В понедельник Верховный суд Крыма приговорил к восьми годам лишения свободы заместителя председателя Меджлиса крымско-татарского народа Ахтема Чийгоза по обвинению в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года. В тот день у здания Законодательного собрания Симферополя произошли столкновения между сторонниками и противниками Евромайдана, погибли два человека, десятки получили ранения.
Судебное разбирательство над одним из лидеров крымско-татарского народа Ахтемом Чийгозом длилось больше года. В Верховном суде Крыма первые слушания начались в конце июля 2016-го, с тех пор состоялось 154 заседания. Сам Чийгоз находится под арестом с 30 января 2015 года, в течение всего процесса он участвовал в слушаниях по видеосвязи из следственного изолятора в Симферополе. Приговор он тоже слушал там.
Ахтем Чийгоз был привлечен к ответственности как организатор массовых беспорядков 26 февраля 2014 года во время митинга у здания крымского парламента. Он не признал вину, а выступая с последним словом, заявил, что события 26 февраля были спровоцированы "лицами, способствовавшими в дальнейшем военной оккупации Крыма".
Вот фрагмент последнего слова Ахтема Чийгоза, которое он произнес в суде 9 августа 2017 года:
"Более двух лет идет политический процесс, который уже вошел в историю как "дело 26 февраля". Процесс, целью которого, безусловно, является запугать крымских татар, придушить и свести к минимуму их активность по защите своих прав, поддержке Украины и мирового сообщества, не признающих незаконную аннексию Крыма.
Мне суждено принять этот приговор как приговор для всего крымско-татарского народа
Для всех является очевидным, что никакого уголовного дела против Ахтема Чийгоза нет. Инциденты, имевшие место 26 февраля 2014 года на мирном митинге, объявленном Меджлисом крымско-татарского народа, спровоцированы были лицами, способствовавшими в дальнейшем военной оккупации Крыма. То есть судят не тех, кто предал, кто имел цели и умыслы, направленные на изменение территориальной целостности Украины, кто впоследствии похищал и убивал людей, незаконно наделял себя полномочиями управлять, судить. Судят тех, кто отстаивал законы страны, международные нормы, правила. Мне суждено принять этот приговор как приговор для всего крымско-татарского народа – от имени Российской Федерации, оккупировавшей мою Родину".
Представители прокуратуры попросили для Ахтема Чийгоза 8 лет лишения свободы, суд полностью согласился с позицией прокуратуры.
На приговор уже отреагировал президент Украины Петр Порошенко:
"Дело Ахтема Чийгоза – очередной приговор России, которая на высшем международном уровне – ООН – признана оккупантом. Можно незаконно ограничить свободу, но волю и правду никогда не сломить! Можно оккупировать чужую землю, но она будет гореть под ногами".
По словам адвоката Ахтема Чийгоза Николая Полозова, 11 сентября суд зачитал только вводную и резолютивную часть приговора, полный текст решения защита получит 14 сентября. Николай Полозов намерен обжаловать приговор в Верховном суде России. Он также не исключил, что его подзащитного могут экстрадировать на Украину – суд признал его гражданином именно этой страны, а не России.
– Решение суда является абсолютно незаконным, – говорит Николай Полозов. – Фактически Ахтема Чийгоза осудили за события, которые произошли на территории Украины. Какое отношение российское правосудие имеет к этим событиям, большой вопрос, на который суд так и не дал никакого ответа. Кроме того, мы так и не увидели до сих пор приговора. Суд огласил приговор только в части вводно-резолютивной. А непосредственно мотивировочная часть, почему суд пришел к таким выводам, будет готова только 14 сентября. Мы даже не знаем, по каким основаниям суд принял такое решение. Позитивным фактом в этом приговоре я вижу то, что Ахтем Чийгоз признан РФ гражданином Украины. Это означает, что нет даже формальных препятствий для его выдачи на Украину как гражданина этой страны. В отличие от других крымских дел, где российские власти ссылались на автоматическое получение гражданства РФ жителями Крыма, этот трюк российская власть в отношении Ахтема Чийгоза не стала по какой-то причине использовать. И несмотря на то что ранее в судебных решениях о продлении меры пресечения указывалось два гражданства (РФ и Украина), все-таки, по всей видимости, российской властью было принято решение признать Ахтема Чийгза гражданином Украины, что открывает дополнительные возможности для его экстрадиции на родину.
