Житель старинного чувашского села Калмантай в Саратовской области, где в детском саду осталось всего четверо детей, создал два музея. Визиты туристических групп стали одной из немногих возможностей подзаработать для тех сельчан, которые еще не разъехались в поисках лучшей жизни.
Дорога, вымощенная бревнами
Село Калмантай Вольского района Саратовской области расположено настолько далеко от цивилизации, что жизненно важной информационной технологией, на овладение которой населенному пункту много лет не хватало денег, был не интернет, а дорожный указатель. Село находится на границе Саратовской и Ульяновской областей; до всех крупных соседних городов – Саратова, Пензы, Ульяновска и Самары – примерно одинаково далеко, пять-шесть часов езды.
До революции Калмантай был большим селом, в нем жило больше тысячи человек, большей частью – чуваши. Калмантайцы были знаменитыми в своем уезде ремесленниками. Лучше всего местным мужикам удавались лапти, а соседнее сельцо Илюшкино специализировалось на поставках им лыка. Сейчас в Калмантае нет производств, и живет здесь чуть более пятисот человек, большей частью – пенсионеры. В последние годы в СМИ село мелькало из-за сообщений о местной дороге, ямы в которой во время распутицы проходилось заваливать бревнами.
Дядя Вася, Василий Иванович Андюков живет в Калмантае с рождения. Когда-то он работал в "клубной системе" – местном ДК, для которого собирал коллекцию предметов старины, продолжил и после выхода на пенсию. Сейчас ему перевалило за семьдесят. Своей семьи он не создал, живет бобылем, все время проводит в клубе, где у него появилось уже два музея.
Первый открылся давно, он воссоздает мир, окружавший калмантайского крестьянина на протяжении веков.
– Предметы там, которыми пользовались и в чувашских, и в мордовских, и в русских, и в марийских подворьях крестьяне. Те же деревянные вилы, ручная мельница. И раритет – такого не знают даже музейные работники: печные трубы, сплетенные из ивовых веток. Вы скажете: почему пожары не бывали? А их с обеих сторон обмазывали глиной, я помню все это, – рассказывает дядя Вася.
И салфетки как в городских столовых
В 2018 году, 17 ноября открылся второй музей, целиком посвященный лапотному промыслу. К этому событию даже сумели починить многострадальную дорогу. Научным куратором музея стала историк Софья Маркушина, а душой – дядя Вася. Со дня открытия новой достопримечательности Калмантай уже посетили три большие, по 15–20 человек, туристические группы. Приезжали специально для того, чтобы послушать рассказы о сохраненной чувашской старине, послушать обрядные песни местного клубного ансамбля, осмотреть место крещения чувашей и поучиться у Андюкова искусству плетения лаптей.
Об открытии музея мастер рассказывает важно и с большой гордостью.
– Приехали из Вольска руководители, из соседних районов были люди, и жители Калмантая, и из соседних сел люди были. И состоялось открытие Музея лаптя. В фойе организована была столовая для туристов. Предприниматель Кортина Елена Ивановна со своим мужем и сыном – они организовали, чтобы покушать могли туристы. Они очень хорошо справились! Прямо в Доме культуры были установлены большие столы, которые комбайнеров кормят, покрытые клеенками. И салфетки, как в городских столовых, и перец, и соль – все там было!
Для жителей села приезд туристов становится едва ли не единственной возможностью подзаработать – на импровизированную ярмарку в ДК несут грибы сушеные, соленые, маринованные, мед в разливе и в сотах, овощи, какие есть в это время года.
На лапотный мастер-класс дяде Васе отводят только полчаса, и это его заметно расстраивает, ведь за такое время можно успеть сплести только один игрушечный лапоть в полпальца длиной.
– Начинал показывать, как лапти плести. Большие лапти я не показываю, как плести. Нигде – ни в Саратове, ни когда в Крым меня возили, ни в Сочи, ни на Байкале. Из-за того, что большие лапти они только успеют подержать. А маленькие лапти, все-таки за 30–40 минут некоторые дети успевают сделать с моей помощью и уносят с собой.
В последние годы дядя Вася немало поездил, представляя свое искусство, и приобрел известность. По крайней мере, в масштабе области. К слову, плести лапти оказываются способны не все. Василий Иванович рассказывает, что у него брал уроки отставной офицер высокого чина. Пробовал-пробовал, но так и не научился.
Чиновники мыслят утюгами
Созданию Музея лаптя своим фондом помог областной депутат Алексей Наумов, рассчитывая не "залатать где-то дыру", а создать для местных жителей новый источник заработка. К сожалению, инициативу подхватили чиновники Вольского района: недавно депутат с большим удивлением узнал, что теперь в каждом населенном пункте велено любой ценой открыть по музею.
– Я приехал в Колояр – это недалеко от Калмантая – и узнал, что там директор клуба будет делать Музей утюга. Почему утюга?! Я посмотрел это шикарное село; у них муниципальное собрание заседает в волостной избе XIX века. Там такая избища с такими балясинами и крыльцом! Я спросил: зачем вам Музей утюга? Делайте Музей местного самоуправления. Круто же – это традиции со времен Александра Второго! В Широком Буераке графом Кочубеем была построена церковь. Она была построена с мотивами архитектуры Флоренции. Я там хочу сделать проект "Дыхание Флоренции". Мне кажется, интересно осмысление наследия территории, через него нужно действовать, а не через административное распределение, – говорит Наумов.
Любыми путями надо сделать, чтобы село наше не исчезло
Но даже самого хорошего музея для спасения умирающего села оказывается недостаточно.
– Село вымирает, исчезает постепенно, – вздыхает Василий Андюков. – Пятнадцать детей в школе осталось, четверо детей в садике. Любыми путями надо сделать, чтобы село наше не исчезло. А как это? Зависит от наших сельчан. Что-то надо сделать.
Какое-то движение есть – например, сельчане собрались и безвозмездно отремонтировали церковь. "Люди – есть такое выражение – зашевелились", – рассказывает вдохновитель музея:
– Батюшка у нас есть, из Саратова присланный, по воскресеньям люди прихожанами ходят. В церкви много книг – божеские книги.
– У нас когда-то при советской власти 20 или 40 гектаров самотеком выращивали овощи. Там сотни женщин работали. Пруд прудили, по каналу воду пускали – и овощей хватало, – вспоминает дядя Вася годы своей молодости. – Были показательные свинофермы – до основания разрушили. Ферма крупного рогатого скота – вообще разбили, сломали и перетаскали по дворам. Все запустили... А село исчезает. Чтобы село не исчезло, надо рабочие места. А рабочих мест нет. Вот и думаем теперь, что надо делать.