На День Грузии пустили не всех грузин

Не всем грузинским общественным и культурным деятелям удалось получить российские визы



В московском Международном университете прошёл День Грузии, программой которого были предусмотрены заседание «круглого стола», открытие Недели современного грузинского кино, выставка работ известных грузинских художников. Однако не все приглашенные на это мероприятие грузинские общественные и культурные деятели получили право на приезд в Москву.

День Грузии в московском Международном университете прошел в знаковые для грузин дни. Сегодня вся страна отмечает день своего покровителя Святого Георгия и трёхлетнюю годовщину «революции роз». Вице-президент московского грузинского землячества Давид Бериташвили считает, что это время не прошло зря для страны: «Шеварнадзевская эпоха, конечно, какие-то следы оставила, исторические, в частности. Эта придумка двух старых коммунистов Гейдара Алиевича Алиева и Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе насчет большого коммуникационного пути с востока на запад - эта идея, конечно, у них начала работать, и это осталось нам. Но, конечно, эта идея встретила колоссальное коррупционное, наверное, ожидание в среде, в которой она имплементировала. И наверняка все двигалось бы гораздо медленнее. По-видимому, только фальсификация этих выборов, которые произошли три года назад, вывела из себя население, и сменилась часть элиты на другую часть, которая исповедовала все-таки другие принципы. Наверное, важнейшим для них... построить честное государство, пытались сделать, и эти попытки они не оставили, год за годом они доказывают, что у них это получается» .


Заседание «круглого стола» по теме грузино-российских взаимоотношений показало, что диалог между двумя странами не должен вестись только на уровне чиновников. Так считает президент Международного университета Гавриил Попов: «Если этими вопросами будут заниматься круги интеллигенции, круги предпринимателей, круги даже рядовых людей, то эти вопросы будут решены значительно легче и проще, чем в случае, когда этими вопросами занимаются наши бюрократы. Наша бюрократия в этих дискуссиях преследует не только и не столько цели достижения согласия, сколько используют все это для того, чтобы как-то оправдать все те неуспехи, которые она имеет».


Участник дискуссии в Международном университете, главный редактор газеты «Новое русское слово» Сергей Грызунов считает, что власти двух стран должны стремиться к диалогу, а не к разобщению: «Мне представляется, что самым главным сегодня в конфликте российско-грузинских интересов является то обстоятельство, кто первый проявит высшую государственную мудрость и протянет руку. На следующей неделе собирается юбилейный саммит стран - членов СНГ в Минске и, к сожалению, есть все основания для опасений, что грузинской делегации там может и не быть, потому что появилась информация о том, что руководитель грузинского правительства не едет в Минск, министр иностранных дел Грузии сослался на занятость. Хотя на сегодняшний день мы знаем, что президент Грузии Михаил Саакашвили заявляет о своей готовности к встрече с российским президентом, есть опасения, что эта встреча может не состояться. И это, конечно же, отодвинет еще назад возможность улучшения в наших двусторонних отношениях. Тут есть такая грузинская пословица о том, что старший всегда первым протягивает руку, я бы очень хотел, чтобы наши политики услышали мой призыв».


Однако не всем грузинским общественным и культурным деятелям, приглашённым на День Грузии в московский Международный университет, российские власти выдали визы.


Грузинский сценарист и режиссёр Ираклий Квирикадзе пришёл на мероприятие без супруги, режиссёра Наны Джорджадзе. Она должна была открывать Неделю грузинского кино в Международном университете, но её не впустили в Россию, так и не объяснив причины: «Она сняла фильм о Михаиле Юрьевиче Лермонтове здесь, в России. Пять серий с очень интересными актерами. Сняв фильм, она уехала в Грузию, чтобы продолжить визу. У нее кончилась годовая виза, и она должна была вернуться. Ее сюда не впускают, потому что произошел вот этот конфликт, фильм застыл. Мне ничего не оставалось делать, как помнить, что я тоже когда-то был режиссером, отстраниться от всех своих дел, и сейчас я занимаюсь ее картиной. Может быть, это не самое худшее, я знаю очень плохие истории, связанные с тем, как кто-то, получив команду "фас", делает более неприличные вещи. Должны были приехать пять или шесть человек, хорошие, светлые умы. Приехал только один человек, который просто по воле случая имел годовую визу, которая еще действует», - говорит Ираклий Квирикадзе.


Бывший вице-спикер грузинского парламента Вахтанг Рчеулишвили считает, что приезду грузинских деятелей культуры и науки на этот раз помешала ФСБ: «МИД поддержал просьбу университета о проведении этой акции, обещался на уровне замминистра выдать визы, но консульское управление отказалось, потому что консульское управление наполовину, по моему анализу, ФСБ и только наполовину МИД, у них свои проблемы. В общем, силовые ведомства очень серьезно относятся к антигрузинской кампании. Антигрузинская кампания опирается на МИД и ФСБ, а не на общественные структуры, и слава Богу. МИД и ФСБ чем всегда легче? Когда какая-то кампания - власти опираются на силовые структуры. Почему? Они также дисциплинированы, прекратят это давление и преследование грузин, если им прикажут сверху. Намного хуже, когда общественность подключается в антигрузинскую кампанию, потому что общественности прекратить будет намного сложнее, если этот маховик раскрутится. Вот поэтому я говорю, что сейчас еще не трагедия».


В рамках Дней Грузии в Международном университете был запланирован сеанс одновременной игры в шахматы с экс-чемпионкой мира Наной Иоселиани. На границе ей повезло: «Я второй раз приезжаю в Москву, скажем, в напряженные этот период, и мне пограничники не попадаются агрессивные, знаете, но есть какая-то тревога у них в глазах, они не знают как бы... У меня все нормально с документами - я вижу тревогу».


Бывшему вице-спикеру грузинского парламента, а ныне сопредседателю Фонда российско-грузинской дружбы Вахтангу Рчеулишвили тоже разрешили въехать в Россию: «Напряженные очень отношения, в паспорт поглядывали, но не нашли никакой причины, задержали на час. Кого-то отправили. Грузины уже меня спрашивают местные: нам остаться или уехать? У нас концлагеря пока нет в России для грузин, их не убивают. Но морально фактически, я считаю, это такое же тяжелое наказание. Я на себе почувствовал. "А, грузин" - на меня смотрят, как на человека другого сорта, плохого, естественно. Это отношение еще не вошло в глубину, пока очень легко его развеять. После двухминутного общения с тем же самым русским, который на меня смотрит с осторожностью, мы обратно находим прежний тон общения. Но если это будет углубляться противостояние, то фактически как армяне в Турции, как евреи в Германии, так и грузины в России на долгие века будут нежеланными гостями. Именно всегда будут гостями, а не уже полноценными жителями России. А это крах российской империи».