По рассказам очевидцев, полиция в этот момент делала обычный объезд территории, когда сотрудники увидели на Чувашском задымление. Пожарная охрана прибыла намного позже.

– Я звонила в пожарную, пока через 40 минут не прибыла первая машина – без воды. Зачем она вообще была нужна тогда? Потом я звонила в пожарную каждый час – там либо не брали трубку, либо отвечали, что машины уже выехали, – рассказывает Козинкина.

Жители и полицейские тушат пожар в Ростове-на-Дону

По многочисленным рассказам жителей переулка, их дома стали тушить только через три часа после пожара. Но огонь дальше все же пошел. Начиная с 13:00 в пожарную службу стали поступать звонки о возгораниях еще как минимум на трех улицах в районе площади Театральной (центральной площади города). В частности, горели дома по улице Нижегородской, в переулке Крепостном, на улице 7 февраля. Горевшие дома разделяли между собой десятки и сотни метров – огонь не мог перейти от одного источника.

Как рассказали соседи пострадавших, дома загорались одновременно и очень быстро. Никто не успевал отреагировать, потому что, как правило, хозяева находились на работе – была середина рабочего дня, понедельник.

Из-за ветреной погоды и частой застройки в этом районе огонь перекидывался на соседние дома. Поэтому жители ближайших к пожару домов звали на помощь – выносить все, что попадается под руку. Вещи были свалены в большие кучи, которые постепенно росли на улицах. Документы, деньги и домашних животных жители держали на руках.

Сил одних пожарных не хватало – к тушению домов подключились полицейские и добровольцы. Если оцепления вокруг пожара не было, его тушили сами жители с помощью ведер. Обитатели не затронутых огнем домов готовились к столкновению с пожаром – поливали крыши водой из шлангов, забирали семьи и увозили все вещи, которые помещались в машину.

Локализовать пожар удалось только к 19:00. Над районом продолжала работать авиация, в центр Ростова были стянуты все силы города: МЧС, скорая, военные и автобусный парк, который увозил погорельцев в центры помощи пострадавшим. Там людям предлагали ночлег, еду, воду и одежду – у многих не осталось даже этого.

Небольшая группа пострадавших осталась на месте пожара на всю ночь. Они ждали каких-то новостей от городских властей и пытались увидеть, что осталось от их домов. Кто-то тушил дымящиеся руины.

Следующим утром местные жители собрались вместе у оперативного пункта, где оформляли справки на получение единовременной помощи и восстанавливали утраченные документы. Они показывали друг другу фотографии того, что осталось от их домов: ворота, стены или пустая земля.

– Я всю свою жизнь помогала людям. Я перечисляла деньги на операцию детям или собирала средства семьям, которые лишились кормильца. А теперь осталась без дома и мне самой нужна помощь, – говорит Евгения. Она сидит в домашней одежде и тапочках, так же как и соседи вокруг нее. Все, что женщина успела взять, помещается в небольшой пакет из "Ашана", который она бережно прижимает к ногам. – В доме, которого больше нет, родилась я, моя дочь и внуки. И я не понимаю, как могло случиться, что теперь у меня нет дома.

Все, что у меня есть, – это домашний халат, тапочки и носки

​– Сколько раз мы сообщали о том, что горим. Третий пожар за три недели! И все, что теперь у меня есть, – это домашний халат, тапочки и носки, которые мне сейчас дала соседка!" – кричит Марина. Ее дом находился в переулке Чувашский, этого квартала больше нет.

– Я три раза писала Путину по поводу расселения, ни разу мне никто не ответил. Сколько раз нам обещали переселить всех? И кто-нибудь что-то делал? Только предлагали продать свою землю за какие-то копейки, за которые я даже квартиру на окраине не куплю. А сейчас вот не то что дома или документов, даже одежды у меня больше нет", – отвечает ей женщина, укутанная в одеяло, взятое из оперативного штаба.

В Ростове-на Дону собирают подписи под петицией с требованием отставки главы администрации Валерия Кушнарева. Кроме того, горожане выступают против празднования Дня города, требуя отправить выделенные на него средства пострадавшим от пожара людям.

Активистка "Открытой России" из Ростова-на Дону Анастасия Шевченко рассказала Радио Свобода, что на месте пожара в центре города давно планировалось строительство высотных домов и отеля:

Застройщики неоднократно приходили к людям, требовали, чтобы те продали дома за бесценок

– Понятно, что это было выгодно застройщикам. И эти застройщики неоднократно приходили к людям, требовали, чтобы они продали за бесценок свои дома. И администрация туда выезжала, но просто ничего не делали. И из-за равнодушия получилось, что сгорел целый квартал, – говорит Шевченко. – Сейчас там строится жилой комплекс. На самом деле, это самый центр города, близко к набережной, очень хорошее место, где уже давно хотели строить и отель, и торговый центр. Я думаю, со временем так и будет, в любом случае построят, но просто решили такими варварскими методами расчистить территорию, – считает активист "Открытой России". Люди жаловались на угрозы за несколько дней до пожара.

