На объединительном соборе в Киеве 15 декабря избрали предстоятеля поместной украинской православной церкви. Им стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Он – выпускник Киевской духовной семинарии и Афинского университета, был наместником Выдубицкого монастыря в Киеве и секретарем Филарета, главы Украинской православной церкви Киевского патриархата, которая стала частью новой, уже автокефальной украинской церкви.
39-летний митрополит Киевский 6 января получит из рук Вселенского патриарха Варфоломея I томос, то есть указ о появлении новой церкви в семье православных церквей. Митрополит Епифаний дал короткое интервью украинской службе Радио Свобода.
– Наблюдатели говорят, что ваше избрание связано с тем, что у вас есть возможность реформировать, изменить церковь. Какими будут ваши первые шаги в этом направлении?
– Нам необходимо завершить полноценное объединение. Мы получим томос, сформируем все соответствующие руководящие органы этой церкви. Это практически новая структура. И впереди много работы, связанной с ее созданием. Но мы будем делать это спокойно, мудро, взвешенно, потому что нужно работать так, чтобы это объединяло, а не разъединяло.
Взять, к примеру, празднование Рождества Христова, вспомним о календаре. Если мы перенесем дату празднования с 7 января на 25 декабря, украинский народ этого не воспримет. Нужно объяснять, информировать. Когда люди поймут, что это не догма, а просто дата, тогда можно действовать и принимать решение.
Поэтому мы будем работать взвешенно с целью переустройства церкви, которая будет духовной основой и опорой нашего украинского государства в это нелегкое время испытаний. У нас оккупирован Крым, мы должны вернуть его; частично оккупирован Донбасс, и мы верим, что Господь услышит наши молитвы и пошлет нам долгожданный справедливый мир в едином украинском государстве, в котором у нас будет единая православная церковь.
– Каким образом вы собираетесь продолжать общение с представителями Московского патриархата, которые не вошли в поместную церковь? И какие шаги вы предпримете, чтобы они присоединились к ней?
– Это процесс. Нужно получить томос. Когда будет томос, это будет свидетельством того, что мы действительно являемся независимой автокефальной церковью. Тогда мы и начнем работать, общаться, приглашать, проявлять нашу любовь и взаимоуважение. На этой основе, я думаю, постепенно они поймут, что нет другого выхода, кроме как находиться в единой украинской церкви и совместно строить наше будущее.
– Расскажите, пожалуйста, как происходило голосование на объединительном соборе? Кто как голосовал, что происходило в первом, во втором туре?
– Я понимаю, почему этот вопрос волнует, ведь накануне собора было много информации о процедуре избрания предстоятеля. И оно происходило по демократической процедуре. На первом этапе каждый архиерей, который принимал участие в соборе, мог стать кандидатом на пост предстоятеля церкви. Было рейтинговое голосование. Участникам собора были розданы бюллетени, в которых значилось имя каждого архиерея, который принимал участие в объединительном процессе. Соответственно, по итогам первого рейтингового голосования я набрал наибольшее количество голосов.
Смотри также Шанс излечения. Украина обрела поместную православную церковь
– Сколько это приблизительно голосов? Вас выбрали единогласно?
– Единогласно ничего не происходит. Если бы все было единогласно и хорошо, у нас давно уже была бы объединенная украинская церковь. На соборе было 200 делегатов. Я думаю, со временем все это будет обнародовано, все цифры, соответственно, кто сколько голосов за кого отдал. В первом туре выбрали трех кандидатов, потом был второй тур. Из трех кандидатов выбрали одного – того, кто набрал больше всего голосов.
– Расскажите, пожалуйста, о своем предыдущем церковном служении.
– Большая часть моей жизни связана с Михайловским золотоверхим монастырем, потому что именно здесь я, как воспитанник Киевской духовной семинарии, получил высшее духовное образование. Потом я получил монашеский постриг в Михайловском золотоверхом соборе. В дальнейшем я учился, стажировался в Афинах, углублял свои знания греческого языка. Потом я стал ректором Киевской православной богословской академии, она получила государственный статус во время моего руководства, – рассказал митрополит Киевский Епифаний.
Решение о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви было принято Вселенским патриархатом в Стамбуле осенью этого года. Патриарх Варфоломей I объяснил это решение историческими условиями, которые, по сути, привели к упразднению кафедры митрополита Киевского. О них Варфоломей I написал в послании митрополиту Онуфрию, главе Украинской православной церкви Московского патриархата: "Местный Синод в Великой России по непонятным причинам в одностороннем порядке отсек себя от канонического авторитета, то есть от Святой Великой Церкви Христовой (1448), но в городе Киеве другие митрополиты, законные и канонические, последовательно и неустанно окормлялись Вселенской патриархией, поскольку киевское духовенство и миряне не приняли своего подчинения центру из Московии. Канонический порядок был сохранен, невзирая на сложности того времени, до 1685 года, когда патриарх Московский Иоаким неканонически вмешался в другую церковную юрисдикцию, возведя Его Святость епископа Луцкого Гедеона в ранг митрополита Киевского без согласия на это Вселенского Патриарха".
В этом письме Вселенский патриарх приглашал митрополита Онуфрия принять участие в объединительном соборе в Киеве и выставить свою кандидатуру на пост главы поместной украинской церкви. От этого предложения Онуфрий отказался.