"Слишком много" Ленина. Ульяновская "война" за название площади

В 2010 году на площади Ленина в Ульяновске проходил кузнечный фестиваль

В Ульяновске идет сбор подписей под петицией за отмену решения о переименования площади Ленина в Соборную. Сбор подписей идет как в интернете на сайте change.org, так и очно, во время публичных мероприятий, проводимых региональной организацией КПРФ. Кулуарное решение мэрии о переименовании центральной площади города породило конфликт между сторонниками двух историй: советской и досоветской.

Сторонники переименования говорят о том, что в Ульяновске "слишком много" Ленина в названиях, что история города не ограничивается Лениным и нужно вернуть городу символ соборности как одной из русских скреп. Критики этого решения утверждают, что оно раскалывает общество, к тому же площадь, где нет и не будет соборов, но есть памятник Ленину и здание бывшего обкома КПСС, глупо именовать Соборной.

Пикет против переименования площади Ленина

Поначалу ничто не предвещало раскола. Напротив, 21 апреля губернатор Сергей Морозов сообщил о возрождении в регионе Ленинской премии. “Мы намерены сохранять и использовать то лучшее, что было в нашей истории. Сохранение преемственности – это один из важнейших факторов стабильности и развития. В этом и есть смысл патриотизма. При самых разных взглядах на жизнь и на политику мы должны ставить интересы Родины на первое место”, – сказал Морозов, обращаясь к ветеранам, которые были свидетелями награждения области орденом Ленина в 1966 году. Областная Ленинская премия в размере 1 млн рублей будет вручаться раз в пять лет, начиная с 2020 года, как отдельным гражданам, так и коллективам “за выдающийся вклад в исследования в области гуманитарных и общественных наук или за творческие достижения в литературе и сфере искусств, реализованные на территории Ульяновской области, способствующие прорывному социально-экономическому развитию региона”. Губернатор отметил, что в области продолжается подготовка к 150-летию со дня рождения Ленина.

На площади Ленина проводятся провластные мероприятия

22 апреля, в день рождения Ульянова-Ленина, губернатор Морозов, члены его правительства и руководство города, как и каждый год, возложили цветы к памятнику Ленина на главной городской площади его имени. А уже на следующий день комиссия по наименованию улиц и площадей, входящая в структуру городского управления архитектуры, большинством голосов рекомендовала переименовать площадь Ленина в Соборную. Так неожиданно “выстрелила” инициатива регионального отделения “Справедливой России”.

Ленин – важнейшая историческая фигура, но Ленин не объединяет всех

В декабре прошлого года прошлого года "эсэры", о деятельности которых в области уж несколько лет ничего не было слышно, обратились к руководству области и города с просьбой переименовать площадь "в целях обеспечения единства общества и восстановления исторической ценности". Заявители просили “поддержать общественную дискуссию о возможности переименования площади”, которая для них “прочно ассоциирована со Свято-Троицким кафедральным собором, воздвигнутом в 1841 году в честь победы над Наполеоном”. "Если есть запрос общества, то власть должна отреагировать однозначно положительно и незамедлительно", – сказал недавно назначенный руководитель региональной организации “Справедливой России” Михаил Сычев, который ранее на посту регионального министра внутренней политики отвечал за всю “идеологию”.

Но идею переименования на городской комиссии продвигали не эсэры, а первый заместитель секретаря региональной организации “Единая Россия”, депутат Заксобрания Василий Гвоздев. Он настаивал, что Соборная – от слова “собирать”, это место ключевых событий региона, место сбора людей разных взглядов. “Ленин – важнейшая историческая фигура, но Ленин не объединяет всех, это бесспорно, особенно для молодежи, а нам необходимо всех объединять, показывать, что мы слышим всех, а не только тех, кто уважает Ленина“, – заявил Гвоздев. Из 13 членов комиссии по наименованию улиц на заседании присутствовало 9, семеро проголосовали за Соборную, двое против.

24 апреля и.о. главы администрации Ульяновска Вадим Андреев подписал постановление о переименовании площади Ленина в Соборную, сославшись на решение комиссии. В тот же день коммунисты провели первые одиночные пикеты. Таким образом, между возложением цветов к памятнику “великому земляку” и переименованием площади, на которой стоит памятник Ленину, прошло два дня.

