Амазония наша. Отдаленные последствия культурной апроприации

Несколько витрин в холле барселонского Музея мировых культур заняты выставкой "Катазония". Организаторы решили отдать должное каталонским миссионерам, отправившимся в Южную Америку в конце 19-го – начале 20-го века.

Стекло отделяет посетителей от масок индейцев племени мирити, от деревянных скульптур, ритуальных корон, ожерелий... Картины на древесной бумаге янчама сопровождаются комментариями, фотографиями и видеофильмами. Изображения, рассказывающие о повседневной и мистической жизни племени тикуна, созданы при помощи натуральных красок. "Полностью экологичны!" – подчеркивает один из местных просветителей.

Сейчас в тренде женское. На мониторе повторяется фильм про обряд женской инициации – пелазон, проводившийся индейцами тикуна во время первой менструации. Малышку на несколько месяцев запирали в хижине, общаться она могла только с родными. Девочку одевали в ритуальную одежду, закрепляли на коже перья. Выпив одурманивающий напиток, она участвовала в коллективном женском танце в качестве управляемой центральной фигуры. Пожилые женщины отбивали ритм шестами-погремушками. К танцу подключались "духи" – члены племени в ритуальных костюмах и масках. В руках они держали круглые щиты с картинами на янчама. Затем девочке вырывали волосы и закрывали раны листьями растений. У обряда было множество смыслов – защита от злых духов, обозначение смены социального статуса, подготовка к родовой боли, утверждение традиции.

Всезнающий и спокойный, он запечатлен на пике духовной власти в окружении десятка благодарных темнокожих аборигенов

Достав из запасников картины и ритуальные предметы, музей рассказывает параллельную историю. Не про таинственные племена в джунглях, не про неведомых богов. Индейский колорит был фоном для центральной фигуры выставки. На огромной фотографии центрального стенда – высокий, бородатый, упитанный мужчина, словно собирательный образ, европейская цивилизация. Великий белый проповедник, принесший невежественным народам высшие знания, управлявший аборигенами для их же собственного блага... В очках, в белой рясе, всезнающий и спокойный, он запечатлен на пике духовной власти в окружении десятка благодарных темнокожих аборигенов.

Рядом – краткая биография миссионера. Фра Марселли да Кастельви родился в 1908 году в испанской комарке Альт-Пенедес, в религиозной семье. Ежедневные молитвы, посещение больных и заключенных, соблюдение всех религиозных предписаний были важны для его родителей. Из девяти детей четверо стали монахами. Имена их для нашего уха так похожи, что трудно разобраться, кто чем прославился.

Стенд выставки "Катазония, каталанские капуцины в Амазонии" в Музее мировых культур Барселоны

Один из братьев, Марк, перевел часть Библии на каталанский язык. Второй (герой выставки) Марселли – учился теологии в Манресе, Олоте, Саррии, Риме, а затем стал всемирно известным миссионером, исследователем языка и традиций Амазонии. Третий – Марселлиа – работал первым префектом Апостольского викариата Летисии (Колумбия).

Младший из четверых братьев, Марсаль, с самого детства был погружен в изучение религиозных текстов и обычаев. Девятнадцатилетним он был убит во время антирелигиозных бунтов гражданской войны – 20 августа 1936 года – и почитается католической церковью как мученик. После смерти брата Марк и Марселлиа бежали в Колумбию. Странно, что они не уехали раньше – храмы пылали не первый год, на площадях жгли церковную утварь, книги, статуи, картины, а священнослужителей и членов их семей убивали сотнями. Народ расправлялся с церковниками.

И жестокие патриархальные традиции коренных американских племен, и хищнические религиозные культы европейцев равноудалены от современных представлений о правах человека

Итак, перевернув страшную страницу семейной биографии, братья бежали в Юго-Западную Колумбию, в область Какета, в долину Сибундой, где с 1931 года с миссией находился брат Марселли. В 1933 году он основал амазонский центр этнографических и лингвистических исследований (CILEAC). Марселли документировал обычаи, музыку, танцы, создавал словари. Изучение аборигенных культур он считал важным для эффективной евангелизации. В его списке – около сотни изученных языков коренных народов, причем 12 языков ранее не были известны европейской науке. Марселли да Кастельви числился активным членом тридцати трех академий и научных учреждений, сотрудничал еще с пятьюдесятью тремя. Капуцины хозяйничали в Южной Америке сотни лет, но Марселли был первым, кто основательно исследовал культуру захваченных земель.

