Теологическую ассоциацию предложил создать ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", его поддержал ректор МГУ Виктор Садовничий и директор Департамента управления делами Минобрнауки РФ; каждый привел соответствующие своему профилю доводы. Судя по тенденции, введение курса "Нравственные основы семейной жизни", подготовленного в Екатеринбургской епархии, в качестве обязательного школьного предмета теперь не заставит себя долго ждать.
Тоска по государственной идеологии, служившей опорой в советские времена, обернулась в противоположную сторону – религиозную. Оправданием, по укоренившейся привычке, послужил народной запрос. Действительно, с просьбой ввести вести в школы такой предмет как "Нравственные основы семейной жизни" в Министерство образования и науки обратилась глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС), куда входят 70 родительских объединений из разных регионов, однако уже с 2015 года Русская православная церковь ратует о придании этому курсу статуса обязательного предмета, недаром уже написан учебник и все методические пособия по нему.
Пока курс проходит апробацию на экспериментальных площадках, как это было и с основами религиозных культур и светской этики, главным образом в регионах. Появление такого урока в московских школах, там более в 10 и 11 классах, даже по одному часу в неделю, значило бы сорвать весь эксперимент. Потому что за нейтральным названием курса стоят два конкретных автора - священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина). Трудно представить, что именно эти авторы смогут достучаться до юных сердец в период полового созревания независимо от конфессиональной принадлежности учеников и сферы их интересов, тем более когда речь идет о долге и подчинении.
Собственно, весь этот курс можно было бы вместить в пару уроков истории и обществознания, добавив факультативно из литературы времен Ивана Грозного, а именно "Домострой" протопопа Сильвестра. Принципы семейной жизни традиционные – муж зарабатывает деньги, жена сидит дома с детьми и подчиняется мужу. Такая схема воспитывает ответственность в мужчинах, гарантирует демографический прирост государству и принятие невзгод без ропота. В презентации курса авторы, правда, формулируют иначе, по их словам, эта система готовит "к созданию крепкой, счастливой семьи через введение старшеклассников в систему семейных ценностей, традиционных для нашего Отечества". ( Дальше в презентации - музыкальный эпиграф в исполнении Анны Герман, песня "Сумерки").
Семейные сценарии
Анастасия Серазетдинова, преподаватель словесности Новой школы:
- Я не очень себе представляю, как зашла бы в класс и сказала: "Сегодня мы поговорим о нравственности, о семейной жизни". Вообще, за то время, пока работаю в школе, часто вижу, как люди влюбляются, как они познают, что такое любовь.На примере тех же героев – Наташа Ростова молодец или нет?
Конечно, вопросы возникают, и они насущные, особенно в классе: "Вот, Петров на меня посмотрел!" И ты приходишь со своим русским и со сложноподчиненными предложениями, а у тебя Петров как-то не так посмотрел, ну, какой тут урок! Там жизнь совсем другая. И специально делать здесь же какие-то вещи про семью?! Это как если бы родители посадили ребенка пред собой и и сказали: "Сегодня мы будем разговаривать с тобой о сексе".
Я наблюдаю разные семейные сценарии. Когда папа в семье ведет себя агрессивно - мальчик подобным образом общается со сверстницами. Если семья с какой-то религиозной установкой – это тоже сразу заметно. Школа – срез общества, репетиция взрослой жизни. Очень часто там отыгрывается и агрессия, и мягкая влюбленность, и забота. У меня есть прекрасные выпускники, у которых большая любовь со школы и до сих пор они вместе.
Появились богатые семьи, где папа зарабатывает деньги, а мама находится дома, с няней и детьми. Есть ситуация, когда девочка говорит: "Ну, зачем мне что-то делать, у меня будет муж, который будет меня обеспечивать, будет домработница, и мне не нужно уметь вытирать со стола крошки". А есть другая, когда девочка говорит, что "у меня мама такая, а я хочу быть абсолютно другой. Я независимая, классная, умная". Не стоит забывать и о мальчиках, которые растут в семьях, где папа главный. Я очень редко вижу там мальчиков, которые взяли бы на себя ответственность за семью. Потому что обычно, если мой папа из разряда "ты знаешь, кто мой папа", значит, у меня все будет, и мне не надо ничего добиваться.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Хотели бы вы быть единственным?
