«Если это преступление не будет раскрыто, цепочка подобных убийств неизбежно продолжится»

Трагическая смерть Литвиненко еще более ухудшает имидж России за рубежем, считают наблюдатели. Акция памяти Анны Политковской в Вашингтоне

Минувшей ночью в Лондоне скончался бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко. Независимый депутат Государственной Думы России Владимир Рыжков полагает, что «убийство» резкого критика нынешних российских властей дополнительно усугубит сложившийся в мире имидж Москвы, но никак не повлияет на ход саммита ЕС-Россия.


- Я практически уверен, что это не несчастный случай, а политическое убийство. Хотя врачи официально такое заключение не дают, но все признаки указывают на то, что это политическое убийство. Первое подозрение падает на российские спецслужбы. Я говорю об этом с сожалением, потому что, думаю, мы все заинтересованы, чтобы имидж нашей страны был позитивным. Но, к несчастью, в данном случае главный подозреваемый - это российские спецслужбы, и связано это с деятельностью Александра Литвиненко. Который опубликовал книгу о взрывах в Москве в 1999 году, обвинив в этих взрывах ФСБ. Который обвинил ФСБ в подготовке покушения на Бориса Березовского. Конечно, в этой ситуации главное подозрение падает на российские спецслужбы.


- Сегодня, как известно, полиция Великобритании проводит свое собственное расследование этой смерти. Я думаю, мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы это расследование было успешным, чтобы заказчики, исполнители были установлены. Потому что если это преступление не будет раскрыто, если мы не узнаем истинной картины того, что произошло, это будет означать, что цепочка подобных убийств неизбежно продолжится, что каждый жесткий критик [ Кремля – РС] будет находиться потенциально под той же самой угрозой. Поэтому, к сожалению, еще раз повторяю, главное подозрение падает на российские спецслужбы. Надеюсь, что расследование будет успешно доведено до конца.


- Вы считаете, что есть шансы успешное провести расследование?


- Шансы на раскрытие этого преступления невелики, прошло больше двух недель с момента предполагаемого отравления Александра Литвиненко. Насколько я понимаю, до сих пор британская полиция не имеет никаких надежных сведений относительно того, как это было и кто бы это мог быть. Обычно такие преступления раскрываются с большим трудом, и в этом главная опасность: если заказчики и исполнители убедятся в том, что такие убийства можно совершать безнаказанно, то где гарантия, что не будет размещен очередной заказ?


- Смерть Александра Литвиненко может повлиять на ход переговоров в Хельсинки, где проходит саммит Россия-ЕС?


- Нет, это никак не может повлиять на ход переговоров в Хельсинки, потому что можно говорить только о каких-то предположениях или смутных подозрениях, и, безусловно, это не имеет отношения к саммиту. Но то, что это омрачает общий имидж России, к сожалению, это факт.


- Как может отреагировать на смерть Литвиненко российская власть?


- Российская власть никак не будет реагировать на эту смерть, потому что любая реакция поставит российское руководство в сложное положение. Я думаю, что сейчас все предпочтут держать паузу и ждать, как будет продвигаться расследование.


Правозащитник Лев Пономарев почти уверен, что в гибели Александра Литвиненко виновны российские спецслужбы. Он не исключает, что на этом волна политических убийств не закончится:


- Я потрясен смертью Литвиненко. Несмотря на то, что это не первое убийство по политической причине, конечно, привыкать к этому нельзя. И сколько бы ни говорили наши официальные органы, что они к этому не имеют отношения и это им не выгодно, зная такой звериный нрав КГБ СССР и учитывая, что ФСБ считает себя правопреемником КГБ (более того, они с большой гордость называют себя чекистами), я могу предполагать, что все-таки это убийство, скорее всего, сделано этими людьми. Выходцев из своих спецслужб считают они в первую очередь своими врагами.


- Он не просто ушел из ФСБ. Хорошо известно, что Литвиненко написал, по-моему, две книги, в которых он обвиняет ФСБ в том, что это организация антиконституционная, что она не подчиняется российскому законодательству. Он обвинял ФСБ в совершенно конкретных действиях, в конкретных преступлениях, в заказных убийствах. В этом смысле он был главный враг ФСБ. Его мог уничтожить кто-то просто по команде руководства ФСБ. Совсем не обязательно, чтобы эту команду давал [Николай] Патрушев или президент Путин, просто люди, работающие в этой системе, его ненавидели.


- Для тех людей, кто следит за событиями в России, в общем-то, не секрет, что у ФСБ есть тайные отряды, которые выполняют тайные поручения, связанные в том числе и с убийствами. Убийство [Зелимхана] Яндарбиева фактически доказало это всему миру. Конечно, такую антиконституционную практику... надо требовать, чтобы это было прекращено. Но что мы видим? Что сейчас впереди тяжелый политический сезон в России, и убийство [Анны] Политковской, и вот сейчас смерть Литвиненко говорят о том, что антиконституционная активность ФСБ будет увеличиваться. Не дай Бог, чтобы это было.