«Пытки в Чечне: стабилизация кошмара» - так называется совместный доклад правозащитного центра «Мемориал» и Международной федерации прав человека. Доклад был подготовлен к сессии Комитета ООН против пыток, где он был представлен в ходе рассмотрения четвертого периодического доклада России по выполнению Конвенции против пыток.
Доклад «Пытки в Чечне: стабилизация кошмара» был представлен в один день в Москве и Париже. В московском Независимом пресс-центре с докладом выступили сотрудники правозащитного центра «Мемориал».
Говорит член совета правозащитного центра Александр Черкасов: «Доклад большой потому, что он охватывает несколько лет, он тоже готовился к этой сессии комиссии, и он охватывает весь период, за который отчитывается Россия - больше трех лет. Доклад разноплановый, освещает много тем - похищения, незаконные места содержания, пытка, фабрикация уголовных дел. Очень трудно отнести то или иное дело, тот или иной конкретный случай к одному из разделов. Фактического материала в докладе очень много. В любом из разделов вы найдете примеры того, система вполне может быть изменена, если на то будет политическая воля. Этой политической воли нет. Потому что мы имеем примеры, не более чем отдельные примеры, того, что суды принимают во внимание то, что людей на следствии пытали, а не штампуют приговоры. Редко, но такое бывает. Примеры того, что адвокаты могут защитить своих подзащитных. Примеры того, что людей, принимаемых в следственные изоляторы, осматривают и фиксируют следы пыток, а сотрудники следственных изоляторов не закрывают на это глаза. Примеры того, что возможен контроль за условиями содержания арестованных. В Чечне создана комиссия, в которую входят представители общественности, представители "Мемориала". Эти наши коллеги посещают следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и пытаются влиять на ситуацию там, где есть пытки».
Глава совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов подчёркивает, что от беззакония в Чечне никто не застрахован: «Пытки в нынешней Чечне являются, к сожалению, нормой. Практически каждый из задержанных людей подвергается пыткам. И это то, что можно назвать именно “стабилизацией кошмара”. Да, в Чечне происходит некоторая стабилизация ситуации, но вот это стабилизация того ужаса, который испытывает практически каждый житель Чечни, потому что никто в Чечне не застрахован от этого беззаконного насилия».
Пытки применяются милиционерами, и тогда, когда они возвращаются из Чечни: «То, что происходит в Чеченской республике, отравляет всю общественную, политическую, правовую жизнь России,- говорит Олег Орлов. - Ведь все коллеги из многих правозащитных организаций, работающих во многих регионах России, это очень четко отличают, как милиционеры, прошедшие этот опыт в Чечне, потом его очень наглядно и страшно применяют в регионах.
Главный мотив похитителей - представителей силовых структур: получить от человека информацию или заставить его быть сексотом. Тогда самое удобное - увезти этого человека в незаконное место лишения свободы, по сути дела, похитить и дальше его обрабатывать. От него добиваются сведений, от него добиваются подписки о негласном сотрудничестве. Если человек вытерпел эти пытки, его могут и освободить, а могут передать официальным структурам – якобы он всем сознался, а поскольку он сознается в чем угодно, то дальше фальсифицируется дело, и это дело передается в суд».
Правозащитники, как и представители общественности, оказывают посильную помощь людям, попавшим в беду, но без политической воли руководства страны исправить ситуацию в Чечне невозможно: «Проблема пыток в Чечне - это не есть некое родимое пятно. С этим можно бороться и в Чечне, и России, была бы политическая воля. Вопрос в том, что этой политической воли нет. Доклад называется "Стабилизация кошмара". О чем он? Ад в Чечне стал более комфортабельным, но остается адом - таков печальный итог», - считает член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.