Навязывать христианские ценности в современном мире, когда христиан ничтожное количество, - считает протоиерей, писатель Михаил Ардов, довольно глупо. "Такое должно решаться индивидуально на уровне родителей, учителей, кружка, но не в массовой школе. Не следует забывать, что в Российской империи преподавали Закон Божий, и было довольно много религиозных людей, и все мы знаем, чем это закончилось для России. Она превратилась в бандитский СССР".
С другой стороны, если действительно говорить о нравственных основах семьи, то молодые люди называют главную ценность – доверие, независимо от того, кто главный в доме – жена или муж, кто больше зарабатывает денег. "Если у нас есть средства, то они у нас по большей части общие, - рассказывает Лера Титаева, она недавно начала самостоятельную жизнь с молодым человеком. - Да, бывают конфликты, но мы все друг другу рассказываем и никогда друг другу не врем".
"Люди должны сами решать, как распределяются их роли в семье, что они будут делать, – подтверждает представитель ЛГБТ-сообщества Ксения Чеснокова, - главное - поддержка и честность. Без доверия не получается нормальной семьи".
Никто не спорит, что школа становится площадкой для подобного опыта, здесь проходит первая, трудная социализация. И здесь же подросток сталкивается с ограничениями взрослого мира, которые повергают его, как всякую душу с неподрезанными крыльями, в серьезную депрессию. И навязывать еще один жесткий конструкт, в который предстоит поместить личную жизнь после окончания учебного заведения, означает только усугублять ее – в том случае, если найдется ученик или ученица, который воспримет этот предмет серьезно.
А такое, учитывая налет псевдонаучности и мистицизма, вообще-то притягательные в этом возрасте, может произойти. Дело в том, что авторы курса в миру – кандидаты наук, которыми они были, очевидно, не слишком увлечены, поскольку выбрали путь духовный. Однако образование психолога, полученное Крыгиной, сделало ее, как и детского омбудсмена Анну Кузнецову, сторонницей телегонии, научной ереси, верить в которую следует для того, чтобы хранить целомудрие до брака и не делать абортов.
Природа и ценности
Елизавета Заикина, психолог:
- Я рассказываю студентам про телегонию, про то, что это работает у единственного вида животных – у мух дрозофил. Если муху дрозофила оплодотворяют в промежутке какого-то времени два самца, она действительно может выбрать сперму того, кто сильнее, больше и так далее. Но, во-первых, это не совсем то, что вкладывается в понятие телегонии, во-вторых, мы не дрозофилы. И, в общем, это два аргумента, которые ломают все, а никаких других научных подтверждений этому нет, в то время как научных опровержений достаточно. И сам принцип того, как получаются дети – слияние яйцеклетки и сперматозоида, двух гаплоидных клеток, которые не содержат никаких примесей кого бы то ни было еще, кроме двух индивидов, вступивших в сексуальную связь – сам этот процесс противоречит любым принципам телегонии.
И человеческая матка не имеет никакой памяти. Матка – замечательный орган: там много крови, много нервных окончаний, но абсолютно точно нет способности к запоминанию, а тем более к способности декодирования сперматозоида. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что люди, которые говорят про телегонию, во-первых, обнаруживают свою огромную некомпетентность, во-вторых, спекулируют на важной для всех теме. И на волне того, что тема важна, они вкладывают любую мысль, которая играет им на руку, и на этом закрывают тему, не приводя никаких научных доказательств или научных опровержений.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
"Про это". Экскурсия для студентов в Государственном биологическом музее им.К.А.Тимирязева
Что касается девственности, то, действительно, до сих пор есть такой психологический фетиш, это действительно важная штука для мужчин, особенно в селах. Но это, скорее желание, а не обязательный критерий. Чаще всего и женщина, с которой они вступят в брак, у них не первая, и они у этой женщины не первые.