Он достойно воспринял этот приговор. Это его не сломит
– Что нужно для его экстрадиции?
– Безусловно, необходим запрос Минюста Украины. В этом направлении работа будет вестись. Кроме того, мы будем обжаловать этот приговор. В ближайшее время подадим краткую апелляционную жалобу. После того как мы получим полный текст приговора и получим протокол для ознакомления, мы уже сможем подготовить надлежащее дополнение к апелляционной жалобе в Верховный суд РФ. Но что касается сроков рассмотрения апелляции, я не думаю, что это будет очень быстро, учитывая объемы дела. Это все может затянуться и до следующего года.
– В какой обстановке выносили сегодняшнее решение? Насколько много людей пришли поддержать Ахтема Чийгоза?
– Его пришли поддержать сотни людей. Видимо, прогнозируя это, российские власти предприняли беспрецедентные меры – нагнали к суду огромное количество сотрудников полиции, перекрыли улицы, которые ведут по направлению к суду. А непосредственно площадка перед судом была оцеплена сотрудниками полиции и ограждениями. Были выставлены рамки металлоискателей. В целом, скажем так, власть готовилась к чему-то. Но люди собрались мирно. Они были недовольны этим приговором. Многие, конечно, понимали, что это абсолютно незаконный приговор, но вместе с тем никаких стычек с полицией я не наблюдал.
Акция в поддержку Ахтема Чийгоза у Верховного суда Крыма, 11 сентября 2017 года:
– Как Ахтем Чийгоз воспринял решение суда? Что он сам думает по этому поводу?
– Безусловно, он не признает это решение суда. Надо понимать, что он очень волевой, мужественный человек. Он достойно воспринял этот приговор. В любом случае он продолжает свою борьбу. Это его не сломит. Вместе с ним я, безусловно, также буду продолжать бороться за его освобождение.
– Вы неоднократно говорили, что этот процесс и этот приговор – это приговор всему крымско-татарскому народу. Почему вы так считаете?
– Это не мои слова. Это слова Ахтема Чийгоза. Прежде всего, это приговор всему народу, поскольку на роль жертвы в этом судебном процессе был избран не рядовой крымский татарин, а председатель Меджлиса, председатель Бахчисарайского регионального Меджлиса, лидер крымских татар. Есть и второе дело в отношении Ильми Умерова, российская власть пытается сломить сопротивление крымско-татарского народа оккупации, показав, что если мы можем сломать ваших лидеров, то и вас тоже всех поодиночке переломаем. Но пока эта стратегия российской власти в Крыму не приводит к каким-то ожидаемым результатам. Крымские татары продолжают мирно, ненасильственно сопротивляться оккупации и бороться за свою свободу.
– Если говорить о фактической стороне этого дела, что было приведено в суде стороной обвинения в поддержку их точки зрения? Как строился этот судебный процесс?
– Что касается судебного процесса, то фактически процесс базируется на двух видах доказательств – это показания потерпевших, свидетелей обвинения, свидетелей защиты и вещественных доказательств, видеозаписи. Мы осмотрели подробно более тысячи фотографий, более 300 видеозаписей продолжительностью несколько десятков часов, и ни на одном вещественном доказательстве мы не обнаружили каких-либо действий Ахтема Чийгоза, которые можно квалифицировать как призывы, организация, участие в массовых беспорядках. Ничего этого не было. Наоборот, мы видели кадры, где он успокаивал людей, оппоненты которых, пророссийские митингующие, провоцировали на ответную реакцию. Что касается показаний, то за время процесса было допрошено 213 фигурантов, в т. ч. и Сергей Аксенов (тогдашний глава Крыма. – Прим. РС), Владимир Константинов (председатель Госсовета Крыма. – Прим. РС) и бывший заместитель председателя Меджлиса Заур Смирнов, который сейчас является активным коллаборантом, и других.