Точное название компаний-застройщиков пока неизвестно. Но, по словам Анастасии, в городе ходят слухи, что один из руководителей этих компаний экстренно улетел из России:

Понятно, что застройщики общаются с администрацией города, но это на уровне домыслов

– Понятно, что застройщики общаются с администрацией города, но это всё на уровне домыслов. Однако люди, которые ходили по домам, говорили, что они пришли от мэра города Виталия Кушнарева, от администрации города, – рассказала Анастасия Шевченко. Она полагает, что расследование причин пожара будет спущено "на тормозах":

– Я фактически уверена, что ничего не расследуют. Потому что начали уже говорить, что это свалка загорелась, что якобы вспыхнул дом заброшенный вообще в другом районе, но, мол, был такой жаркий день с сильным ветром... А ведь пострадали не только дома, человек погиб на пожаре. У нас был снегопад – погибли люди, был потоп в городе –погибла девочка, вот сейчас пожар – погиб мужчина, но ничего не сделано, никто не наказан.

Защитник памятников истории и культуры из Ростова-на-Дону Александр Сушков рассказал Радио Свобода, что это не первый поджог в городе: недавно в результате пожара на Боготяновском спуске в Ростове-на Дону (это также исторический центр города) сгорели несколько деревянных домов. Защитники памятников культуры не раз обращались в администрацию города с просьбой создать на этом месте историко-туристический объект. Здесь, в частности, расположено здание первого городского водопровода, построенное в XIX веке. В администрации города ответили положительно, отметив, что нужно решить ряд имущественных вопросов: неподалеку расположены несколько ветхих деревянных домов. По словам Александра Сушкова, к жителям этих домов приходили люди, которые предлагали им освободить дома за смехотворные компенсации. Жильцы съехать отказались, и дома на Боготяновском спуске сгорели. Позднее ситуация повторилась и на Театральном, говорит Сушков:

Людям говорили: если не согласитесь, будете "гореть синим пламенем"

– Там также находится большое количество ветхих застроек, тоже очень старых, в том числе те, которые, правда, памятниками не являются, тем не менее, это исторически тоже центр Ростова. И совершенно открыто по телевидению очень многие жильцы говорили, что к ним незадолго перед пожаром приходили очень странные люди и тоже делали странные предложения – пытались им буквально копеечную компенсацию предлагать и намекали на то, что им отсюда нужно убираться. Им говорили: "Смотрите, если вы не согласитесь, то будете гореть синим пламенем", буквально так произносилось, – рассказывает Александр Сушков.

По его словам, местные власти категорически отрицают связь с застройщиками, которые могут быть причастны к серии поджогов:

У нас огромное количество застройщиков, в том числе и из Москвы, которые ведут себя экспрессивно

– На самом деле застройщиков в Ростове очень много. В нашем городе это ярко выраженная тенденция –огромное количество застройщиков, в том числе и из Москвы, которые ведут себя экспрессивно. Московские деньги уже не помещаются в Москве, они начинают расползаться по России, – говорит Сушков. – По словам губернатора Василия Голубева, он этих людей не знает. Но совершенно очевидно этих людей выявят после того, как МЧС заявило, что это привнесенный источник пожара, – было слишком много свидетелей, – уверен Сушков. – По плану там собирались строить многоэтажки, причем эта тенденция – застройка многоэтажками побережья Дона – не устраивает практически никаких архитекторов. Потому что по всем нормам, по всем градостроительным планам застройка высотками берега Дона категорически недопустима. Тем не менее это происходит. Конечно, это мало кого устраивает и из жителей Ростова, в некоторых случаях это даже создает опасность, потому что сейчас те высотки, которые построены близко к берегу, – там же идет водоносный слой, из которого питаются наши родники. Поэтому строить на этих склонах категорически ничего нельзя. И на этом месте как раз тоже хотели построить высотки. Ясно, что это очень коммерчески выгодно, потому что дома с видом на Дон, но в то же время это создает опасность. И вот решили, по всей видимости, это место освободить, – рассказал Радио Свобода защитник памятников культуры из Ростова-на-Дону Александр Сушков.

В среду глава МЧС России Владимир Пучков поручил губернатору Ростовской области Василию Голубеву и местным властям подготовить проект по полной рекультивации зоны пожара в Ростове-на-Дону. По словам Пучкова, все должно делаться "в открытом режиме с учетом пожеланий жителей города и его пострадавших районов".