Дирекция международного фестиваля документального кино "Артдокфест" объявила о переносе в Ригу показа всех фильмов конкурсной программы. Непосредственным поводом для решения о переезде фестиваля послужило сегодняшнее переназначение Владимира Мединского на пост министра культуры России, сообщило издание COLTA.RU:
Конкурсная программа грядущего XII фестиваля будет показана в два этапа. Первый пройдет с 19 по 23 октября на Artdocfest/Riga IFF в столице Латвии, где будет показана вся конкурсная программа. Она включит в себя и те фильмы, показ которых в России по цензурным, бюрократическим и иным причинам невозможен или может быть сорван.
Второй этап пройдет в Москве (Россия) в традиционные для "Артдокфеста" сроки – в начале декабря, когда будет представлена та часть конкурсной программы, показ которой более вероятен в российских реалиях. Решение жюри будет объявлено в Москве на церемонии закрытия "Артдокфеста". Также в России пройдет показ всех внеконкурсных программ.
Дирекция фестиваля работает над обеспечением возможности просмотра всей конкурсной программы "Артдокфеста" российскими зрителями. Для этого в дни фестиваля будут организованы онлайн-сеансы на платформе Artdoc.media.
Эти структурные изменения продиктованы тем, что в последние годы работа и само существование "Артдокфеста" в России значительно осложнились. Апогеем войны, объявленной "Артдокфесту", стали безнаказанные срывы фестивальных показов боевиками из парамилитарных организаций. При этом государственные институции фактически встали на сторону погромщиков: Министерством культуры РФ были инициированы суды и штрафы, а в Следственный комитет и прокуратуру поступили депутатские запросы с обвинениями "Артдокфеста" в экстремизме.
Порочная тенденция понимания культуры и искусства как вида политической пропаганды признана мейнстримом
Авторы из ряда стран прямо сообщают о принципиальном нежелании предоставлять свои фильмы для показа на территории России.
Существующее положение дел в стране и господствующие ныне в российском официозе идеологические тренды направлены на создание реальности мифологической, по сути фейковой, что порождает нетерпимость властных структур по отношению к "Артдокфесту". В результате "Артдокфест" переживает давление со стороны государственных институций, выражающееся в создании непреодолимых бюрократических преград, которые маскируют проявления настоящей цензуры. Отсутствие же назревших изменений во главе Министерства культуры РФ говорит о том, что порочная тенденция понимания культуры и искусства как вида политической пропаганды признана мейнстримом. Это значит, что независимые культурные и художественные явления, такие как "Артдокфест", по-прежнему будут сталкиваться с противодействием государственных чиновников, ответственных за сферу культуры.