Уже несколько лет тянется история размолвки маститого литовского фотографа, издателя Марюса Йовайши с кубинскими властями. Автору известного альбома "Невиданная Литва" кубинская сторона дала разрешение – впервые в истории Кубы – на полномасштабные съемки их страны с высоты птичьего полета. Однако, когда выпуск книги "Невиданная Куба" был уже близок, всё испортили политические обиды: в Гаване посчитали непростительным случайное общение литовского фотографа "со злейшими врагами Кастро" – кубинскими иммигрантами в США.
Красочный альбом все же увидел свет в английском, немецком и литовском вариантах. Но не на испанском языке – для самих кубинцев их страна с высоты так и осталась неувиденной.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– У меня уже есть похожие фотоальбомы – про Литву, другие страны, – рассказывает Марюс Йовайша. – Была возможность снимать там, где до этого никому не разрешалось, получал приглашения осуществлять интересные проекты. Например, в Мексике или в Белизе. Очень интересно работать в экзотических местах.
Куба – там я тоже придумал сделать то, что до меня никто не смог. Принять такой вызов! Это самое большое приключение в моей жизни, пять лет. В некотором смысле оно все еще продолжается. А скандал случился потому, что посольство Литвы в Вашингтоне однажды сделало выставку моих кубинских фотографий, на которую тогдашний наш посол пригласил множество людей. И некоторые посетители оказались крайне враждебными к властям Кубы, о чем они открыто и говорили.
Я все пять лет старался избегать политической окраски, чтобы этот проект был исключительно художественный. И в один момент весь труд был разрушен, я очутился в эпицентре страстей, выяснений. Власти Кубы очень обиделись, что, вот, они дали мне эксклюзивный шанс сфотографировать территорию всей страны – беспрецедентный случай, а я...
Они говорили: никогда ты не получишь разрешения летать над самой Гаваной, никогда!
Это был сложный проект, для него я купил специальный самолет в Австралии, который перевезли на Кубу, обучили местных пилотов, техников. Перед этим в Гавану направились наши литовские летчики, для которых там понадобилась специальная сертификация, и они получили право обучать кубинских пилотов. Такого рода самолетов на Кубе раньше не было.
– Что, до этого там никто страну сверху не снимал?
– Эпизодически, конечно, делаются фото. Особенно в местах, где есть центры сервиса парашютизма: самолет или вертолет поднимает туристов, которые совершают прыжки и могут фотографировать. Или на каких-то туристических объектах отдельные фото. Конечно, были! Но чтобы системно, всю страну от края до края, особенно Гавану и другие крупные города – никогда такие разрешения не давались.
Обиделись, представив, что будто специально разъезжаю по США, используя снимки для пропаганды против Кастро
Даже когда я уже получил это разрешение, создали специальную карту с отмеченными зонами, где могу летать и снимать, где нет. Города, особенно Гавана, были в неразрешенных зонах из-за вопросов безопасности. Они говорили: никогда ты не получишь разрешения летать над самой Гаваной, никогда! Через полтора года работы я сделал небольшую фотовыставку, пригласив кубинских специалистов аэрослужб, военных. Они посмотрели, убедились, что все в порядке, и я получил разрешение снимать столицу и все другие места со своего маленького самолетика. Обычно для безопасности городов местные власти разрешают летать над ними только на двухмоторных геликоптерах.
Так вот, они решили, что я их обманул. Хотя никогда не притворялся, что не буду эту книгу по всему миру показывать. Обиделись, представив, что будто специально разъезжаю по США, используя снимки для пропаганды против Кастро. А этого абсолютно не было! Но... "партия ошибок не прощает".
– Значит, на испанском языке книга так и не вышла?
Все двери для меня закрылись, даже самолет мой конфисковали
– Нет. Я планировал, что тексты на испанском напишут сами кубинцы. Подготовили двоих специалистов, но после скандала власти запретили им со мной работать. Сейчас эта книга выпущена на английском, немецком, литовском. А на самой Кубе ее нет! Пока там коммунистическая система, книга не выйдет, наверное. Им очень не понравилось, что на презентацию снимков в литовское посольство пришли люди, которых в Гаване считают злейшими врагами Фиделя и Рауля Кастро. И все, гудбай! Все двери для меня закрылись, даже самолет мой конфисковали. Пытался его вернуть, говорят, ничего не выйдет, пока я публично не извинюсь. А за что? Да, оказался на снимках, сделанных в посольстве, с разными гостями выставки, но не я их приглашал.
