Независимый профсоюз работников образования "Учитель" призывает изменить базу информации о столичных учителях Департамента образования московской мэрии. Она позволяет без какой-либо аргументации поставить педагогу отметку "не рекомендован", что означает фактический запрет на профессию. Чиновники признают, что такие отметки выставляются, но отрицают, что они закрывают дорогу в московские школы.
Марина Капустина и Андрей Н. – учителя, которые уволились из-за конфликтов с директорами школ и получили так называемые "черные метки" – отметки в специальной системе автоматизированного учета. Капустина рассказывает, что была на собеседовании в десятке школ. Ее никуда не взяли, в двух школах неформально объяснили, что не берут из-за ответа "нет" в графе рекомендаций. Андрей Н. говорит, что после увольнения устроился в другую школу "по ошибке": его приняли на работу, не посмотрев графу "рекомендации" в досье. Через несколько месяцев эту "ошибку" его новое начальство выявило и также вынудило уволиться. Больше устроиться в московские школы у Андрея Н. не получается.
Четыре учителя из разных образовательных учреждений Москвы отметили в разговоре с Радио Свобода, что сами, а также их знакомые с "черными метками" не сталкивались, но в существование такой системы готовы поверить.
Что узнали в профсоюзе
– Нам стали поступать вопросы от московских учителей, как им избавиться от "черной метки", мы написали в соцсетях, что хотим собрать информацию, и теперь у нас два десятка обращений, – рассказывает Ольга Мирясова, секретарь профсоюза "Учитель".
Смотри также "Похороните меня в школьной форме". Самоубийство в СафоновеС 2014 года в Москве работает Универсальная автоматизированная система бюджетного учета, в которой есть сведения о всех трудоустроенных государством столичных сотрудниках системы образования. По данным профсоюза "Учитель", в досье педагогов в этой системе есть графа "рекомендации". И если при увольнении в этой графе учителю поставили "нет", его больше не берут в другие столичные школы. Такая "черная метка" никак не обосновывается, потому нет и четкого механизма ее снятия.
Убрать ее может директор образовательного учреждения, откуда уволился педагог, но не самостоятельно: для этого он должен дать объяснения инспектору округа из Департамента образования, и именно чиновник принимает решение, менять ли рекомендацию. Такой порядок описан во внутреннем документе Департамента образования за подписью начальника Управления координации и планирования (документ есть в распоряжении Радио Свобода).
Также профсоюз "Учитель" получил внутреннюю инструкцию Департамента образования "Порядок регистрации сведений о рекомендациях работодателя при увольнении работника". В ней говорится, что работник автоматически становится "нерекомендованным", если его увольняют за применение насилия, оскорбления учеников и ряд других грубых нарушений. Но ответ "нет" в графе "рекомендации" также может быть выставлен вручную. В инструкции подчеркивается, что отметка "нет" в поле "рекомендации" "носит исключительно рекомендательный характер".
Профсоюз "Учитель" записал видео, в котором есть и документы, которые подтверждают наличие системы оценки учителей, а также создал петицию к Департаменту образования с требованием отказаться от этой практики. Депутатский запрос направил депутат Госдумы от "Справедливой России" Олег Шеин. Шеин – один из руководителей профсоюзного объединения Конфедерация труда России, в которое входит профсоюз работников образования "Учитель".
Что говорит Департамент образования Москвы
На просьбу дать комментарий пресс-служба Департамента образования предложила ознакомиться с их заявлением о сложившейся ситуации. В нем, в частности, говорится: "В блоке кадрового учета расположены досье на сотрудников, в том числе информация о предыдущем месте работы, причине увольнения и рекомендации, которые можно будет представить будущему работодателю. При этом значение "нет" в графе "рекомендации" означает отсутствие у работника рекомендации от работодателя, а не ее отрицательный характер. Действующее законодательство не предусматривает обязанность предоставления работодателем рекомендаций работнику. Отсутствие у лица рекомендаций от предыдущих работодателей не является препятствием для заключения с таким лицом трудового договора. Руководители учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, самостоятельно принимают решение о заключении трудового договора с конкретным лицом".
Что не так
Смотри также Дети 21-го века: сделано на заказ?– Реакция департамента ожидаема. Мы понимали, что чиновники будут все отрицать, так как эта практика находится вне правового поля. Ведь выдача рекомендаций никак не регламентирована законами, эту систему сложно оспорить в суде. "Мы добиваемся, чтобы департамент отказался от нее. Мы можем это контролировать: так как доступ к Универсальной автоматизированной системе бюджетного учета имеют тысячи работников школ, – говорит Мирясова.
На условиях анонимности ситуацию Радио Свобода прокомментировала представитель руководства одной из московских школ:
– Мы принимали на работу людей с отметкой "не рекомендован", нам из департамента ничего не сказали. Одна из "нерекомендованных" педагогов вскоре ушла от нас, и я согласна с такой ее характеристикой. Еще одна продолжает работать, работает хорошо. Почему она "не рекомендована", не знаю. Наверное, какой-то личный конфликт на предыдущем месте работы. Многие директора школ боятся Департамента образования, поэтому даже рекомендательные предложения чиновников считают строго обязательными, – предполагает собеседник Радио Свобода.