В Петербурге обсуждают заявление вице-губернатора Игоря Албина о том, что постоянно текущую крышу Крестовского стадиона клюют бакланы. Слова чиновника стали источником бурного веселья в соцсетях.
На днях вице-губернатор Игорь Албин, благодаря усилиям которого буксовавшую стройку многострадального петербургского стадиона все-таки удалось хотя бы вчерне завершить к играм Кубка конфедераций, заявил, что постоянно текущая крыша самого дорогого в мире стадиона – это результат налетов бакланов, которые ее постоянно клюют. В интервью изданию "Спорт день за днем" Албин сказал: "Оказалось, неправильно работает защита от птиц. Есть такая известная птица – баклан, которая своим мощным клювом разрушает цельность светоотражающей пленки". Чиновник добавил, что стадион нуждается в проекте полноценной защиты от птиц, как в аэропортах. Слова Игоря Албина вызвали лавину едких комментариев, стихов и шуток в соцсетях, вроде того, что теперь у России не две, а три беды – дураки, дороги и бакланы. Люди стали вспоминать и другие ляпы и недоделки "Зенит-Арены" и размышлять о том, кто же еще вредит стадиону:
Бакланы раздолбали крышу,
И страус вытоптал газон,
Слонопотам потрескал плитку,
А так – отличный стадион, –
написал один пользователь соцсетей, а другой предположил, что "горы денег, потраченные на это протекающее чудо, вероятнее всего растащили ежи и суслики". Шутники переделали даже статью о бакланах в "Википедии" – в том смысле, что вообще-то бакланы питаются рыбой и ракообразными, а петербургские бакланы употребляют в пищу крышу нового стадиона и сидят, как правило, в кресле вице-губернатора. В Twitter завелся микроблог Крестовского баклана, который поблагодарил Албина: "Игорь Николаевич, за мощный клюв спасибо. Приятно, чего уж там". Вице-губернатор тут же подписался на этот микроблог, но вскоре объявил, что его слова были шуткой.
Между тем, возникают сомнения в том, какую именно птицу имел в виду чиновник: дело в том, что люди часто имеют весьма приблизительное представление о тех или иных растениях, животных и птицах. Так, болотное растение с цветками в виде всем известных коричневых продолговатых "набалдашников", бархатистых на ощупь, чуть ли не все поголовно именуют камышом, хотя на самом деле это рогоз, а больших морских птиц с белыми или коричневато-белыми рябыми перьями многие называют бакланами, хотя это просто крупные чайки. Вот и орнитолог, доцент Петербургского университета Юлия Бояринова подозревает, что чиновник мог перепутать баклана, клюющего защитную пленку на крыше стадиона, с большой чайкой.
– Баклан – рыбоядная птица, вряд ли он станет портить защитную пленку стадиона – и вообще, я сомневаюсь, что речь идет именно о бакланах. Скорее всего, это крупные чайки, которые в первый год жизни имеют довольно темное оперение. Если это так, то они вполне могут заинтересоваться защитной пленкой и клевать ее, чтобы проверить, не годится ли она в пищу. Другое дело, что они, скорее всего, тут же обнаружат, что она несъедобна, и оставят ее в покое. А вот помет у них, наверное, довольно едкий, и если пленка низкого качества или очень тонкая, то он может ее разъедать. Но на самом деле все это – пустые разговоры: надо бы иметь фотографии тех птиц, которые садятся на крышу стадиона, показать их специалистам и тогда уже делать какие-то выводы.
Экономист Владимир Грязневич считает беды стадиона, подвергающегося налетам бакланов, детскими игрушками по сравнению со срывом сроков строительства федеральной трассы М-11 между Москвой и Петербургом, о чем министр транспорта Максим Соколов как раз сейчас доложил президенту страны.
Исполнители не могут отчитаться о миллиардах, пропавших при строительстве стадиона
– Трасса эта не будет сдана к началу чемпионата мира по футболу – вопреки указаниям Путина, всей помпе вокруг проекта и огромным деньгам, вложенным в нее и тем, которые еще вложат, – а это почти полтриллиона. Может быть, к сожалению, Албин не отвечает за трассу М-11, он отвечает за стадион "Крестовский", который они вместе с губернатором фактически спасли – ведь эта стройка тоже срывалась, и в последний момент они нашли пожарную команду "Метростроя", которая и подготовила стадион к Кубку Конфедераций, соревнования провели, вроде все обошлось. Трасса М-11 – гораздо более амбициозный проект. Уголовных дел не возбуждено ни по поводу срыва сроков строительства трассы, ни по поводу стадиона – разбирательство, конечно, будет, но после чемпионата мира. Как доносит разведка из администрации президента, там все в ярости: пропадают деньги, исполнители не могут отчитаться о миллиардах, пропавших при строительстве стадиона. Но из неофициальных источников журналистам известно, что до чемпионата мира скандал поднимать не будут. Думаю, что с трассой М-11 будет то же, что и со стадионом. Некоторые причастные к этому лица считают, что своим креслом поплатятся несколько высокопоставленных чиновников, включая министра Соколова, – в общем, нас ожидает еще один скандал. Правда, еще есть некоторое время – чемпионат начнется только в июне будущего года, может, примут экстренные меры и достроят – иначе будет конфуз.