Что касается самих девушек, то девственность рассматривается как недостаток в 10-м – 11-м классе, когда девушки хвастаются: "Вот я с тем, я с этим. У меня было все, я такая опытная, взрослая, готова ко всему". А на первом-втором курсе университета, если девушка приняла для себя решение, что не хочет вступать в сексуальные отношения до брака, либо она никому об этом не рассказывает, либо подводит под это ценностную установку.
Важно понимать, что подросток в любом случае переживет опыт первой влюбленности. И безопасней для него будет, если этот опыт будет личным. Да, в семье должны объяснить, что нельзя строить насильственные, агрессивные отношения, но ни о каком чувстве долга в этом возрасте еще речи не идет, поскольку для детей любовь - это то, что написано в сказках и показано в диснеевских мультиках. А вовсе не то, что транслируется какими-то семейными институтами и учебниками. Для них любовь - это влюбленность, а не семья. И это две абсолютно разные вещи, которые вместе просто не живут.
гормоны позовут и он сам себя будет наказывать
Позже это может стать вопросом из разряда ценностей. Если мы говорим, например, о людях, которые выросли в счастливых и полных семьях, куда ребенок рад возвращаться, и где ему транслировалось понятие верности, единства семьи, что папа у меня один и больше никогда и никого у него не было и так далее, ребенок вполне может последовать родительскому примеру. А если еще и в школе ребенок с таким, прямо скажем, редким бекграундом, получит поддержку от авторитетного учителя, то он может всю свою сексуальную энергию потратить именно на поиск какого-то одного партнера. Потому что сексуальность тоже имеет разные выражения. А когда он начнет думать про то, что ему чего-то хочется, потому что гормоны позовут, он сам себя будет наказывать.
Мы, на самом деле, много за что сами себя наказываем. Такая схема возможна. И счастливые люди в такой ситуации тоже могут быть. Но таких счастливых людей настолько маленьких процент получается, что рассматривать их как основу для внедрения школьного курса просто безумие.
Мы должны понимать, что ценности у всех разные. И есть люди, для которых семья является настолько важной ценностью, что они готовы поскупиться нашей с вами свободой, уровнем жизни, очень много чем еще. И в целом они счастливы тем, что женщина, например, остается дома и не работает. А мужчина ходит на работу и возвращается постоянно к одной и той же женщине; они вместе растят детей и так далее. И это абсолютно рабочая схема счастливой семьи в случае, если оба супруга поддерживают эту идеологию достаточно долго. Но когда они перестают поддерживать эту идеологию, например, им уже в целом семья становится неинтересна, то есть наступает определенный возраст, когда проще оставить все, как есть, чем что-то менять, и тогда люди живут как соседи, что существует, кстати, и в светских свободных семьях. Но опять же это должно идти не сверху, а от человека, от его системы ценностей, а не от каких-либо навязанных навечно скреп и идеалов.
Не грех по взаимному согласию
Алексей Зыгмонт, религиовед, научный сотрудник РАН:
- Сегодня православность – это континуум, который простирается от дословного цитирования Игнатия Брянчанинова до размышления о том, что "может, Бог и есть...". Кроме того, сохраняется некоторое противоречие, столкновение между всякого рода нормами и бурлящим хаосом того, что происходит с каждым человеком, каждой парой в отдельности. Иногда их пытаются поместить в какие-то рамки, скажем, некоторые старцы специально знакомят молодых людей, чтобы их поженить, либо насильственно женят. Иногда отец-священник выбирает с подобной целью круг общения для молодого человека. Но в целом это столкновение всегда присутствует, хотя и не отменяет пространства личной свободы, которое всегда больше, чем любые рамки.
