Росимущество рассматривает заявку Русской православной церкви на передачу ей в собственность Золотых ворот во Владимире – как "имущества религиозного назначения". Памятник включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как образец древнерусского оборонного XII века, но надвратная Ризоположенская церковь дает основания Владимирской митрополии предъявлять свои требования по 327-му федеральному закону. Во Владимире передачи музейного объекта в ведение церкви не желает никто, кроме священнослужителей.
Золотые ворота во Владимире по сей день исполняют прежнюю функцию – это парадный въезд в город. Правда, теперь въезд идет не через ворота, а вокруг них: памятник XII века в центре города с обеих сторон обтекают транспортные потоки – подойти к памятнику через нерегулируемые пешеходные переходы очень сложно, и несколько раз возникала идея устроить вокруг пешеходную зону.
Губернатору Светлане Орловой в 2014 году это не удалось – против перекрытия центра выступили сами владимирцы – в городе не было объездной дороги. Сегодня, когда построена Лыбедская магистраль (на месте усохшей речки Лыбедь), к проекту вроде как подумывают вернуться. Но имеет ли смысл перекраивать центр города ради редких служб в надвратной Ризоположенской церкви?
У владимирской общественности новая головная боль: Золотые ворота желает забрать в свое ведение Владимирская митрополия. Губернатор эти требования не комментирует.
Отдайте, если решили отдать
Федеральный закон №327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", принятый в 2010 году, позволяет РПЦ предъявлять права на культовые сооружения, монастырские комплексы, здания, где когда-либо велось обучение религии или проживали паломники. Церковь направляет заявку в адрес Росимущества – госоргана, представляющего интересы собственника, Российской Федерации. Пользователи объектов религиозного назначения – как правило, это музеи – лишь высказывают свою позицию, как правило отрицательную.
Забрали это имущество силой, церковь же не сама отдала. Значит, надо возвращать, раз хотите отдать
С 2010 года РПЦ направляет в Росимущество сотни заявок по всем регионам, но число переданных объектов на порядок меньше. По Владимирской области с 2012 года поступили заявки на 26 памятников, включая Золотые ворота, Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале и другие объекты.
По 327-ФЗ государственное имущество передается или в собственность, или в безвозмездное пользование (если не подлежит отчуждению как особо ценный объект культурного наследия). Основание для отказа РПЦ есть, по сути, только одно: если желанный объект не является имуществом религиозного назначения. В иных случаях Росимущество должно передать здание церкви, предоставив прежним пользователям равноценное помещение.
С точки зрения церкви, закон справедлив: во время революции все эти храмы и монастыри, которые сегодня занимают музеи, были конфискованы государством. Некоторые считают возвращение храмов моральным обязательством, например, священник, иконописец Андрей Давыдов, настоятель одного из суздальских храмов. Если объект культурного наследия когда-то принадлежал церкви, значит, сегодня нужно его возвращать, раз принят соответствующий закон:
– Забрали это имущество силой, церковь же не сама отдала. Значит, надо возвращать, раз хотите отдать. Давайте пропишем законы, чтобы работала охрана памятников, чтобы все, кто должен отвечать, – отвечали, все, кто должен контролировать, – контролировали, но говорить о том, чтобы "не отдавать", – как это, не отдавать?
Обманутые надежды
Но есть и другая точка зрения:
– Золотые ворота – они никогда не были приходом. За все свои восемь веков существования, почти девять, там только 40 лет была служба! – говорит Алиса Аксенова, бывший директор, по сути создатель Владимиро-Суздальского музея-заповедника, который вырос из двух небольших музеев во Владимире и Суздале.
Бивни мамонта и натянутые на них бельевые веревки – вот что увидела в Золотых воротах Алиса Аксенова, когда пришла в январе 1960 года принимать хозяйство. Будущий символ Владимира для начала пришлось расселять – в надвратной церкви жили люди.
– Помещений нет. Начали осваивать церкви. Они стояли все – или склады, или в лучшем случае какие-то учреждения, – вспоминает Алиса Ивановна. Отношение государства к культовым памятникам на ее памяти поменялось на противоположное: сначала церкви взрывали, потом принялись реставрировать. После празднования 1000-летия Крещения Руси Владимиро-Суздальский музей-заповедник получил команду возвращать храмы официальной церкви, и за короткий срок были переданы 18 полностью отреставрированных и приспособленных объектов, включая церковь Покрова на Нерли, украшавшую школьные учебники по истории.
