Карусель меланхолии

Даниэль Дарье и Эрно Криза в фильме "Любовник леди Чаттерлей" (1955)

Умерла Даниэль Дарьё, киноактриса, классик французского кино. Ей было сто лет, даже с лишним (родилась 1 мая 1917 года). В кино она снималась с четырнадцати лет, и уже в двадцать первом веке снялась в девяти фильмах. Всего же сыграла более чем в ста.

Начинала она свою артистическую карьеру как музыкант, училась в консерватории по классу виолончели. К тому же имела хороший голос и, кроме всего прочего, выпустила массу дисков, имевших успех. Можно услышать ее поющей в фильме "Девушки из Рошфора" – очаровательной ленте, по мнению многих куда лучшей, чем знаменитые "Шербурские зонтики".

Звездой Даниэль Дарьё становится в 1936 году, после роли в фильме "Майерлинг" – трагической истории из жизни австро-венгерской королевской фамилии. В СССР можно было увидеть уже позднейший вариант, в котором блеснула Катрин Денев.

Прославившийся актер почти всегда получает приглашение в Голливуд, Дарьё не составила исключения. Но Голливуд ей не понравился, она снялась только в одном фильме и вернулась во Францию. Вскоре началась война, и после поражения Франции ее кинематографическая жизнь отнюдь не прекратилась. В этом в частности были заинтересованы немецкие оккупанты, желавшие создать видимость европейского единства, они финансировали специально для этого созданную студию "Континенталь". Продолжала работу и Даниэль Дарьё, что после войны принесло ей немалые переживания, ее готовы были обвинить в коллаборантстве. Это было весьма серьезное обвинение, достаточно сказать, что по такому же обвинению был расстрелян очень видный киновед Бразильяк. Дарьё говорила, что она продолжала сниматься, потому что в противном случае наци грозили расстрелять ее второго мужа – латиноамериканского дипломата и международного плейбоя Порфорио Робироса, остававшегося во Франции. В знаменитом документальном фильме об оккупированной Франции "Печаль и жалость" есть кадры, показывающие поездку в Германию французских деятелей искусства, в том числе Даниэль Дарьё.

Как бы там ни было, в кино Даниэль Дарьё продолжала оставаться. Самые знаменитые с ней фильмы 1950-х годов – это "Карусель" и "Серьги мадам де…". Их снял любимый режиссер Дарьё Макс Офюльс – кстати сказать, немецкий политический эмигрант-антифашист.

Интересно, что оба фильма имеют сходное сюжетное построение, в них действие движется по кругу, возвращаясь в исходную точку. В "Карусели", поставленной по новелле Артура Шницлера, это цепочка сексуальных контактов, возвращающаяся туда, откуда она началась – к проститутке, которую играла Симона Синьоре. Понятно, что такой сюжет позволял привлечь к участию в фильме целую компанию кинозвезд. Дарьё играла там уже солидную замужнюю даму, содержащую в любовниках молодого художника. В "Серьгах мадам де…" она уже была в главной роли жены генерала, запутавшейся в любовных и финансовых неурядицах и вынужденной продать свадебный подарок мужа – драгоценные серьги, которые в конечном счете к ней и возвращаются, пройдя через многие руки, в том числе и любовницы ее мужа. Это круговое построение сюжета создает в обоих фильмах настроение некоей иронической меланхолии, столь характерной для, так сказать, послефлоберовской Франции: больше уже нет мадам Бовари, которую подобные передряги привели к самоубийству. Больше нет уже буржуазного ригоризма, господствует всеобщая терпимость – именно что ироническая.

Однажды Даниэль Дарьё спросили: почему ваши роль столь меланхоличны? Она ответила: а кто не меланхоличен? В другой же раз она сказала: человеку не следует переживать от того, что он счастлив.

Даниэль Дарье в 85 лет

Слава Даниэль Дарьё была столь великой и всеобщей, что она прорвала и советский железный занавес. Экранизация "Красного и черного", где она играла вместе с Жераром Филиппом, появилась на советских экранах в 1955 году, став некоей ласточкой международной оттепели. Но ее можно было увидеть еще раньше – в фильме по драме Гюго "Рюи Блаз", шедшей под названием "Опасное сходство". Там она играла вместе с Жаном Маре. Фильм, помнится, был скучноват – в резком отличие как от трагического "Красного и черного", так и от фильма начала шестидесятых "Дьявол и десять заповедей". Это был тур де форс французской иронической мудрости. Дарьё играла там знаменитую актрису, бросившую и мужа, и сына, и когда нашедший ее сын приходит к ней в театр, она с разбегу, еще не выяснив, кто этот молодой человек (в исполнении Алена Делона), пытается его соблазнить. В конце концов выясняется, что и тот человек, которого он считает своим отцом, не его отец.

Как говорит в таких случаях Ницше, жизнь выше морали. По крайней мере, шире.

Вот эти пять фильмов (включая сюда проходную картину "Мари Октябрь" из событий французского сопротивления) – всё, что могли увидеть советские люди из роскошного репертуара Даниэль Дарьё. Но этого было достаточно, чтобы ее запомнить и никогда уже не забывать. Жизнь коротка, но искусство длительно. К счастью для Даниэль Дарьё, эта пословица была для нее неточной: сама ее жизнь была долгой, плодотворной и счастливой.