Решение можно назвать законным, но не вполне правовым: мэрия опиралась на заключение комиссии по наименованию улиц, которое имеет рекомендательный характер, кроме того, состав комиссии формирует сама же мэрия в основном из чиновников. Если же дело дойдет до референдума, к которому многие призывают, то возникнет конфликт интересов: глава городской избирательной комиссии, которая будет принимать решение о референдуме, – тот же Вадим Андреев, который будет судьей в своем собственном деле. Многочисленные многодневные попытки узнать у Андреева, кому и зачем была нужна спешка с переименованием без широкого его обсуждения, ни к чему не привели: чиновник от комментария уклонился.

Я не вижу в этом никаких нападок на Владимира Ильича, мы его уважаем и даже возродили премию его имени

25 апреля ульяновский обком КПРФ в специальном заявлении потребовал от губернатора Морозова и руководства Ульяновска “отказаться от действий, способных привести к гражданскому противостоянию”. В заявлении особо подчеркивается, что “никакого общественного обсуждения “инициативы” не проводилось, мнение горожан и жителей нашей области никто не учитывал”. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов направил руководству города и области телеграмму протеста, в которой осудил решение мэрии как “акт мелкого политиканства”.

26 апреля региональная общественная палата провела дискуссию с участием экспертов. Члены палаты и большинство приглашенных высказались против переименования. Решили, что “нужно спросить всех жителей Ульяновской области”. Но поезд ушел: постановление было опубликовано и вступило в силу. Пришло время протестных действий.

Тема переименования площади стала главной на первомайском митинге, который провели коммунисты. Приняв резолюцию с осуждением “циничного” переименования, часть митингующих отправилась на провластную первомайскую акцию профсоюзов, которая происходила на переименованной площади, чтобы вручить резолюцию губернатору. Тот ее взять отказался, председатель Заксобрания Анатолий Бакаев бумагу взял, но зачитывать, как того хотели протестующие, не стал. Первомайские поздравления, звучавшие со сцены, сопровождались скандированием: “Морозов, выйди к народу!”, “Позор губернатору!”, “Куринного на сцену!” Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный на сцену подняться не смог – ему помешала полиция и группа спортсменов. Когда митинг кончился и начался концерт, люди сторонники Куринного вынесли его на сцену. Депутат обвинил губернатора и администрацию Ульяновска в трусости и сказал своим сторонникам, что Ульяновска без площади Ленина быть не может: “Это наша площадь, это наша история”. Прогубернаторские СМИ обвинили Куринного в срыве праздничного концерта.

Пикет в честь 200-летия Маркса

5 мая обком КПРФ организовал пикет в честь 200-летия Карла Маркса, где главной темой опять стало переименование площади. Акция запомнилась стычкой пикетчиков с группой спортсменов, которые попытались уничтожить баннер с изображением Сергея Морозова (на плакате губернатору подрисовали характерные усики, “одели” в рубашку военного образца, снабдив изображение надписью: “Переименовали площадь В.И.Ленина в Ульяновске. Гитлер не смог, губернатор Морозов смог?”). По фотографиям с места происшествия удалось опознать человека, который руководил нападавшими: это был директор ДЮСШ Засвияжского района Ульяновска, чемпион России, Европы и мира по кикбоксингу Сергей Жуков. На 7 мая коммунисты подавали заявку на проведение еще одного пикета в центре города, но мэрия отказала на том основании, что ранее на этом месте уже было заявлено публичное мероприятие. Это мероприятие изображали три одинокие фигуры с лозунгами, второпях нацарапанными голубым фломастером: “Россия за спорт”, “Внедрение ГТО везде!”, “Молодежь за здоровый образ жизни!”. Противникам переименования пришлось проводить свою акцию в формате встречи с депутатом ЗСО.

Провокаторы на пикете

Алексей Куринный уверен, что переименование состоялось по воле одного человека. “Все это произошло с подачи губернатора, – сказал он во время пикета. – Потому что все остальные – это пустые места, они выполняют волю одного кормчего, возомнившего сегодня себя хозяином города и области, который ни с кем не должен советоваться, и всякий идиотизм, который приходит ему в голову – а ему это часто приходит в голову, – не встречает никакого сопротивления в его окружении”.

