Ошибка резидента. Почему Сергей Скрипаль стал сотрудничать с МИ-6

Сергей Скрипаль в суде

В октябре была опубликована книга британского журналиста Марка Урбана “Материалы Скрипаля: жизнь и почти смерть российского шпиона”. Автор взял несколько интервью у Скрипаля еще до отравления. Радио Свобода пересказывает ключевые эпизоды книги.

В 1992 году Скрипаль пришел увольняться из ГРУ. Через четыре года его завербовали британцы

После развала Советского Союза Скрипаль перестал верить государству. Летом 1992 года он пришел в штаб Главного разведывательного управления и попросил об отставке. По времени это совпало с входом ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил СССР в состав российской армии. "Я не признаю российских демократов и не хочу служить новому правительству", – сказал Скрипаль.

Отставка не была принята. В начале 1993 года Скрипалю предложили должность резидента в Париже. Но ее перехватил конкурент с лучшими связями. Скрипалю нашли место в Мадриде с подчинением напрямую Москве, в обход резидента.

Уже отправляясь в командировку, Скрипаль планировал свою будущую жизнь за границей. В Испании он надеялся обзавестись бизнес-контактами, заработать денег и подготовиться к отставке.

Через три года, в 1996 году Скрипаль будет завербован британской разведкой. Прощупывая его, сотрудник Ми-6 Ричард Багналл (автор книги утверждает, что это ненастоящее имя) однажды оставил Скрипалю книгу "Аквариум" сбежавшего в Англию сотрудника ГРУ Виктора Суворова. В книге описывается, как Суворов открывал сеть отелей для военной разведки, чтобы вербовать постояльцев. С помощью сотрудничества с Ми-6 Скрипаль мечтал открыть отель в Малаге, но для себя.

У Скрипаля была хорошая карьера

Вскоре после вербовки, в сентябре 1996 года Скрипаль уехал в Москву. Он уже выдал Британии несколько секретов, но в Москве планировал перестать сотрудничать с британской разведкой. Для Ми-6, наоборот, активный агент в штабе ГРУ был бы огромной удачей. У англичан не было агента в ведомстве с конца 1950-х годов, когда сотрудничать с ними стал Олег Пеньковский.

Арест Сергея Скрипаля

В России Скрипаль застал хаос. Президент Ельцин только что был переизбран и не пользовался уважением среди военных. В стране шла чеченская война. ГРУ возглавил знакомый Скрипаля – Валентин Корабельников. По утверждению Урбана, именно он контролировал операцию по убийству Шамиля Басаева. Под руководством Корабельникова Скрипаль будет руководить отделом кадров, предоставляя бесценную информацию британской разведке. В это же время российские военные думают о перевороте, что позднее закончится смертью Льва Рохлина. Скрипаль решает вернуться к сотрудничеству с британцами.

За каждую порцию материалов Скрипаль получал по несколько тысяч долларов.

Общий заработок Скрипаля в Ми-6 за годы сотрудничества едва ли превышает 90 тысяч долларов, утверждает автор книги.

После обмена Скрипаль не вписался в новую жизнь

Живя в Солсбери в доме, купленном ему британской службой разведки Ми-6, Скрипаль регулярно смотрел российский Первый канал, утверждает Урбан. Он поддерживал политику Кремля во многих вопросах, одобрял аннексию Крыма и не верил в участие российской армии в вооруженном конфликте на востоке Украины. Автор книги называет Скрипаля "бессовестным русским националистом”. Украинцев Скрипаль называл “овцами, которым нужен хороший пастырь”.

Полиция работает в саду дома Сергея Скрипля в Солсбери

Тем не менее, Скрипаль продолжал консультировать западные спецслужбы. Возможно, речь шла даже о сотрудничестве с СБУ. “Если он это делал, он играл роль хорошего пастыря”, – иронизирует Урбан. Именно сотрудничество с СБУ кажется Убрану самым правдоподобным мотивом покушения на Скрипаля. Но он не исключает, что покушение на Скрипаля могло быть сигналом другим потенциальным перебежчикам.

После того как Скрипаль пришел в себя в больнице в Солсбери, он находился в тяжелом психологическом состоянии, утверждает автор книги. Скрипалю было трудно поверить, что он мог стать целью покушения со стороны России. Сейчас он и его дочь живут нормальной (насколько это возможно) жизнью, общаются с людьми, читают новости и соцсети. С журналистами и автором книги они встречаться не хотят.