Взамен культовых сооружений музей заполучил в свое ведение Палаты (здание присутственных мест во Владимире), которые ранее занимали различные госучреждения.
– Шел торг. Например, пишет губернатор: освободить Никитскую церковь. Я пишу в ответ: освобожу (там у нас реставрационная мастерская), если из Палат будет выселено пять кабинетов на первом этаже. Дальше: освободить Цареконстантиновскую церковь, где у нас экспозиция. "Освобожу, если будет выселен областной суд, освободят нам восемь залов". И вот эта тягота шесть лет шла, – вспоминает Алиса Аксенова.
В конце 1990-х годов музей очень выручил Владимирскую митрополию во время "суздальского раскола", добровольно передав только что отреставрированный Знаменский храм в Суздале, где предполагалось разместить экскурсионное бюро.
– Надо понимать политическую обстановку, – говорит Аксенова: на тот момент у РПЦ в Суздале не осталось ни одного собственного храма после перехода архиепископа Валентина со своим приходом в юрисдикцию Русской православной церкви за границей.
Музей никогда не мешал церкви проводить богослужения в Успенском или Дмитриевском соборе, в Суздале в Спасо-Евфимиевском монастыре совместно праздновали Яблочный спас, Медовый спас и т.д. После славной истории взаимоотношений новые претензии епархии неприятно удивили Алису Аксенову. А учитывая лестницу в 64 ступени, которая ведет в надвратную церковь, практического смысла в заявке на Золотые ворота она и вовсе не видит:
– Главное – отрапортовать! Отрапортовать, что вот еще один памятник XII века принадлежит церкви. На все претендует! Всеядная, прожорливая! – говорит про РПЦ бывший директор музея, а ныне советник губернатора Владимирской области.
Потоки денег и туристов
Не готов передавать епархии Золотые ворота и нынешний директор музея Игорь Конышев. Назначенный на должность Министерством культуры в 2016 году, он пришелся не ко двору владимирской общественности и музейному сообществу. Судьба Золотых ворот теперь может или исправить отношение к новому директору, или окончательно погубить.
Руководство музея не решает судьбу федеральных памятников, подчеркивает Конышев. Согласно процедуре, предусмотренной 327-ФЗ, Росимущество только запрашивает позицию пользователя, возможно передать объект или нет:
– Мы традиционно отвечаем, что "нет, невозможно", потому что это имущество находится у нас в оперативном управлении и используется нами в уставных целях. Дальше идут разные развилки, поиски возможностей. По тому же закону, если вдруг Росимущество решает какой-то объект передать РПЦ, то вместо него музей должен получить равноценное помещение. Физически такой возможности во Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном нет.
На сегодняшний день ни по одному заявленному РПЦ объекту альтернатива не найдена, говорит Конышев. Это означает, что музейные экспозиции, в случае выселения из храмов и монастырей, разместить попросту негде.
Церковь Покрова на Нерли сегодня фактически выпала из туристского оборота. Да, она на обложке учебника, но попробуйте до нее добраться
По подсчетам музея, примерно 65% посещений приходится на объекты культовой значимости. Доля доходов музея – соответствующая. Туристы приезжают во Владимирскую область смотреть не столько экспозиции, сколько уникальные архитектурные ансамбли, сложившиеся здесь в XII–XIV веках, говорит Игорь Конышев. Лишившись памятников архитектуры, музей-заповедник лишится и туристского трафика. А это почти половина всего трафика на Золотом кольце России.
Но пострадает не только музей – пострадают сами памятники, считает Конышев. Во-первых, содержание объектов культурного наследия требует значительных средств, которые вряд ли найдутся у церковных приходов. Во-вторых, переданные церкви храмы больше не притягивают столько туристов, а значит, внимания государства и общества:
– Я могу привести простой пример. В середине 90-х годов в ведение церкви было передано полтора десятка церковных памятников. В том числе один из памятников ЮНЕСКО – церковь Покрова на Нерли. Церковь Покрова на Нерли сегодня фактически выпала из туристского оборота, а про все остальные памятники уже забыли, что когда-то они входили в музейное пространство. Да, она на обложке учебника, но попробуйте до нее добраться!
