Видеоролик, снятый курсантами-первокурсниками летного факультета Ульяновского института гражданской авиации и пародирующий клип к песне Satisfaction итальянского диджея Бенни Бенасси, стал причиной разбирательства на федеральном уровне. “Своими действиями курсанты нанесли оскорбление всем работникам гражданской авиации, честно выполняющим свой трудовой долг”, – говорится в релизе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
Ведомство образовало комиссию для расследования “всех обстоятельств и причин безобразного случая” в УИГА. В релизе подчеркивается, что подобного не было за 90-летнюю историю гражданской авиации. Приволжская транспортная прокуратура также организовала проверку в связи с публикацией ролика, причем это ведомство увидело в нем "признаки эротики".
На видео, снятом в общежитии вуза, курсанты в шутливой гротескной манере повествуют о своем быте, причем “актеры” одеты только в трусы и подтяжки, а также форменные фуражки, скрывающие лица. Ролик был размещен под названием "Как развлекаются пилоты между полетами". Видео, которое первоначально появилось “ВКонтакте”, больше недоступно в этой социальной сети, но успело разойтись по интернету. Сначала на него обратили внимание местные СМИ, затем за тему ухватилась и федеральная пресса.
Ректор УИГА Сергей Краснов уже дал свою оценку случившемуся в интервью программе “Вести”, назвав участников съемок “горе-летчиками”, которые “глумились над отраслью”. “Я бы даже сравнил это с Pussy Riot, которые глумились в храме, а это – храм наук, институт, который дает путевки [в жизнь]”, – сказал ректор. Краснов заявил, что эти студенты не найдут себе места в гражданской авиации, потому что прощать такое невозможно. В съемках принимали участие 14 человек.
Все что угодно обсуждают, но только не будущее российской авиации
Комментаторы в интернете поделились в оценке случившегося на два лагеря. Одни считают, что ситуация небезобидна, потому что из этих курсантов “вырастут такие же вот безответственные и безграмотные пилоты”, а в гражданской авиации дисциплина должна быть на первом месте. Сторонники этой точки зрения предлагают студентов отчислить, чтобы они не позорили вуз и город, и отправить их на производство, чтобы они не занимали места тех, кто на самом деле хочет учиться в УИГА. Другие комментаторы не видят в клипе курсантов ничего преступного и считают, что в эпоху до интернета такие шалости постоянно случались, но оставались незамеченными, поэтому нормальным людям незачем интересоваться, кто и как снимается в общежитии: “Да ладно, развлекаются курсанты, никому не вредят. Весело же”, “Ну, веселятся ребятки, плохо никому не сделали, никого не убили, не изнасиловали. Все были молодыми”, “Все что угодно обсуждают, но только не будущее российской авиации. Которого, судя по всему, нет. И этот клип – вишенка на огромном торте заброшенной отрасли”.
Региональный сайт “Улпресса” выступил с комментарием, в котором осуждается избыточно резкая реакция на видео, свойственная людям, самоутверждающимся через требования “распни”: “Так зачем так легко записывать своих же детей в стан врагов – объясните? Чтобы потом было с кем побороться? Может, поискать в другом месте? Например, понять, почему регулярно падают учебные самолеты (на самом деле в двух случаях в 2017 году учебные самолеты не падали, но вынуждены были совершить аварийную посадку. – РС). Или разобраться с тем, где воздушные суда, из-за которых 184 ваших выпускника не смогли в прошлом году получить дипломы?”
Сайт организовал онлайн-голосование по вопросу: “Стоит ли отчислять участников съемки?”. Более половины из трех тысяч проголосовавших считают, что можно ограничиться порицанием.
Студент третьего курса летного факультета УИГА, попросивший не называть его имени (так как руководство вуза рекомендовало курсантам не давать интервью прессе), сказал, что к видеоролику относится негативно, но отчислять за него первокурсников, по его мнению, не следует. “Странно, что ребята не предположили, какой резонанс может вызвать данное видео, это банальная глупость, не подумали о последствиях”, – сказал курсант. Реакцию на видео он считает преувеличенной: “Раздули из мухи слона, как будто поговорить больше не о чем”.
Мы все смотрим телевизор, и там тоже много голых, вот и эти мальчишки посчитали, что это доблесть
– Мы все смотрим телевизор, и там тоже много голых, вот и эти мальчишки посчитали, что это доблесть, – говорит заведующая одной из ульяновских городских библиотек, также пожелавшая сохранить анонимность. – Таково состояние вкусов. Вот у меня в библиотеке никто раздетым не ходит, а там – общежитие, это их дом. То, что они разделись, – пусть, они у себя дома, но тот, кто выложил это в интернет, – у того мало ума.
Проректор Ульяновского государственного педагогического университета Алексей Осипов сказал, что комментировать ситуацию, сложившуюся в другом вузе, было бы неэтично, но заметил: если бы такое произошло в его вузе, то реакция руководства тоже, скорее всего, была бы отрицательной.
– Люди могут развлекаться любым законным способом, но вывешивать это для всеобщего обозрения – вещь спорная. Ведь эти ребята в данном случае – не просто группа людей, а студенты своего вуза.
Гораздо более интересным, чем этот частный случай, Осипов считает феномен "моральной паники", когда заключение о том, можно ли считать поступок предосудительным, зависит от реакции публики.
Трудно не реагировать на то, о чем твердят все телеканалы
– Все идет по одной схеме: СМИ создают реакцию людей на то или иное событие, преподнося его как нарушение традиционных нравственных устоев. Почитайте на эту тему книжку Стенли Коена “Народные бесы и моральные паники”. СМИ способны вызывать моральную панику, когда информация накладывается на общественные настроения, и люди начинают испытывать страх перед реальными и мнимыми угрозами. В данном случае местными, а потом и федеральными, СМИ была раскручена моральная паника, – говорит Осипов.
Жертвой паники стало и государство, которое в лице Минтранса и Росавиации отреагировало тем, что прислало в Ульяновск целую комиссию, и теперь положение ректора УИГА кажется не таким устойчивым, как раньше.
– В государстве работают такие же люди, им показали в СМИ информацию, маркированную как негативную, и они посчитали, что обязаны реагировать, – полагает Осипов. – Трудно не реагировать на то, о чем твердят все телеканалы. От этого не застрахован ни один вуз, и не только вуз.
В клубах и студенческих общежитиях регулярно происходит много разного, и не все становится предметом внимания СМИ, поэтому необязательно делать предметом пристального рассмотрения все, что попадает в интернет, считает проректор.
В настоящий момент на сайте change.org идет сбор подписей в поддержку пилотов: "Эта постановочная и полностью позитивная пародия не должна лишить образования молодых и перспективных пилотов. Ни один из них не имел проблем с учебой и дисциплинарных наказаний. За безобидную пародию не должны отчислять, поможем курсантам сохранить место в институте!" – говорится в петиции.