Моей главной целью было то, чтобы на Кубе можно было эту книгу купить. Простые люди там с зарплатой в в 26 долларов в месяц, конечно, вряд ли смогли бы это сделать, но я надеялся, что будем ее предлагать туристам, принесем пользу стране, сделаем красивую рекламу в гаванском аэропорту. Но так все и закончилось.
– Ваши самые яркие впечатления от Кубы?
Не хватает элементарных вещей, начиная с туалетной бумаги. Все дефицит!
– Погода почти всегда приятная, не слишком жарко. Красивая природа, архитектура – много сохранилось построек, старых храмов времен колониальной эпохи, XVI века. Очень хорошие люди! К несчастью они живут бедно. Отличаются семейственностью, семейной сплоченностью, умеют дружить. Большинство граждан работают в государственном секторе и в 2–3 часа дня уже службу заканчивают (что особенно стараться, все равно зарплата маленькая!), остается много свободного времени, которое с радостью проводят с семьей, со своими друзьями.
Они "бешено" любят свою страну! Все кубинцы, уехавшие за границу, просто рвутся на родину. Я это замечал у эмигрантов – эмоционально им очень трудно без Кубы, все ждут, когда же там наконец начнутся перемены.
Кубинцы отличаются образованностью. Уровень высокий даже у деревенских – разбираются во многих вещах, хорошо знают географию, стараются слушать новости. По натуре большинство людей жизнерадостные. Как жаль, что их система государственная так плоха, и им трудно жить. Не хватает элементарных вещей, начиная с туалетной бумаги. Все дефицит! И обувь, и лекарства – все нужно получать из-за границы. Я сам, когда ездил туда, всегда вез массу вещей, вплоть до сантехнического оборудования или какие-нибудь покрышки для велосипеда...
Для туристов это рай, в том смысле, что безопасно. Криминогенная обстановка спокойная, и днем и ночью можно гулять где угодно. С детьми, с дорогой фотокамерой на шее. В сравнении, например, с Венесуэлой, другими латиноамериканскими странами, где на меня неоднократно нападали с тем, чтобы обокрасть, Куба – место безопасное.
Они могли бы получить множество красивых фото для рекламы своей страны. Но никто там этого так и не увидел
Управление там полностью централизовано, царствует бюрократия. Все строго, на работе никто не хочет высовываться. Например, проходит собрание (когда я вел подготовку к полетам) местных специалистов из министерства культуры, военного ведомства, и они в итоге обсуждения обещают: все поняли, будем работать, подготовим к следующему разу необходимые документы. Собираемся через несколько месяцев – ничего не сделано, все сначала! Даже когда все согласовали и уже начали летать, нередки были ошибки, путаница, например, с номером полета. Вот, скажем, уже взлетаем, вдруг диспетчер командует: вы обязаны вернуться! Чтобы, оказывается, исправить какие-то бумаги на земле. А утро – прекрасное, освещение, подходящее для съемок, дорога каждая минута...
Вообще, мы не просили у кубинского правительства ни цента на эти работы, все нашли сами, сами учредили в Литве издательское бюро. От них только разрешение на полеты. В итоге они могли бы получить множество красивых фото для рекламы своей страны. Но никто там этого так и не увидел.
– Невиданная Куба. Невиданное дело: кубинскому обществу власти недавно даже предложили обсудить текст новой конституции. Вы верите в скорые перемены там?
– Нет. Коммунистическое правление, идеология очень сильны. Партия даже не думает о плюрализме, просто кончились деньги, и им надо что-то делать. А по сути – никакого либерализма, все строго. Я лично потратил два года только на то, чтобы получить разрешение на издание книги.
В ноябре следующего года кубинцы отметят 500-летие Гаваны. К этой дате приурочены реставрационные работы в центральном квартале столицы, главный объект – Капитолий. Его ремонтируют несколько лет, для посетителей уже открылось северное крыло этого величественного здания, внешне очень похожего на Капитолий американский. До 50-х годов это здание в Гаване (его авторы – кубинские архитекторы Эухенио Пьедра и Рауль Отеро) было самым высоким в городе, 92 метра. "На несколько метров выше, чем Капитолий вашингтонский" – с гордостью уточняет каждый гаванский экскурсовод. В этом здании находится отметка нулевого километра – отсюда начинаются кубинские дороги.
После ремонта Капитолий вновь будет использоваться по назначению – для заседаний депутатов. Говорят, некоторые из них уже перенесли сюда свои рабочие кабинеты.
О российской помощи Кубе в реставрации Капитолия объявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Кубинские парламентарии, по ее словам, попросили Россию о золочении купола, сославшись на то, что у российских мастеров в этом большой опыт.