Вчера учреждение премии имени Ленина, сегодня – переименование площади. Такое впечатление, что правая рука не знает, что делает левая нога

Сергей Морозов одобрил состоявшееся переименование во время встречи с общественностью. “Юридическое решение приняла администрация города, – сказал он. – Но я не вижу в этом никаких нападок на Владимира Ильича, мы его уважаем и даже возродили премию его имени. […] Ничего плохого в переименовании нет, потому что таким образом мы возвращаемся к одной из забытых незаслуженно страниц нашей истории” (в 1824–1841 годы на Соборной площади Симбирска в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года был построен Свято-Троицкий кафедральный собор). Морозов пообещал никаких памятников с площади не передвигать и соборов на ней не строить.

Морозов руководит Ульяновской областью с конца 2004 года, но, очевидно, так и не определился с идентичностью региона. Доктор политических наук Нина Дергунова характеризует внутреннюю политику его администрации как попытку скрестить православие с коммунизмом, и символом этой эклектики станет как раз памятник Ленину на Соборной площади. “Вчера […] учреждение премии имени Ленина, сегодня – переименование площади. Такое впечатление, что правая рука не знает, что делает левая нога, – говорит политолог. – Решения принимаются нелогично, несистемно, одна ветвь власти не соображает, что делает другая. Какое-то дерганье то вправо, то влево, то в прошлое, то в будущее, то в монархизм, то в либерализм”.

Это попытка “перепрошить” миф

– Происходит чудовищный синкретизм, когда дремучая архаика переплетается с проектами модерна и превращается в бесчеловечные ужасные формы, – комментирует ситуацию самарский психолог, директор Института развития личности “Синхронисити 8” Вадим Рябиков. – Мы имеем дело не с синтезом разных культурных образцов, традиции и модерна (здесь возможен синтез, который мог бы продвинуть нас вперед), здесь речь именно о синкретизме, эклектике, которая двигает не вперед, а в ужас. Это попытка “перепрошить” миф. Топоним связан с мифом как способом проживания пространства. В этом случае попытка вернуться к старому миру, вложив новый миф, – это выраженная тенденция к контрмодерну, к “традиционным ценностям”, восстановлению прежней структуры отношений.

Еще недавно губернатор продвигал масштабный проект “Музей эпохи СССР”, который затух на стадии проектирования, хоть и был поддержан президентом Путиным. Сегодня региональная власть говорит, что будет развивать так называемый “красный туризм” – туристическое обслуживание гостей, в основном из Китая и других стран, где почитают коммунистическую идею: эти люди приезжают на родину Ленина специально посмотреть на ленинские места. Но наплыва туристов из Китая пока не наблюдается: в прошлом году в Ульяновске побывало всего около 5 тысяч китайцев. Руководитель регионального Агентства по развитию туризма Юлия Скоромолова считает, что переименование площади не скажется на турпотоке из Китая:

А с кем-нибудь советовались, когда переименовали город, когда стерли с лица земли храмы, когда истребляли коренных симбирян?

– Туристу все равно, по какой площади он идет, ему интересно, насколько хороша инфраструктура, насколько город ухожен, насколько интересен объект показа. Если же говорить об аутентичности, то маленький Ленин все-таки ходил по Соборной площади, а не по площади имени самого себя. Так что я отношусь к переименованию с пониманием. Правильно говорят коллеги, что город начал свою жизнь не с 1917-го и не с 1924 года, а почти четыреста лет назад.

Руководителя общественной организации “Русский дом” Тамару Кулябину, которая пропагандирует русскую национальную культуру и православие, не смущает, что переименование произошло без широкого обсуждения.

– А с кем-нибудь советовались, когда переименовали город, когда стерли с лица земли храмы, когда истребляли коренных симбирян? – риторически вопрошает она. – Смена власти произошла силовым методом, и улицы сменили названия. Улицы Ульяновска не должны носить имена разорителей и разбойников. Есть улицы Розы Люксембург, Маркса, Робеспьера, Марата, но разве у нас нет своих героев? Своих святых? Почему [увековечено] все чуждое для идеологии русского народа, крестьянства, мусульманства?

– У нас много названий осталось с 1918 года, – заочно возражает ей ульяновский краевед, специалист по городской топонимике Вячеслав Ильин. – Но к таким вещам, как переименование, надо подходить комплексно, а не с кондачка. И решать должны не губернаторские и мэрские холуи, потому что это касается жителей всего города и области. А сегодня поступают так же, как коммунисты в 1918 году. Это те же большевики, только с обратным знаком.

