Сергей Елединов: В области "серого"

В Нигерии террористы совершили нападение на гуманитарную колонну ООН – четверо сотрудников убиты, троих увели в плен, груз частично разграблен. Неделей раньше в Демократической Республике Конго бандиты атаковали базу миротворцев ООН, убиты 14 или 15 солдат из кенийского контингента "голубых касок". Так совпало, что в тот же день Владимир Путин объявил о победе российского оружия над боевиками "Исламского государства" в Сирии и предстоящем выводе военной группировки из зоны конфликта. Формально это события никто не связывает. Формально.

Сирийская Арабская Республика. Поддерживаемая Западом и странами Персидского залива оппозиция (умеренная, не очень умеренная, совсем неумеренная, этническая, конфессиональная, сепаратистская) сформировала свои вооруженные формирования и, нанося одно за другим поражения правительственным войскам, практически взяла власть в стране. Правительство Башара Асада (диктаторское, династическое, совсем не демократическое, но при этом остающееся законным) получило поддержку от России (ресурсную, финансовую, информационную, кадровую, с моря и с воздуха). Это позволило Асаду переформатировать полуразложившуюся и частично дезертировавшую армию в мобильные вооруженные формирования и нанести ответные удары. Выбить клин клином: бородачей из оппозиции атаковали бородачи из ливанской группировки "Хезболла", отряды иранского Корпуса Стражей Исламской революции, подразделения афганских, палестинских добровольцев, полудобровольческие подразделения модернизированной сирийской армии с российскими инструкторами, бойцы из Частной военной компании Вагнера. Атаковали, кстати, на законных основаниях. На "незаконных" на Сирию сыпались бомбы (даже негуманно кассетные), падали ракеты и снаряды, в которых не было недостатка, цели разведывались из космоса, пошаливал российский спецназ. До окончательной победы в Сирии, конечно, еще очень далеко, но задел сделан. Вопреки намерениям западной коалиции, которая получила урок.

Небольшой пример на основе личного житейского опыта. Проведя юность в пролетарском московском районе Выхино, я для себя четко уяснил, что лучший метод противостояния гопникам – не обращение к классному руководителю, в родительский комитет или в детскую комнату милиции, а применение методов самих же гопников, но в более дерзкой форме. Этот метод не только не поощряется общественной моралью, но даже выходит за рамки общепринятых норм поведения, но зато является очень эффективным. Уход проасадовских сил в "серую" зону малых или гибридных войн, где зачастую все средства считаются хорошими и оправданными, если ведут к намеченной цели, был, возможно, единственным путем к победе.

"Человек с ружьем" вышел из тени, он бросает вызов

Хотелось бы избежать конспирологии и муссирования выбросов о внедрении "доктрины Герасимова". Ничто не ново под луной: отдельные формы малых и гибридных воин существуют столько же, сколько существует цивилизация. Об этом упоминал Энгельс в заметках о Гражданской войне в США и Черчилль в записках о бурской и махдистских войнах. К началу Второй мировой военные теоретики многих стран уже разработали фундаментальные основы стратегии – и что немаловажно, эти положения активно применялись в партизанском движении, в антиколониальном, в так называемых освободительном и антиимпериалистическом движениях, как и в борьбе с националистическими, антикоммунистическими, коммунистическими, национально-освободительными и прочими движениями. Применялись как демократическими, так и недемократическими режимами, в разных странах и на разных континентах. Просто последние два десятилетия эти методы ведения войн на международной арене использовали только страны Запада. В Сирии этой монополии был положен конец.

Демократическая Республика Конго. Первое государство, в котором силы ООН получили мандат на ведение полноценных военных действий, и первая территория, где "голубые каски" были обвинены в преступлениях против мирного населения. Ответственность за декабрьское нападение на базу миротворцев в Северном Киву взяла на себя организация "Альянс сил обороны", повстанцы исламистского толка, о которых мало что известно. Но это в данном случае и не важно, а важно то, что была проведена хорошо спланированная специальная операция, подготовленная однозначно на основе тщательно проанализированных агентурных и разведывательных данных и при поддержке местного населения. Боевая задача была выполнена – нанесены потери миротворческому контингенту, уничтожены средства связи и управления, захвачено оружие и боеприпасы. Кем бы нападавшие ни были и кем бы они ни финансировались, ясно одно – это не сельская милиция, а профессионально подготовленные боевики. Вооруженное формирование, которое своей акцией показало всей Центральной Африке: "голубых касок" не надо бояться или уважать, их можно просто убивать. И именно это, по всему судя, было основной целью операции. Благодаря средствам массовой информации, об этом теперь знает весь мир, и кто-то уже наверняка сделал выводы.

Что же общего в сирийских и африканских событиях? Они характеризуют смену парадигмы, отклонение парадигмы в область "серого", в зону осознанного нарушения норм в угоду ситуации и, что важно, почти осознанного согласия общества с этими нарушениями. Непререкаемые незыблемые принципы существования системы международных отношений оказались под вопросом, запреты "нельзя на флажки", "полицейских не убивать" отменены. "Человек с ружьем" вышел из тени, он бросает вызов. Охотник теперь может превратиться в дичь. Монополярное мировое устройство, маскировавшиеся под биполярное, "люди свободы и демократии против тирании и терроризма" – все это трансформируется в непрозрачное облако с многими оттенками серого.

Сергей Елединов – специалист по управлению

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции