Серьезные протесты против коррупции возможно организовывать не только когда появляются обвинения в адрес первых лиц государства и не только в Москве и Санкт-Петербурге. Это показал город Дзержинск Нижегородской области. С начала октября в нем действует движение против подорожания проезда в общественном транспорте, инициированное небольшой молодежной группой.
Противодействие
– Почему этот вопрос вас волнует, а не ваших родителей?
– Потому что они работают за жалкие гроши, чтобы оплатить нам проезд!
Так один из старшеклассников Дзержинска ответил во время "воспитательной" беседы с учителем, записанной на камеру телефона. Школьников после уроков "на беседу" собрали только потому, что они состояли в группе "ВКонтакте" "Дзержинск против роста цен на проезд". Видео о том, как старшеклассникам угрожают преследованием со стороны ФСБ, а также невозможностью в будущем найти хорошую работу и тем, что работу потеряют их родители, осенью широко разошлось в интернете.
Давлению подвергались и двое наиболее активных участника инициативы против роста цен за проезд. Активист независимого профсоюза "Учитель" Андрей Рудой был оштрафован судом на 20 тысяч рублей за "массовый одиночный пикет": он стоял в одиночном пикете, а рядом находились несколько десятков жителей Дзержинска, которые пришли его поддержать. Когда Рудого забрали в полицию, жители отправились к отделению ждать его освобождения.
Молодой коммунист Михаил Пенкин накануне общегородского протестного мероприятия был задержан на четверо суток, потому что пару лет назад у себя на странице "ВКонтакте" разместил антифашистский плакат времен СССР, на котором мускулистая рука сжимает орла со свастикой. Этот плакат суд расценил как "демонстрацию запрещенной символики".
Давление властей не останавливало протестное движение в Дзержинске, а только распаляло жителей и привлекало внимание СМИ.
Картельный сговор
В начале октября три фирмы, контролирующие частные маршруты в 250-тысячном Дзержинске, – ООО "Транслайн", ООО "Тройка" и ИП Сафин – одновременно подняли цены на проезд с 18 до 25 рублей. (Частные перевозки в Дзержинске осуществляются на автобусах ПАЗ.) Вскоре выросли цены и в муниципальном транспорте Дзержинска: проезд в автобусах стал также стоить 25 рублей, в троллейбусах – 23.
Как рассказал Радио Свобода Андрей Рудой, для жителей Дзержинска это серьезное увеличение расходов, так как средняя зарплата в городе – около 20 тысяч рублей. Внятного экономического обоснования этому повышению дано не было, потому активисты подозревают, что произошел картельный сговор.
В российском законодательстве картельный сговор, то есть нарушающее конкуренцию нелегальное соглашение участников рынка, карается 178-й статьей Уголовного кодекса и статьей 14.32 Кодекса об административных правонарушениях. По УК или КоАП произошедшее квалифицируется в зависимости от выявленного ущерба. Наказывается крупными штрафами, обязательными работами, запретом занимать определенные должности, изъятием до 15 процентов выручки компании.
Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников отметил в разговоре с Радио Свобода, что у его дзержинских коллег могло быть много поводов для повышения цен. В последнее время выросли акцизы на топливо, подорожало ОСАГО, появилась необходимость использовать систему спутниковой навигации "Эра Глонасс". Прошедшим летом появился запрет на наем на работу водителями общественного транспорта людей без гражданства России (которым платили меньше, чем россиянам).
Свешников отмечает, что в большинстве регионов страны проезд в общественном транспорте стоит меньше его реальной себестоимости, убытки компаниям возмещают власти, и далеко не во всех регионах это происходит в нужные сроки. "Они могли накапливать эти расходы, не повышая тарифы", – так Свешников объясняет возможную причину резкого повышения цен на проезд.
На это Рудой парирует, что по данным активистов, у частных перевозчиков Дзержинска, наоборот, дела идут хорошо, и им в 2016 году удалось увеличить чистую прибыль: кому-то на 15 процентов, а кому-то почти вдвое. Рудой связывает это с тем, что в Дзержинске закрыли трамвайные маршруты и сократили количество троллейбусных. Также Андрей Рудой рассказывает, что некоторые частные перевозчики повысили цены с 18 рублей не до 25, а до 20 или не подняли вовсе. И за это уже поплатились: такие маршруты власти закрывают.
Свободное общество
Организацией протеста занялось появившееся летом городское молодежное объединение "Свободное общество". Как рассказал Радио Свобода Михаил Пенкин, это несколько десятков человек с разными взглядами: от сторонников Алексея Навального до социалистов и анархистов. Имея опыт участия в других протестных движениях, они смогли правильно организовать кампанию по ценам за проезд: раскручивали хештег #18рублей, сделали хорошую группу "ВКонтакте", публиковали в соцсетях видео и коллажи, раздавали листовки на улицах, проводили по всему городу одиночные пикеты. Митинг в Дзержинске им не разрешили, но удалось провести встречи жителей в помещениях. В самом крупном мероприятии, по данным активистов, участвовало 150 жителей. "Если согласимся на 25 рублей, скоро придется платить 50" – один из основных лозунгов протестующих. Андрей Рудой говорит, что администрация Дзержинска пытается изображать диалог, но переговоров пока нет. Власти, возможно, испугавшись активности молодежи, лишь заявили, что обеспечат льготный проезд для студентов и школьников.
Штраф для Рудого и задержание Пенкина продолжает оспариваться в судах. Ситуацией с самим повышением цен занимается уполномоченный по правам человека Нижегородской области, чиновникам и в правоохранительные органы направлены запросы от депутатов Госдумы от КПРФ. Если проблема не будет решена, активисты рассчитывают возобновить уличные протесты после новогодних праздников.
Не выявлено
Радио Свобода не удалось связаться с ООО "Тройка". По контактному телефону ИП Сафин два дня говорили, что руководство "на выезде", "не на месте", "сегодня уже не приедет". От предложения связаться с начальством по мобильному в ИП Сафин отказывались. В ООО "Транслайн" рост цен на проезд мотивировали "ростом цен на запчасти и на все остальное". Комментировать, почему цены по всему Дзержинску выросли с 18 рублей у разных компаний именно до 25, не стали, как и объяснять, как конкретно формируется цена за проезд в ПАЗике.
В пресс-службе Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Радио Свобода заявили, что получали жалобу на повышение цен в общественном транспорте Дзержинска, проверку провели, но нарушений антимонопольного законодательства не обнаружили. В пресс-службе администрации Дзержинска попросили прислать письменный запрос, получение запроса подтвердили, но на момент публикации ответ на него Радио Свобода получен не был.
Бывший член Координационного совета оппозиции и заключенный по "Болотному делу" Алексей Гаскаров, являющийся экономическим экспертом Конфедерации труда России, отметил в разговоре с Радио Свобода, что повышение цен в Дзержинске как минимум сильно выше инфляции: официальная инфляция в России составляет 4 процента. Если маршруты компаний, одновременно повысивших цены, пересекаются, с большой вероятностью можно говорить о картельном сговоре между ними. И городская администрация Дзержинска не может не быть как минимум в курсе произошедшего: маршруты частные компании получают, выигрывая объявляемые властями тендеры. Если до нового тендера цена на проезд была повышена, власти об этом должны были быть уведомлены.
Также, по словам Алексея Гаскарова, "маршрутки" – не самый эффективный вид городского транспорта с точки зрения дорожного движения в целом: формирования цен на проезд, загруженности дорог, пассажиропотока. Одна из причин, почему, например, московским властям удается обходиться без резких повышений цен в общественном транспорте, – приоритетное развитие автобусов, а не "маршруток".