Биржа на монопольном рынке

Правительство сохранит фиксированные тарифы на газ для населения, а в биржевых торгах будут участвовать промышленные потребители

Сегодня в России впервые проводятся биржевые торги природным газом. Газовая биржа возникает в стране даже раньше нефтяной, хотя внутренний рынок газа в России, по сути, монополизирован. Однако и сам монополист может быть заинтересован в биржевых торгах не меньше, чем независимые производители газа в России, хотя и по иным причинам.


Сама по себе идея биржевой торговли тем или иным товаром предполагает не только определение цены, отражающей соответствие спроса на этот товар и его предложения, но и конкуренцию поставщиков. Однако более 90% всего российского газа добывается сегодня государственной монополией, ей же принадлежат все газопроводы, а также эксклюзивное право на экспорт газа. В таких условиях сколь эффективной окажется биржевая торговля газом?


Аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев полагает, что определенную конкуренцию газовая биржа все же обеспечит, так как, по правилам, «Газпром» не сможет продавать здесь больше газа, чем независимые производители. Хотя, судя по составу участников первых торгов, к «независимым» относят не только компанию «Новатэк», на 20% принадлежащую тому же «Газпрому», но и государственную «Роснефть».


Возникающий биржевой рынок газа называют «рынком 5+5», имея в виду, что здесь в течение первого года по 5 миллиардов кубометров топлива смогут продавать и «Газпром», и независимые производители газа в России – в целом это менее 3% внутреннего потребления газа.


Тем не менее, газопроводы, по которым потребителям будет доставляться купленный ими на новой бирже газ от независимых производителей, по-прежнему принадлежат «Газпрому». А сама монополия стремится выкупать газ у независимых его поставщиков еще «у скважины» по ценам, которые, как считают эксперты, почти вдвое ниже даже тарифов для населения – на уровне 22-23 долларов за тысячу кубометров. Вместе с тем, «Газпром», хотя и заинтересован по-прежнему в покупке газа у независимых производителей по низким ценам «у скважины», уже предоставляет им возможность продавать по ценам, превышающим внутренние тарифы, около половины добываемого ими газа, напоминает аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин.


«Газпром» прямо заинтересован в том, чтобы независимые производители поставляли как можно больше газа на внутренний рынок, что позволит ему самому больше газа экспортировать, добавляет Дмитрий Мангилев: «В данном случае проблема "доступа к трубе", на мой взгляд, не должна возникать».


Пока о конкуренции речи быть не может


Считается, что бизнес «Газпрома» на внутреннем рынке убыточен ввиду сильно заниженных тарифов на газ. Но при этом независимые производители газа оказываются вполне прибыльными, работая на том же внутреннем рынке, дальше их просто не пускают: экспорт газа теперь монополизирован полностью. «Но мы не знаем наверняка, действительно ли убыточен бизнес "Газпрома" на внутреннем рынке, поскольку мало кому известна структура издержек монополии», - отмечает Андрей Громадин.


Но даже если предположить, что в обозримом будущем внутренние цены на газ (например, для энергетики и остальной промышленности, на долю которых, вместе взятых, приходится 80% всего потребления газа в стране, а 20% - на жилой сектор) будут повышены до вполне прибыльного уровня и для «Газпрома», мотивации к конкуренции на этом рынке в России у него станет еще меньше, чем сегодня.


Главным фактором роста цен на газ на внутреннем рынке остается значительное - в разы - их отставание от цен на мировом рынке. «Однако до мирового уровня внутренние цены на газ будут повышены еще не скоро. Думаю, это произойдет значительно позже 2008 года, - полагает Дмитрий Мангилев. – А пока "Газпром" будет стремиться к тому, чтобы независимые производители все в большей степени обеспечивали внутренний рынок, в том числе и через биржу. Здесь и существует возможность для какой-то конкуренции независимых с "Газпромом"».


Но в целом не вызывает сомнений тот факт, что при сохранении нынешнего положения «Газпрома» в будущем, ни о какой нормальной конкуренции на этом рынке и речи быть не может, считает Андрей Громадин: «Это положение монополии проявляется во всех сферах – от доступа к разработке газовых месторождений и заканчивая доступом к трубе и к конечным потребителям».


Спрос и биржевые цены


Возникающий новый рынок газа «5+5» логично сравнить с так называемым рынком «5-15» в электроэнергетике, где производители могут продавать от 5 до 15% вырабатываемой ими электроэнергии также по нерегулируемым ценам. На этом рынке в течение трех лет после его появления в конце 2003 года цены были даже ниже регулируемых тарифов, и только с сентября 2006 года, когда вступили в силу новые правила оптового рынка электроэнергии, они начали расти, пока – лишь в европейской части страны.


Однако на внутреннем рынке газа его дефицит уже сегодня проявляется сильнее – и для самих энергетиков, и для других отраслей промышленности. Многие предприятия вполне готовы платить за газ гораздо больше, чем сегодня - лишь бы он поставлялся, - говорит Дмитрий Мангилев. По его прогнозам, биржевые цены на газ уже в ближайшее время могут вырасти примерно до 60 долларов за тысячу кубометров: «Действующие тарифы для промышленности составляют примерно 46 долларов, а для населения этот тариф, безусловно, еще ниже».


Дифференциация тарифов по разным группам потребителей неизбежна и в будущем, добавляет Андрей Громадин. Правительство сохранит фиксированные тарифы на газ для населения. А в биржевых торгах, по мнению аналитика, будут участвовать прежде всего промышленные потребители, которые могут относительно безболезненно пережить и значительный рост цен на газ. «Даже если регулируемые тарифы и будут повышены в течение 2-3 лет раза в полтора - до 60 долларов, то цены на газовой бирже могут повыситься до 90-100 долларов за тысячу кубометров», - прогнозирует Громадин.