Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон резко раскритиковал деятельность расположенного в Гааге Международного уголовного суда. Американский дипломат пригрозил: могут быть прекращены поступления в фонды суда из бюджета Соединенных Штатов и введены санкции в отношении судей, прокуроров и всех, кто сотрудничает с ними, – в связи с расследованием возможных военных преступлений граждан США в Афганистане.
"Мы введем запрет на въезд в США для прокуроров и судей этого суда. Мы введем санкции в отношении трансферов, которые поступают из бюджета США в фонды этого суда. Мы возбудим уголовные дела в отношении любой компании или государства, которые помогают расследованию в отношении американцев в Международном уголовном суде", – заявил Болтон.
По словам пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, заявление советника президента по национальной безопасности было сделано в связи с тем, что Международный уголовный суд объявил Вашингтону о намерении в ближайшее время разрешить расследование, связанное с действиями США в Афганистане. Сандерс подчеркнула, что если будет решено принять меры, о которых говорил Болтон, то Международному уголовному суду об этом сообщат заранее.
Речь идет в первую очередь об изучении возможных преступлений радикального исламского движения "Талибан" и афганских правительственных сил, однако параллельно могут быть затронуты случаи, когда следователи из США обвиняются в пытках задержанных – как в Афганистане, так и в "тайных тюрьмах" Литвы, Польши и Румынии. Об этих тюрьмах известно, например, в связи с решениями Европейского суда по правам человека по двум делам: "Абу Забайда против Литвы" и "Аль-Нашири против Румынии". ЕСПЧ считает, что в обоих этих случаях речь идет о нарушениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности, запрета на применение пыток. Из решения суда явствует, что с 2003 по 2005 год одна секретная тюрьма ЦРУ находилась в Румынии, а с 2005 по 2006 год – в Литве.
Администрация президента "будет использовать все возможные средства, чтобы защитить своих граждан и наших союзников от несправедливого преследования нелегитимным судом, – заявил Болтон. – Наш президент не позволит иностранным бюрократам преследовать в суде граждан США, президент не позволит другим странам диктовать нам их понимание понятия "самооборона".
Почему отношения Вашингтона и МУС внезапно обострились?
Решение Международного уголовного суда еще не принято. Пока речь идет о возможности проведения официального расследования военных преступлений в Афганистане за последние 15 лет – среди которых, возможно, были и преступления, совершенные американцами. В 2016 году Гаагский суд уже сообщал, что американские военные и сотрудники ЦРУ, возможно, совершали военные преступления, подвергая пыткам заключенных в Афганистане. В ноябре 2017 года прокурор суда Фату Бенсуда объявила о намерении просить разрешения у судей начать расследование ситуации в Афганистане.
В связи с тем, что Афганистан является государством – участником Международного уголовного суда, он может требовать расследования любых военных преступлений, геноцида, преступлений против человечности, совершенных на территории страны после 1 мая 2003 года. Международный уголовный суд проводил предварительное изучение ситуации в Афганистане, начатое более 10 лет назад, чтобы понять, есть ли основания для официального расследования. При этом ни Кабул, ни Совет Безопасности ООН не просили о начале такого расследования. Это означает, что единственная возможность начать его – получить разрешение у судей в Гааге.
Смотри также Международный уголовный суд ответил на угрозы Вашингтона
По словам Джона Болтона, администрация президента Дональда Трампа не согласна с такой ситуацией, при которой полномочия Международного уголовного суда довлеют над американской конституцией и суверенитетом США. В интервью Радио Свобода представитель Международного уголовного суда Фади Эль Абдалла заявил, что "как законный суд, независимая и беспристрастная организация, поддерживаемая 123 государствами, мы продолжим непрерывно работать". По словам Абдаллы, эти 123 страны "верят, что суд может гарантировать ответственность за преступления, которые шокируют сознание человечества".
Почему США в оппозиции Международному уголовному суду?
Соединенные Штаты никогда не присоединялись к Международному уголовному суду и последовательно выступали против расширения его полномочий из опасений, что в соответствии с международным правом могут быть осуждены американские военные и политические лидеры. В основном это происходило по той причине, что США опасаются судебного преследования своих граждан вне зоны действия гарантий конституции США, судьями и обвинителями-неамериканцами или лицами, имеющими антиамериканские взгляды.