Недавно объявлено, что российская сторона потратит на это 642 млн рублей. Более 10 млн из российского бюджета выделено на контроль качества работ.
Вообще, по отношению к Кубе Россия проявляет исключительную щедрость. Так, Гаване простили долги на общую сумму в 31 миллиард долларов – это примерно треть от суммы всех списанных Россией зарубежных долгов за последние 10 лет.
Марюс Йовайша в свое время, оказывается, на куполе гаванского Капитолия тоже бывал – снимал оттуда панораму кубинской столицы:
– Страшно было ходить, куски крыши могли на голову упасть, это было еще до начала ремонта. Меня вели такими коридорами наверх, где люди обычно не ходят, опасно. Вылез через окно в куполе, открылась прекрасная панорама старой Гаваны. Снимал город, пока солнце было.
Над всей этой красотой, на возвышении стоит большая, угрюмая постройка – посольство РФ
Позже, когда мне разрешили полеты над столицей на самолете, снимал Капитолий уже на стадии ремонта. А на ремонт, видать, денег не хватает. Всегда Кубе помогали: СССР, немного Китай, немного Венесуэла, которая сама сейчас в тяжелом положении. Потом помогала Россия. Кстати, одно из самых некрасивых зданий в центре Гаваны – российское посольство. Просто уродливое! Бетонное, мрачное, в стиле 60-х годов. В одном из самых чудных гаванских районов – Мирамаре, где сосредоточены старинные здания, прекрасные виллы, над всей этой красотой, на возвышении стоит большая, угрюмая постройка – посольство РФ... Может быть, теперь, с этим куполом, россияне решили для кубинского народа сделать что-то красивое?
У меня осталось немало друзей-кубинцев, иногда пишут. И весточку о том, что купол будут опять делать золотым, каким он раньше был, я получил от них.
– Они рады этому событию?
– Кубинцы привыкли иностранцам свои чувства открыто не выражать. Мало ли что! Они в этом очень осторожны. Неизвестно, кто видит сообщения, кто слушает и что потом сделает.
В 30-е, богатые для Кубы годы, там был настоящий строительный бум, появилось много красивых, значительных зданий. История менялась, за ней и архитектура. Во времена СССР Гавану застраивали серыми, скучными, чисто функциональными домами, не имеющими вида.
Кубинцам не позолота требуется, а нормальное жилье, которое нужно с фундамента обновлять
Летая над всей страной, я любовался старинной архитектурой. Но на поддержку, ремонт уникальных зданий там всегда не хватает средств. Да и климат усугубляет положение: города стоят близко к морю, влажность и соль быстро разъедают старые постройки, которые нужно все время поддерживать в должном состоянии. Годы идут, ремонт не ведется... На Кубе ежегодно случаются трагедии, когда обваливаются части домов, стены, даже гибнут люди. В старинных домах там, как правило, живут не по одной семье и не по две, а по десять-пятнадцать. Коммуналки! И без ремонта все это выглядит очень бедно. Кубинцам не позолота требуется, а нормальное жилье, которое нужно с фундамента обновлять.
Что касается бизнеса, в последние годы кубинское правительство пошло на некоторые послабления, но только косметические. Чуть больше стало возможностей человеку заработать на туризме, коммерческую деятельность чуть-чуть разрешили. Но все держат под контролем! Везде ограничения, чтобы, не дай Бог, не появились богатые. Если разрешат открыть ресторан, то не больше десяти столиков. Если дом сдаешь туристам, то не больше чем три комнаты, и так далее. Власть не хочет, чтобы люди действительно хорошо жили. Каплю и не больше, экономической свободы дали, но не политической! Свобода слова – это запрещено.
Мне бы очень хотелось, чтобы страна поменялась, чтобы там не жили в такой бедности, из-за которой тысячи кубинцев вынуждены покидать родину. Как они ее любят! Патриотичный народ, все только и мечтают вернуться, не могут без Кубы. Но, конечно, трудно жить в стране, когда боишься свободно сказать, что думаешь. Скажешь – потом может прийти какой-нибудь партийный чиновник, который заявит, что часть твоей квартиры отбирают...
При этом там много хороших людей! Вот, во время этого скандала власти отняли мой самолет, пытался вернуть, но даже по дипломатическим каналам ничего не вышло. Конечно, было обидно. Он стоит 80 тысяч долларов – не самые большие деньги, но дело в принципе. Вернуть его в Литву – казалось, это уже невозможно. И вот, те самые хорошие люди, которые посчитали, что со мной обошлась их власть несправедливо, помогли! Я даже до сих пор не знаю, кто они.
А самолет мы привезли домой, сейчас летаем над Литвой.