– Владимир, все же вернемся к нашим бакланам – давно мы не слыхали столь оглушительно смешных заявлений – что же это такое?
Это не несчастный случай и не стихийное бедствие и даже не просчет проектировщиков – а дефект исполнителей
– Думаю, это просто вранье. Проектировщики – люди опытные, тем более это был проект японца, скончавшегося уже, к сожалению. Люди не впервые занимаются таким объектом, бакланы – и еще более зловредные твари – есть во всем мире, и я не верю, что проектировщики могли это обстоятельство упустить из виду. Понятно, что надо как-то объяснять дефекты стадиона, понятно, что "Метрострой", брошенный на прорыв, не мог в кратчайшие сроки устранить все косяки, допущенные предшественниками. Каких-то защитных мер не успели принять, чего-то не положили, а то и просто в спешке проморгали. Я допускаю, что птицы могут вредить крыше, но это не несчастный случай, и не стихийное бедствие, и даже не просчет проектировщиков – а дефект исполнителей. А по большому счету это вина организаторов. За все отвечает заказчик, он должен контролировать исполнение технического задания на всех этапах и во всех деталях. И деградация госуправления на всех уровнях достигла такого уровня, что просчеты просто очевидны. А ведь люди, знающие, как шла стройка, говорят, что там есть еще куча скрытых дефектов, которых мы просто не видим. По моей информации, расследованием всего этого по поручению администрации президента занимается ФСБ, они сейчас молчат. Говорят – в свое время все расскажем.
– А разве не может случиться, что эти расследования будут прикрыты, как сотни других до этого?
– Вполне может быть. На общем фоне неудивительно, что все государственные проекты реализуются таким образом. И тогда что придираться к этому отдельному проекту? Как мне сказал один знакомый прокурор, когда воруют все, это уже не воровство, это образ жизни. Можно посадить кого-то, когда воруют 10%, а когда воруют 90% или 100, то это безнадежно. Так что по этой логике могут все спустить на тормозах. В общем, это вопрос политический – если вдруг всплывут аргументы личного, политического характера, вот тут все может вскрыться.
Экономист, сотрудник петербургского Европейского университета Андрей Заостровцев тоже не очень надеется на успешное расследование судьбы пропавших на стройке стадиона миллиардов.
– Даже если чьи-то головы полетят, то на их место придут новые. Всегда есть какой-то процент жертв, которые будут назначены. У нас ведь любого строителя можно хватать – и у каждого будет по несколько статей уголовного кодекса. У нас такие законы, что любая область бизнеса криминализована, если вы этим занимаетесь, а не сидите где-нибудь вахтером. Вы уже по определению потенциальный преступник, а дальше речь идет о некоем отборе лиц, которым по каким-то причинам, иногда даже случайно, не везет, их хватают, иногда демонстрируют народу, чтобы показать, почему он так плохо живет. Эта система кормит самый привилегированный класс – силовиков, которые прекрасно знают, что законы невозможно не нарушать и что хватать можно любого, а значит, есть основания для вымогательства, для получения так называемой административной ренты. В такой системе все живут одним днем – укради сегодня, а завтра ты умрешь. Отсюда и низкое качество работ, и общая деградация технического знания, квалификации, отсюда и бакланы прилетают. Мы знаем, как некачественно строился стадион, с какими проблемами и недоделками. Вообще, по-моему, сейчас не существует организаций, которые могут исполнять такие проекты качественно – не говоря уже о казнокрадстве, коррупции и прочих нарушениях. Вот отсюда и появились эти самые бакланы, хотя биологи говорят, что нет у них таких способностей, как у больших попугаев, – что-то проклевывать и ломать. Смешное объяснение! Хотя я уже ничему в России не удивляюсь, даже бакланы – не предел интеллектуального ничтожества тех, кто о них вспомнил. Если это не изощренное издевательство. Те, кто произносят такие фразы, на мой взгляд, не являются очень адекватными людьми – им лечиться надо. И вполне возможно, что к чемпионату мира вскроются более существенные недостатки стадиона – проблемы с полем ведь уже были. А крышу как-нибудь залатают, несмотря ни на каких бакланов. Думаю, стадион как-то на живую нитку к чемпионату мира соберут – а там и жизнь кончается.
Стоит заметить, что вице-губернатор Игорь Албин с юмором отнесся к обрушившимся на него насмешкам и даже сам опубликовал "Ответ бакланам", где собрал "лучшие виды творчества" на эту тему.