Военные преступления и преступления против человечности преследуются в американских судах согласно Акту о военных преступлениях 1996 года. Этот закон применяется, если жертва или преступник предполагаемого военного преступления – гражданин США или находится в составе американских войск.
В 1990-е годы, когда появление Международного уголовного суда только обсуждалось, администрация Билла Клинтона стремилась добиться того, чтобы Совет Безопасности ООН получил возможность изучать дела, которые рассматривает суд в Гааге. Такие гарантии дали бы Соединенным Штатам и другим постоянным членам Совета Безопасности ООН право наложить вето, когда имелись бы какие-то возражения. Но другие страны не дали своего согласия на такие меры.
Администрация Джорджа Буша-младшего стремилась помешать суду в Гааге распространить свою юрисдикцию на Соединенные Штаты. В это время США подписали с приблизительно 100 странами мира соглашение, гарантирующее американским гражданам защиту от судебного преследования в Международном уголовном суде. Администрация президента Барака Обамы, в свою очередь, предприняла шаги, чтобы наладить тесное сотрудничество с этим судом. Была оказана поддержка расследованиям, которые в то время проводил суд.
Чем может завершится расследование?
Смотри также Филиппины вышли из Международного уголовного суда
Алекс Витинг преподает на юридическом факультете Гарвардского университета, в 2010–2013 годах работал в прокуратуре Международного уголовного суда. Он говорит: "У суда чрезвычайно ограничены возможности проводить расследования, потому что все зависит от сотрудничества с государствами-участниками, которые готовы предоставить необходимую информацию. В блоге, который ведет Витинг, он пишет о том, что суд, очевидно, "не получит поддержки у афганского правительства, радикального исламского движения "Талибан" или Соединенных Штатов". Он также отметил, что сотрудникам спецслужб США запрещено даже на добровольной основе передавать какую-либо информацию. По его словам, даже если суд в Гааге и даст согласие на начало официального расследования, оно будет тянуться годами, а перспектива – очень неопределенные результаты: "Конечно, можно будет допросить предполагаемых жертв, обнаружить какие-то доказательства инкриминируемых преступлений в Афганистане и в секретных тюрьмах – они в принципе доступны в рамках других судебных дел, но в то же время для суда будет чрезвычайно трудно получить больше доказательств, чтобы подтвердить виновность, а не высказать обоснованное сомнение". По его мнению, подобное расследование может в перспективе ослабить позиции суда, а уменьшение финансовой поддержки, чем грозят США, негативно повлиять на его работу.
Чем занимается Международный суд в Гааге?
Суд имеет право рассматривать дела обвиняемых в соответствии с международным правом – если речь идет о геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. Он был основан как межправительственная организация в 2002 году на основании соглашения, известного под названием Римский статут Международного уголовного суда.
За деятельностью суда наблюдает ассамблея, состоящая из представителей 123 государств, ратифицировавших Римский статут, – это, в частности, все страны Южной Америки, почти все страны Европы, большая часть стран Океании и приблизительно половина Африки. Еще 31 государство подписало, но не ратифицировало Римский статут. Четыре из этих государств (Соединенные Штаты, Россия, Израиль, Судан) уже информировали ООН о том, что не собираются становиться полноправными государствами-участниками. Всего же среди не подписавших Римский статут – 41 государство мира. Среди них – Индия и Китай, которые крайне критически относятся к деятельности Международного уголовного суда.
Какова структура суда?
В Международном уголовном суде есть четыре подразделения. В первом, президиуме, заседают трое судей, которые избираются большинством голосов. Президиум отвечает за текущее делопроизводство. Во втором, судебном подразделении, работают 18 судей, которые распределены по трем отделениям: судебному, апелляционному и отделению предварительного производства. Канцелярия прокурора – третье подразделение – занимается расследованиями, которые инициируют государства-участники, Совет Безопасности ООН или судьи. В случаях, когда дело доходит до рассмотрения в суде, сотрудники Канцелярии прокурора осуществляют процессуальные действия против ответчиков. Четвертое подразделение Международного уголовного суда, административное, занимается несудебным производством – юридической помощью, управлением суда.