Несексуальное тело культуриста

Фильм Дени Коте "Шелковая кожа" – документальная картина о повседневной рутине, в которой живут канадские бодибилдеры, и о красоте их тел. Дени Коте, в прошлом – кинокритик, под чьим прицелом чаще всего оказывалось авторское кино, в 2005 году решил сам стать режиссером и снял свой дебютный полнометражный фильм "Северные штаты" об убийстве в тихой монреальской квартирке и путешествии на север страны странного человека, подключенного к аппарату жизнеобеспечения. Фильм получил приз в Локарно, а за картину "Керлинг" на том же фестивале удостоился второй подряд награды за лучшую режиссуру. После этого были ленты "Бестиарий" – о зоопарке, "Вик и Фло увидели медведя" – о лесбийской паре, "Эта радость была совершенна" – о концепции человеческого труда.

Вот что писали кинокритики после премьеры "Шелковой кожи" в Локарно этим летом:

Джей Вейссберг (Variety): "Гладкие, выпуклые, покрытые маслом, татуированные. Персонажи Коте создают гиперзаряд маскулинности, который подрывается ритуалами, традиционно связанными с женственностью, от макияжа и бронзового загара до самого акта восхищения телом. Коте не подчеркивает эту дихотомию (или это парадокс?); верный своему восхитительному эклектическому подходу, режиссер создал портреты шести культуристов. Словно настоящий портретист, он фокусируется на поверхности вещей, зная, что, когда кадры хорошо подобраны, кожа может рассказать массу подробностей".

Мюриэл Дель Дон (Cineuropa): "Но что заставляет героев идти на такие жертвы и ограничивать себя? Дени Коте, вместо того чтобы дать ответ на этот вопрос, показывает нам – как многие режиссеры пытались сделать до него – абсурдность полного подчинения своих тела и души чему-то, что можно называть "сверх-Я".

Дмитрий Волчек: "Коте снимал шестерых бодибилдеров, превращающих собственные тела в гротескные скульптуры. Один работает натурщиком, другой – чем-то вроде тренера-психотерапевта, третий демонстрирует свою мощь, сдвигая с места грузовики, у кого-то есть семья, а кто-то одинок, но это второстепенные детали. Главное их занятие – самолюбование, они настолько увлечены разглядыванием своих отражений, что все остальное становится несущественным. Повседневность этих людей, полностью порабощенных фантазией, столь же поразительна, что и у людей-кошек или человека-леопарда".

Российская премьера фильма прошла в Петербурге, на фестивале "Послание к человеку" Дени Коте рассказал Радио Свобода о культуристах, их диете и психологии.

– Почему вы решили снять документальный фильм о бодибилдерах после психологической драмы "Борис без Беатрис"?

Они борются против самих себя, борются с внутренними демонами и хотят их победить. Меня удивило, что они никогда не говорят о сексе

– Если вы посмотрите на мою фильмографию, вы увидите, что я всегда чередую "большой" игровой фильм с более скромным эссе, в котором экспериментирую с формой и идеями, вдали от большого бюджета и большой команды. Я всегда хотел сделать документальный фильм с одним из главных героев фильма, Бенуа, духовным гуру. Но я решил включить в картину шесть человек и, можно сказать, очень быстро влюбился в их дисциплину и самоотверженность.

– Есть ли в фильме какие-то постановочные моменты? Например, в финале, когда все тренируются в лесу?

На самом деле весь фильм постановочный, но все основано на реальных сценах из жизни каждого человека. Я беседовал со всеми, и они рассказали мне о своей повседневной жизни. Из этих разговоров мы воссоздали моменты, чтобы показать разные реалии образа жизни бодибилдеров. Потом я решил добавить и написать последнюю главу, в которой все парни встречаются на импровизированных каникулах. Я почувствовал, что они довольно одиноки большую часть времени. У них обычно нет чувства общности. Я хотел, чтобы они его почувствовали, а также заставить их расслабиться и отдохнуть от стресса, который они испытывают в спортзале и на соревнованиях. Я хотел, чтобы фильм закончился поэтической нотой.​


Как вы выбрали своих героев?

– Я посмотрел фотографии Бенуа в его профиле в Фейсбуке. Встретился с пятнадцатью парнями, хотел найти тех, у кого интересная жизнь, увлечения, сильный характер и так далее. Многие оказались скучными. Они все время тренируются в спортзале, и им особо нечего сказать. Но я все же нашел шесть очень интересных персонажей с разными наклонностями и разными образами жизни.