И на каком-то отрезке православного континуума становится важно, чтобы девушка, которая вступает в брак, была девственницей, и это имеет значение для ее будущего как жены и матери, как мы понимаем из нового школьного курса "Нравственные основы семейной жизни". Вообще в православной среде популярно учение о телегонии, которого придерживается автор учебника для старшеклассников монахиня Нина (Крыгина): о том, что первый партнер девушки оставит некие свои смыслы, гены и так далее. И потом у нее, с кем она ни вступит в брак, будут рождаться, как где-то я прочитал, "черные дебильные молодцы", и уже ничто не спасет молодую православную семью.
ты не патриархальный, скотина, пошел вон!
Что касается этого курса, то там чудовищный, невероятный разрыв между идеалами и реальностью, которые они пытаются исправить в соответствии с этим идеалом. В презентации к курсу есть три картинки: на одной – пара в свадебном наряде, дальше – муж и жена с кучей детей. В реальности нормальная православная семья – это, разумеется, не мужчина, женщина и ребенок, а женщина, ее дети и кошка. Мужчина выполняет роль либо квазимоды, либо козла отпущения, либо алкоголика, либо непонятно кого.
Да, православные семьи единоцентричны в реальности, несмотря на все мечты о патриархальности. Все мечты о патриархальности, которые высказывают монахини, заключаются только в том, чтобы ударить мужа сковородкой по голове и сказать: "Ты не патриархальный, скотина, пошел вон!" Я абсолютно серьезно говорю. Идеал патриархальности внушается женщинами. Мужчины не хотят быть патриархальными, хотя иногда бывают, и тогда семьи получаются, условно говоря, настоящими, но опять-таки не факт, что счастливыми.
Да, такие семьи есть. Это очень ортодоксальные христиане, в первую очередь, второе поколение. Молодые пытаются экспериментировать, нередко под влиянием своих несчастливых родителей, которые пытаются научить ортодоксальности и патриархальности. Но тут есть еще одно маленькое условие: женщина должна быть беременна не реже, чем раз в два года и даже чаще, тогда патриархальность точно соблюдается. Эта опция намного более редкая, чем вся та печальная реальность, на которую сетуют авторы учебника.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Единственный/единственная на вю жизнь?
Современный мир настолько довлеет, что даже у самых православных девушек речи об ожидании единственного суженого чаще всего не заходит. Половая жизнь начинается до брака и вызывает некоторое беспокойство у родителей, и только. Я одно время изучал форумы, на которых православные люди, в том числе молодые, задавали вопросы священнику, либо общались друг с другом относительно всякого рода сексуальных практик. Там можно встретить все, что угодно. Например, человек пишет: "Братья и сестры, простите меня грешного", а дальше задает вопрос про анальную мастурбацию и прочее. Был другой замечательный случай, пользовательница под ником "Мама, солнышко и звездочки" пишет: "Простите, пожалуйста, батюшка. (Жесткий православный так бы не обратился, то есть она немножко православная. – А. З.) Мне очень стыдно, но я должна спросить, как с оральным сексом – это грех, наверное?" Ей отвечают – либо грех, либо не грех, интуитивно. Батюшка написал – это был верх либерализма! – что по взаимному согласию супругов это не грех, но если все ограничивается только оральным сексом - то это грех.
И еще был интересный случай. Женщина советуется: "Батюшка, благословите и скажите, пожалуйста, вот мой муж раздобыл где-то себе архиерейское облачение и требует, чтобы я в постели называла его "Владыко". Является ли это кощунством?" Батюшка, конечно, сказал, что "вашему мужу надо обратиться к психиатру, а вам от него бежать". Огромное количество сексуальных практик, которые касаются и добрачных отношений – петтинг, взаимная мастурбация (является ли это грехом?), которые ни в какие рамки поместить не удается, несмотря на то, что священники иногда пытаются это делать, но опять же это от степени их либерализма зависит. Но в целом – огромный спектр.
Эротический опыт православных, светскую мораль и школьный курс "Нравственные основы семейной жизни" обсуждаем с религиоведом Алексеем Зыгмонтом, психологом Елизаветой Заикиной, преподавателем словесности Анастасией Серазетдиновой, протоиереем Михаилом Ардовым и другими.