Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына и Александр Шароградский.
Кирилл Кобрин : В Лондоне в больнице умер Александр Литвиненко. Смерть наступила в результате отравления. Британские врачи пока не могут ответить - чем. Они не исключают, что установить, что за яд был использован так и не удастся. Говорит представитель клиники Университетского колледжа Лондона.
Представитель клиники Университетского колледжа Лондона : Все возможности были изучены, чтобы установить причины состояния Александра Литвиненко. Сейчас этим делом занимаются детективы из Скотланд-Ярда. Поэтому мы воздерживаемся от каких-либо дополнительных комментариев.
Кирилл Кобрин : Расследование ведет отдел британской полиции по борьбе с терроризмом. О ходе расследования, в том числе о версиях и мнениях, высказываемых в Великобритании, и прежде всего о посмертном заявлении самого Александра Литвиненко (его зачитали сегодня друзья покойного), наш корреспондент в Лондоне Наталья Голицына.
Наталья Голицына : Незадолго до кончины Александр Литвиненко продиктовал заявление, в котором винит в своем отравлении российские спецслужбы и лично Владимира Путина. В заявлении говорится, что оно адресуется человеку, который «виновен в его состоянии». «Возможно, вы преуспели в том, чтобы заставить меня замолчать, - сказал бывший офицер ФСБ, - но это молчание будет дорого вам стоить». И далее: «Вы показали себя человеком, не испытывающим никакого уважения к жизни, свободе и каким-либо цивилизованным ценностям», - говорится в заявлении.
Между тем Скотленд-ярд совместно с контрразведкой МИ5 продолжает расследование смерти и отравления Литвиненко. Поскольку врачи всё еще не уверены в том, каким ядом был отравлен бывший подполковник ФСБ, и из-за отсутствия улик, дело Литвиненко в Скотленд-ярде квалифицируется не как убийство, а как неожиданная или неразгаданная смерть. Полиции удалось допросить Литвиненко в больнице. На протяжении 16 часов он вспоминал всех, с кем он встречался 1 ноября и накануне этого дня, что и где он ел и пил. После того, как полиция отработала версию, связанную с итальянским юристом Марио Скарамеллой, который встречался с Литвиненко в японском ресторане, и пришла к выводу о его непричастности к отравлению, следователи сосредоточились на личности бывшего майора КГБ и бывшего охранника Бориса Березовского Андрея Лугового, владельца охранного предприятия в Москве. Он встречался с Литвиненко 1 ноября в баре лондонской гостиницы « Миллениум Мэйфер». По словам Литвиненко, на этой встрече был незнакомый ему человек по имени Владимир. Однако Луговой сам связался с британским посольством в Москве и выразил желание прибыть в Лондон и дать показания полиции. В своем интервью газете «Таймс» он подтвердил, что встречался с Литвиненко и назвал имя третьего человека. Им, по словам Лугового, был его друг детства Дмитрий Коврон. В Лондон Луговой прибыл на футбольный матч ЦСКА-"Арсенал" с детьми. Сам Луговой заявил газете, что у него есть мнение по поводу того, кто убил Литвиненко, но что было бы ошибкой сейчас об этом говорить.
Кирилл Кобрин : Имя Александра Литвиненко стало широко известно 8 лет назад, когда он публично заявил, что российские спецслужбы участвуют в организации похищений и убийств. Вскоре он был вынужден бежать из России, но и в изгнании, по его собственному свидетельству и свидетельствам друзей и близких, многократно получал угрозы от бывших коллег. Рассказывает мой коллега Андрей Шароградский.
Андрей Шароградский : 17 ноября 1998 года подполковник ФСБ Александр Литвиненко, много лет работавший в контрразведке КГБ, вместе с группой сослуживцев на пресс-конференции обвинил российские спецслужбы в попытке организовать убийство Бориса Березовского. Литвиненко назвал имена своих прямых начальников, отдававших ему приказ ликвидировать известного бизнесмена.