Он успокаивал людей, оппоненты которых, пророссийские митингующие, провоцировали на ответную реакцию
Также были допрошены участники тех событий. Из 213 человек обвинение держится на показаниях четверых. Трое – это засекреченные свидетели. Мы не знаем, что это за люди. Двое из них утверждали, что слышали, как якобы накануне мероприятия Рефат Чубаров давал Ахтему Чийгозу поручение обзвонить региональный Меджлис и собрать людей. Однако они не знают, сделал он это или нет. Еще один засекреченный свидетель утверждал, что якобы слышал, как 26 февраля Ахтем Чийгоз призывал к каким-то насильственным действиям. И есть показания одного реального свидетеля, Эйваза Умерова, который сказал, что Ахтем Чийгоз призывал к насильственным действиям на протяжении двух часов, находясь в здании Верховной Рады Автономной республики Крым. Однако Умеров известен тем, что он является антагонистом Меджлиса, ненавидит Меджлис и Мустафу Джемилева. Пришел он с явной целью – оговорить Ахтема Чийгоза. Кроме того, его никто не видел в этот день. Ни на видео он не попал, ни на фото. Никто из свидетелей не говорил, что видел этого человека в этот день. На показаниях этих четверых фигурантов (трех засекреченных и одного реального) и базируется обвинение. Остальные 209 человек либо ничего не сказали против Ахтема Чийгоза, причем, включая Аксенова, Константинова, либо десятки человек говорили, что они видели Ахтема Чийгоза в этот день, но никаких противоправных действий он не совершал. Совершенно очевидно, что приговор вынесен абсолютно по политическим причинам без фактической стороны этого дела.
Митинг в Симферополе 26 февраля 2014 года:
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Николай, у вас сложилось понимание того, почему дела против крымских татар, против крымчан продолжаются, несмотря на то что политические дивиденды от присоединения Крыма уже не столь высоки?
– Маховик репрессий уже раскручен. И остановить его очень сложно. Очень многие силовики, которые приехали с российского материка в Крым, рассматривают это как полигон для получения новых должностей, новых званий, наград. Поэтому, на мой взгляд, эта репрессивная машина еще будет продолжать работать, будет засасывать в себя все новые и новые судьбы. Я боюсь, что до деоккупации Крыма этот процесс вряд ли остановится, – заключает Николай Полозов.
Эта репрессивная машина еще будет продолжать работать, до деоккупации Крыма этот процесс вряд ли остановится
26 февраля 2014 года перед зданием крымского парламента состоялся масштабный митинг противников и сторонников отделения Крыма от России. В числе первых были крымские татары, представители Меджлиса и проукраинские активисты, им противостояли пророссийские активисты, которых организовали лидеры "Русского единства" во главе с Сергеем Аксеновым, который сейчас возглавляет Республику. Из-за давки двое митингующих погибли, 79 человек, по данным следствия, получили телесные повреждения, было возбуждено уголовное дело. По версии обвинения, 26 февраля 2014 года неустановленные лица стали "призывать присутствующих лиц крымско-татарской национальности к неподчинению законным требованиям представителей власти, к применению насилия", что привело к "возникновению массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием в отношении представителей движения „Русское единство“ и самообороны республики Крым, повреждением и уничтожением имущества". Следствие считает, что поддавшись призывам своих лидеров, крымские татары применили силу к представителям "Русского единства", а также повредили имущество в здании Верховной Рады Крыма на сумму свыше 600 тысяч рублей.
По "делу 26 февраля" на скамье подсудимых находятся еще четверо участников акции, их обвиняют в участии в массовых беспорядках. Суд над ними еще продолжается.
В 2016 года Меджлис крымско-татарского народа в России признан экстремистской организацией и запрещен. Его председателю Рефату Чубарову и бывшему главе Мустафе Джемилеву запрещен въезд в Россию.