7 октября Служба безопасности Украины опубликовала обновленный список граждан России и других стран, которые, как утверждается, являются бойцами так называемой "ЧВК Вагнера". В этом списке – 8 новых имен и фамилий людей, погибших, по данным украинской спецслужбы, в бою 7 февраля под Дейр-эз-Зором (подробнее об этом столкновении россиян с "Сирийскими демократическими силами" и американскими военными читайте здесь). Радио Свобода нашло в открытых источниках подтверждения гибели трех из этих восьми людей. Про одного из них можно с уверенностью сказать, что он воевал и погиб в Сирии в составе "ЧВК Вагнера".
Всего в списке участников боя под Дейр-эз-Зором, опубликованном СБУ в прошлое воскресенье, – 206 человек, включая 58 человек, погибших в этом столкновении. 8 имен и фамилий погибших, как утверждает украинская спецслужба, публикуются впервые. Как и после обнародования предыдущего списка, Радио Свобода удалось подтвердить факт смерти нескольких указанных в нем людей по открытым источникам – в первую очередь, публикациям в соцсетях.
Смотри также В списках значатся. Новые данные о погибших в Сирии "вагнеровцах"43-летний житель Асбеста в Свердловской области Виталий Александрович Вислобоков был похоронен 23 марта 2018 года. Об этом свидетельствуют комментарии под его фотографией на страничке в социальной сети "Одноклассники" (оригинал, сохраненная копия). Жители Асбеста Станислав Матвеев и Игорь Косотуров были в числе первых россиян, чью гибель в бою 7 февраля удалось подтвердить по горячим следам. С вдовой Матвеева тогда поговорил корреспондент издания "Знак": по ее словам, вместе с ее мужем воевать в Сирию в составе "ЧВК Вагнера" отправились еще как минимум 9 человек. Станислава Матвеева похоронили 14 марта, всего на 9 дней раньше, чем Виталия Вислобокова. Тем не менее, Радио Свобода не удалось найти в социальных сетях (в аккаунтах самого Вислобокова, его жены и сына) никаких подтверждений того факта, что он воевал в Сирии.
Совсем просто оказалось подтвердить факт смерти жителя Санкт-Петербурга Ильи Рассохина – его страничка в Фейсбуке имеет "памятный статус" и была переименована кем-то из родственников – сейчас она называется "Светлая память Илье Рассохину". Впрочем, подтвердить дату смерти или похорон Ильи Рассохина в открытых источниках Радио Свобода также не удалось, как не удалось найти в них подтверждений его участия в боевых действиях в Сирии.
Несколько иначе обстоит дело еще с одним фигурантом обновленного "списка СБУ", 30-летним Сергеем Семушиным из Архангельска. Радио Свобода нашло в социальной сети "ВКонтакте" страничку его матери, Веры Семушиной, и узнало ее девичью фамилию – Петровская. Именно под этой фамилией вел свои странички в социальных сетях и Сергей Семушин (причем в своем основном аккаунте он изменил имя на "Родослава"). Судя по размещенным Семушиным фотографиям, в 2011 году он прошел службу по контракту в Чечне, а затем работал промышленным альпинистом в Санкт-Петербурге и очень любил горные походы. На нескольких снимках хорошо видна большая татуировка на левой руке Семушина в виде паутины.
Эта же татуировка видна и на фотографии Семушина с надписью "Любим, помним, скорбим", опубликованной пользовательницей "ВКонтакте" по имени Марина Варлачева 14 апреля 2018 года. 20 мая этот снимок переопубликовала у себя на странице Вера Семушина.
В 2014 году Семушин опубликовал первую после службы в Чечне свою фотографию с оружием в руках – установить место, где она сделана, сложно. Предположить, что он воевал на востоке Украины, можно лишь по косвенным признакам: в декабре 2017 года в другом своем аккаунте Семушин сделал репост из группы "Наемники 21+" с часто встречающейся в милитаристских пабликах фразой – "С войны можно уйти физически. Но побывав там, уже никогда не получится уйти из неё морально. Она живет внутри тебя. И для тебя она не закончится уже никогда". Возможно, к тому моменту Семушин уже успел побывать в Сирии, на Украине или и там, и там.
Сделать вывод о том, что Семушин погиб именно в Сирии, можно судить по профилю в социальной сети "ВКонтакте", принадлежащему его сестре Екатерине Семушиной (после замужества – Полищук). В тот же день, когда мать Сергея Семушина опубликовала его фотографию с траурной подписью, 14 апреля 2018 года, Екатерина Полищук написала траурный пост в память о брате:
Вслед за этим на страничке сестры появляется фотография брата в парадной форме, песня певца Виктора Петлюры "Груз 200", песня группы "ЧВК Вагнер" "Жить", видеоролик "Нашим героям – ЧВК Вагнера – которые защищают мир от террористов в Сирии" и фотография памятника "Российским добровольцам", установленного в Сирии недалеко от Пальмиры. На этом монументе (его точная копия есть в Луганске, где "ЧВК Вагнера" активно действовала во время горячей фазы российско-украинской войны) изображен "вагнеровский крест" – награда, которую посмертно дают ликвидированным в бою наемникам группы Вагнера, а также надпись на арабском: "Российским добровольцам, геройски погибшим при освобождении сирийских нефтяных месторождений от ИГИЛ". Впрочем, на страничках самого Сергея Семушина ни одной фотографии из Сирии Радио Свобода найти не удалось.
Отдельный интерес представляют увлечения Сергея Семушина – они довольно типичны для многих участников военных конфликтов в Украине и Сирии. Семушин, как следует из фотографий в одном из его профилей, увлекался ультраправыми и неонацистскими идеями. Помимо татуировки на левой руке, которая позволяет подтвердить его гибель, он имел наколку и на правом плече – в виде свастики. Размещал во "ВКонтакте" фотографии Гитлера, нацистские пропагандистские плакаты, эмблему 29-й ваффен-гренадерской дивизии СС "РОНА", символику российских ультраправых движений и другие подобные материалы.
Российские власти отрицают существование "ЧВК Вагнера", а наемничество остается в России уголовно наказуемым деянием. МИД России признал гибель в бою 7 февраля в Сирии лишь "нескольких" российских граждан, которые, по словам представителей ведомства, не являлись военнослужащими. Новую публикацию СБУ со списками участников боя под Дейр-эз-Зором и погибших в нем "вагнеровцев" представители российских властей не прокомментировали.