После этого Литвиненко стал работать советником по вопросам безопасности Исполнительного секретариата СБ, который Березовский в то время возглавлял. Тогда же против него было возбуждено дело по обвинению в превышении должностных полномочий. Несмотря на то, что Литвиненко был оправдан военным судом, он предпочел бежать из России, опасаясь нового ареста. Встретившись с женой и сыном в Турции, Литвиненко приехал с ними в Великобританию, где попросил политического убежища. Оно было официально предоставлено 15 мая 2002 года. В это же время Литвиненко был заочно осужден в России по обвинению в злоупотреблении служебным положением, хищении взрывчатых веществ, незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Суд вынес приговор - 3 с половиной года лишения свободы условно.
В 2002 году вышла книга Литвиненко "ФСБ взрывает Россию". В ней содержатся прямые обвинения в адрес Кремля в причастности к взрывам жилых домов в Москве осенью 1999 года. В том же году Федеральная служба безопасности России обратилась к британским спецслужбам с просьбой допросить Литвиненко по поводу его связей с главным подозреваемым по делу об этих взрывах Ачимезом Гочияевым. Литвиненко согласился дать показания полиции. Отвечать на вопросы MI 5 он посчитал некорректным, как бывший агент ФСБ.
По словам бывшего резидента советской разведки в Великобритании Олега Гордиевского, который также живет в Лондоне, Литвиненко постоянно получал угрозы от бывших коллег.
Олег Гордиевский : Они были в разных видах - и через газеты, и через личности, и по телефону и так далее. Это было явно организовано на таком уровне правительственном, то есть от КГБ. Он всегда ожидал атаки от КГБ и ни от кого больше.
Андрей Шароградский : В течение всех лет, проведенных в Великобритании, Литвиненко был довольно тесно связан с Борисом Березовским, также живущим в изгнании.
Олег Гордиевский : Березовский инициировал его побег, как-то помогал ему финансово вначале. В последние два года эта связь становилась слабее, слабее, слабее, потому что Березовский сказал - ищи сам себе работу, уже не могу тебя все время поддерживать. И он начал осваиваться, начал давать какие-то консультации предпринимателям, правительству.
Андрей Шароградский : В октябре этого года Александр Литвиненко получил британский паспорт. Как свидетельствует живущая в Голландии правозащитница Лариса Володимирова, Литвиненко надеялся, что британское подданство обезопасит его от угроз, исходящих из России. По ее словам, Литвиненко заканчивал работу над новой книгой.
Лариса Володимирова : Мои коллеги, те, кто приезжал к Литвиненко, они тоже говорят, что Саша всегда очень насторожен. Довольно странно то, что произошло сейчас. Мы долго не могли понять, как случилось это. Но как-то Саша сказал, что же бояться, все в порядке. Я думаю, что то, что он получил гражданство, это позволило ему как-то расслабиться.
Андрей Шароградский : Первого ноября Литвиненко неожиданно почувствовал себя плохо. Вот что он рассказал в интервью Радио Свобода на десятый день после отравления.
Александр Литвиненко : На мне вышел человек и предложил мне встретиться, что передаст мне информацию, в том числи и о людях, которые совершили убийство Политковской. Это было 1-го числа. Я встретился с этим человеком. Мы с ним посидели в ресторане. Он мне передал эти бумаги. Я пошел домой. Через несколько часов мне стало плохо. У меня появилось тяжелейшее отравление. Полиция только на пятые сутки после моего отравления начала расследование.
Андрей Шароградский : Борис Березовский, комментировавший отравление Литвиненко 21 ноября подчеркивал, что покушение совершено на британского подданного. Березовский не сомневается, что оно организовано Кремлем.
Борис Березовский : Литвиненко было предоставлено политическое убежище, и пару месяцев назад он стал британским подданным. Это означает, что это было прямое нападение из Кремля на британца, находящегося в Британии.
Андрей Шароградский: В своем заявлении Березовский призвал британское правительство признать, что оно имеет дело с преступным режимом, который возглавляет Владимиром Путиным. В то же время он не привел каких-либо конкретных данных, подтверждающих причастность российских спецслужб к отравлению Александра Литвиненко.