По информации Конышева, позиция Министерства культуры совпадает с позицией музея – не отдавать. Но окончательное решение принимать будет не Минкульт, а собственник – государство, Российская Федерация, то есть непонятно, кто конкретно.
Ровные отношения
– Вы прекрасно знаете федеральные тренды, мы их тоже знаем, – дипломатично отвечает на вопрос о судьбе владимирских памятников и позиции города руководитель управления по связям с общественностью и СМИ Владимира Александр Карпилович. По его словам, у администрации и епархии никогда не было и нет ни конфликтов, ни имущественных споров с епархией: "Это отношения ровные, доверительные, партнерские".
Среди заявок, отосланных РПЦ в Росимущество, есть и Николо-Кремлевская церковь, где располагается городской Владимирский планетарий. В случае положительного ответа ему придется переезжать. Но и это, по словам Карпиловича, не проблема: новое здание под планетарий давно было построено. Правда, город не сумел закупить оборудование: помешал "известный кризис середины 10-х годов". Цены и так-то в евро, а после 2014 года выросли в два раза. РПЦ вошла в положение: "Поэтому сегодня мы планетарий не перемещаем, и пока все остается так, как есть".
Что касается возможной передачи церкви Золотых ворот, Александр Карпилович высказывает свою частную позицию: не хотелось бы.
– Золотые ворота давным-давно стали символом нашего города, причем символом не религиозным, – подчеркивает он. Позицию собственника, который будет принимать окончательное решение, Карпилович вполне уверенно уравнивает с позицией музея и его учредителя – Министерства культуры РФ.
– Проблема в том, что сейчас власть заняла такую позицию, а откуда мы знаем, что будет завтра? – говорит гражданский активист Илья Косыгин. Год назад, когда только появилась информация о намерениях РПЦ, он разместил петицию на Change.org с требованием решать судьбу Золотых ворот на референдуме.
Илья не считает, что у церкви есть какие-то особенные права на этот памятник.
– Моя семья жила в Золотых воротах – в 1920-е годы семье моей бабушки достался уголок в Ризоположенской церкви. Ну тогда я тоже могу предъявить претензии на Золотые ворота! – говорит он.
Во Владимире Илья не знает никого, кто поддержал бы передачу церкви этого памятника, "ну если только активные прихожане". Епархия, по его словам, ни разу не попыталась обсудить тему в широком кругу, хотя для жителей города она важна:
– Это основа нашей локальной идентичности: вот эти Золотые ворота, то что Владимир древний город, что это бывшая столица. Это важное ощущение.
Жители Владимира – и кто в курсе планов епархии, и кто нет – все задают один и тот же вопрос: зачем?
– А что там можно сделать? Разве бабка туда поднимется – что там можно сделать на этой верхотуре? – задает риторический вопрос Людмила, продавщица сувениров. О том, что Золотые ворота могут уйти церкви, она узнала из местной прессы. Но публикации ее успокоили – вроде как город отдавать свои памятники не намерен. – Мне очень жалко, если церковь заберет, они и так много чего забрали, что принадлежало городу.
Сегодня в Золотых воротах располагается военно-историческая экспозиция. Если подняться на 64 крутые ступеньки, можно посмотреть диораму "Решающий штурм Владимира войском Батыя 7 февраля 1238 года", оружие и снаряжение различных веков, галерею героев Великой Отечественной войны.
Владимир Николаевич, коренной житель города, помнит эту экспозицию с детства. Теперь он приходит сюда с внуком – ребенок подолгу разглядывает экспонаты.
– Зачем им это надо? Что у них – мало церквей? Что они с ними будут делать, где тут расположиться-то? – о намерении епархии забрать себе Золотые ворота Владимир Николаевич узнал от корреспондента Радио Свобода.
Этот вопрос – "Зачем?", то есть как планируется использовать памятник, – Радио Свобода адресовало Владимирской митрополии. От личного общения представители епархиального управления во Владимире воздержались, а письменный ответ митрополита на момент подготовки материала не поступил.
Ранее свою позицию владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, высказал в комментарии ГТРК "Владимир": "Храм вечно храм. Его нельзя ничем подменить. И если занимают сейчас эти храмы отчасти музейные экспозиции, ну это, считать надо, только временно".