В новейшие времена к теме переименований в Ульяновске обращались и раньше. Неоднократно звучало предложение вернуть Ульяновску историческое название Симбирск, с этой инициативой выступал как бывший мэр города Сергей Ермаков, так и губернатор Морозов. Но убедительных социологических данных в пользу такого переименования не нашлось, и дискуссий не эту тему сегодня не ведется. И все-таки городская власть начала мало-помалу избавляться от советских названий. В 2011 году центральная улица Советская стала Спасской, а улица Коммунистическая – Дворянским переулком. Коммунисты протестовали, но недолго. Позже фрагмент улицы Карла Маркса был переименован в Дворцовую улицу.

Директор государственного историко-мемориального музея-заповедника “Родина В.И.Ленина” Ирина Котова связывает новую волну переименований с тем, что в начале 90-х Ульяновск остался в стороне от этого процесса, а теперь догоняет:

– Я думала, что пора переименований завершилась, а оказывается – нет. По таким вопросам мнения людей делятся примерно поровну. У нас пока неуспокоенное общество, многие люди, даже молодые, относятся к Ленину не как к историческому персонажу, он для них – боец. Мое убеждение: ничего не надо переименовывать. Любое переименование, снос памятников – это неправильно, иначе этот бесконечный процесс не остановить. Мы должны знать правду об исторических персонажах и событиях, осмысливать, оценивать, а судить не имеем права.

Ирина Котова говорит, что живет на улице Ленина и не страдает от этого, потому что в ее сознании есть также улица Московская:

– Когда на табличке висит – “Улица Ленина, бывшая Московская”, меня это устраивает. Когда два названия стоят рядом, в этом прослеживается большой исторический путь. А как будет с Соборной? “Площадь Соборная, бывшая Ленина, бывшая Соборная”? К тому же какая Соборная площадь без собора?

На площади Ленина проводятся и концерты

– Переименование – это всегда смена культурных кодов, за именем всегда стоит содержание: архитектурные решения, система представлений людей о конкретном месте, – говорит ульяновский культуролог Анна Карвалейру. – Мое глубокое убеждение: за содержанием всегда должен стоять прежде всего научный подход. Социологи, городские антропологи, культурологи, архитекторы, историки изучают проблемы идентичности, мифы, проблемы, связанные с местом и его названием, и лишь затем выносят результат исследований на общественное обсуждение. На это минимум требуется несколько месяцев, чтобы сформировалось мнение и представление у людей, которым с этим названием жить и работать. С другой стороны, переименование возможно, когда уже есть концепция идентичности города и когда предложены новые решения, когда город меняется к лучшему, становится удобным, приобретая новые черты. Разумного объяснения [переименованию] я не нахожу, потому что вечером мы гуляли на площади Ленина, утром проснулись на Соборной, но все с тем же памятником, с теми же зданиями. Это напоминает театр абсурда. И как мы будем любить свой город, когда нас не спрашивают?

Ни одно переименование у нас ни к чему не привело

Независимых опросов для выяснения реального отношения жителей к переименованию не проводилось, но проводились “зависимые”. Областное учреждение “Аналитика”, подчиненное региональному правительству, провело телефонный опрос 200 человек, согласно которому за переименование высказалось 57%, против 31%, остальные не определились (в Ульяновске живет более 600 тыс. человек). “Антиопрос” провели волонтеры Агентства по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО), аффилированного с движением Сергея Кургиняна “Суть времени”. Люди из АКСИО утверждают, что опросили около 10 тысяч жителей города и области, из которых 80 процентов высказались против переименования.

Ни одно переименование у нас ни к чему не привело, – считает ульяновский политолог Николай Васин. – Президентский мост так никто не называет, называют “новым”, улицу Спасскую продолжают называть Советской. Думаю, самым разумным шагом было бы отменить распоряжение мэрии, провести обсуждение с общественностью и потом решать. В преддверии выборов в Законодательное собрание формируется еще один фронт напряжения, это свидетельствует о том, что власти отказывает инстинкт самосохранения.

Васин говорит, что две площади Ленина в шаговой доступности – это для Ульяновска перебор, но решать проблему переименований большевистским наскоком тоже рискованно. Действительно, кроме площади Ленина в городе есть еще площадь 100-летия со дня рождения Ленина, на которой стоит Ленинский мемориал. Обе площади соединены эспланадой – так задумали проектировщики мемориального комплекса, созданного к столетию большевистского вождя. Теперь власти хотят бросить коммунистам кость в виде очередного изящного переименования. Площадь 100-летия со дня рождения Ленина предлагается переименовать в площадь Ленина. Городская комиссия по наименованию улиц и площадей это предложение уже одобрила.