В этой истории нет положительных героев. И жестокие патриархальные традиции коренных американских племен, и хищнические религиозные культы европейцев равноудалены от современных представлений о правах человека. Но все-таки у европейцев на одну этическую проблему больше. Они устроили геноцид.

Ренальдо Хосе Лопес пишет, что до прибытия португальского завоевателя Кабрала, в самом начале 16-го века, население амазонской сельвы составляло не менее 8 миллионов человек. В джунглях находились крупные города и религиозные сооружения. Существовали сложные производства, в частности керамическое. Индейцы высаживали прямо в джунглях окультуренные деревья, знали методы повышения плодородности почв. Постепенно индейские культуры пришли в упадок, стали примитивными. Сейчас число потомков, переживших геноцид, – несколько десятков тысяч – и это для "уцелевших" племен, родной язык и традиции которых часто утрачены или добиты туристической индустрией.

Миллионы индейцев были убиты, земли были разграблены, природа уничтожена

Капуцины до сих пор гордятся тем, что ради христианизации создавали приходы, открывали школы, формировали поселения. Но у аборигенов были свои духовные ценности, свои способы передачи знаний и свои населенные пункты. Им совершенно не требовались "открытие" и европеизация. Миллионы индейцев были убиты, земли были разграблены, природа уничтожена. Потомки аборигенов пребывают в нищете и бесправии и по сей день.

Картины тикуна на янчама, изготовленной из древесного волокна

Европейская культура неимоверно обогатилась после захвата колоний, но одно из сокровищ амазонских индейцев фундаментально изменило цивилизацию. У индейцев было дерево гевея, из сока которого изготавливали каучук. Каучук использовался для изготовления мячей, посуды, непромокаемой обуви, лодок, ритуального клея. Как только промышленники осознали преимущества нового материала, случилась "Резиновая лихорадка" (1879–1912). Во времена лихорадки колумбийское правительство особенно усердно приглашало в страну католических проповедников – это помогало умиротворить бунтующие племена.

На деньги, полученные от разграбления Амазонии, магнаты строили роскошные здания. Капуцины пишут, что пытались защитить аборигенов от порабощения резиновыми компаниями. Но индейцев оставили в покое только после изобретения химических альтернатив и распространением каучуковых деревьев по всему миру. "Резиновый" пузырь лопнул, роскошные постройки уничтожались тропическими ливнями. Коренная цивилизация была уничтожена, биоценозы погублены, а паразитическая религиозная идея, высмеиваемая в Европе, надолго утвердилась на новом континенте.

Фейсбук, великий катализатор интернациональных политических реакций, – вот благодаря чему люди осознали, как похожи друг на друга

Наверное, никто не ожидал, что отношение к эпохе колонизации изменится так стремительно. Еще вчера детям преподавали историю славных завоеваний. Фейсбук, великий катализатор интернациональных политических реакций, – вот благодаря чему люди перестали ощущать себя в кольце врагов, осознали, как похожи друг на друга. У нас теперь есть друзья во всех странах мира, мы не можем продолжать восхищаться "первооткрывателями", захватчиками, насильниками, работорговцами, игнорировать нарушения прав в отношении коренного населения.

Борьба индейских племен за независимость стала заметна как никогда. Протесты идут один за другим – в Южной Америке, в испаноязычных странах. Большое кино наполнилось индейскими узорами и легендами. А в 2017 году состоялось одно символическое событие – в театре Амазонас (Манаус, Бразилия) был представлен музыкальный спектакль Джуэны Тикуны "Моя деревня". Первый раз тикуна были на сцене театра, построенного на доходы от продажи их ресурсов, их каучука.

Каталония тоже постепенно пересматривает свое отношение к колониальному прошлому. 4 марта 2018 года в Барселоне был снесен памятник работорговцу Антонио Лопесу-и-Лопесу, первому маркизу Комильяс, проходят акции против памятника Колумбу, улицы Магеллана.

Музей мировых культур утверждает, что деятельность монахов была полезна для амазонцев, поскольку миссионеры распространяли религиозное учение, улучшали быт племен, документировали культуру аборигенов. Пикассо и Миро вдохновлялись амазонским искусством – мол, вот как замечательно, международные творческие связи. Но такие связи называются культурной апроприацией.

Конечно, можно воздать должное и капуцинам. Но только после того, как мы воздадим должное их жертвам.