Вы специально выбрали английское имя для фильма A skin so soft как название крема для депиляции Avon?

Про бодибилдеров думают обычно, что они мачо. Мне надо было по контрасту нежное название

– Оригинальное название фильма на французском языке – Ta peau si lisse. Я знал о креме Avon, но мне не было до этого никакого дела. Я не думаю, что это проблема. Это фильм о реальности, которое в обществе считается экстремальной, а про бодибилдеров думают обычно, что они мачо. Мне надо было по контрасту нежное название. Что-то, что намекало бы на содержание фильма, но уважительное и поэтичное. В "Шелковой коже" мы видим все под другим углом, и он не имеет ничего общего с обычными репортажами о бодибилдинге или информационными документальными фильмами.

Мне кажется, или ваши герои не сосредоточены на сексе в жизни, несмотря на всю красоту тела? Это действительно так?

– Для культуристов тело не является сексуальной сущностью. Эти ребята сложнее, чем мы о них думаем. Они борются против самих себя, борются с внутренними демонами и хотят их победить. Меня удивило, что они никогда не говорят о сексе. Они воюют с собой, а секс не является повесткой этой борьбы.

– Очень забавный момент, когда один из героев, тщательно пережевывая, ест тосты. Бодибилдеры должны придерживаться диеты. Вам не кажется, что они страдают от этого?

– Ты никогда не страдаешь, когда что-то является твоей страстью. Я не страдаю от создания фильмов. Архитектор никогда не страдает, когда воображает новое здание. Они одержимы диетой, и они знают все о ней.

– Метод съемки этого фильма отличается от того, как вы снимали ваши предыдущие документальные фильмы?

– Я использовал лобовую и статичную съемку в "Бестиарии", "Каркасе" и "Эта радость была совершенна". Это правда. Здесь мне показалось, что я не должен делать визуальную составляющую излишне скромной. Это более интимная тема. Я снимаю хрупких людей с уникальным увлечением и сложными целями. Я решил не навязывать свои эстетические взгляды и просто снимать, относительно на расстоянии и с уважением. Этот фильм – о людях, в то время как "Бестиарий" был о животных, а "Эта радость была совершенна" – о работе.

Дени Коте на Берлинском кинофестивале

Вам не показалось, что культуристы это особое сообщество, почти секта?

Они попытались преодолеть свои социальные и личностные страхи, построив эту защитную стену из мышц

– Может быть, это не секта, но это группа чрезмерно увлеченных людей с очень серьезным и сложным образом жизни. У них есть настоящий разлад с миром в том смысле, что в течение долгого времени большинство из них чувствовали себя хуже других. В какой-то момент они решили покончить с этим комплексом неполноценности и сделать его чувством превосходства. Они попытались преодолеть свои социальные и личностные страхи, построив эту защитную стену из мышц. Они всегда будут чувствовать себя иначе и отчужденно от общества. Ведь "броня из мышц" не освобождает их от борьбы за повседневную жизнь. Но они создали эту защитную стену между собой и миром. По-моему, это очень трогательно.

Вот и в фильме у вас показано, что бодибилдеры имеют коммуникативные проблемы в семьях и с близкими людьми…

Некоторые из них и правда борются с действительностью больше, чем другие, но мы должны быть осторожны: мой фильм не настоящий документальный фильм. Я создал персонажей. Я попросил их сыграть мучительные типажи; людей, которых поглотила их страсть, поэтому им так нужен отдых в последней главе фильма. Мы инсценировали спорные моменты между парнями и их подругами. Мы устроили моменты одиночества. Они не всегда такие, и я как режиссер очень постарался над этими образами. Фильм немало врет, и я с удовольствием размывал границы между реальностью и вымыслом.

Ваш фильм о красоте тела или о психологии определенного рода людей?

Мой фильм это свободное исследование конкретной микрокультуры. Я хотел узнать об их образе жизни, не берясь судить. Сам я не очень интересуюсь бодибилдингом, и я не говорю, что это правильно или неправильно. Это фильм о людях, поглощенных страстью, и я думаю, что это достаточно красиво.

Каким будет ваш следующий проект?

Я закончил писать сценарий о зимней деревне, которую посетили все мертвые души, жившие когда-то в ней.