29 января в Киеве – премьера фильма "Круты 1918". Историческая киноэпопея повествует о битве, произошедшей 29 января 1918 года на железнодорожной станции Круты во время противостояния Украинской народной республики и большевиков. В украинской историографии этой битве отводится особое значение как примеру героического подвига – готовности погибнуть за независимость. Она обросла мифами и домыслами, которые отчасти пытаются развенчать в фильме.
Круты – это небольшое поселение приблизительно в ста километрах от Киева. Рядом с ним, на железнодорожной станции, и состоялся 29 января 1918 года бой под Крутами. Помимо опытных военных, в нем принимали участие до сотни добровольцев – киевских студентов и гимназистов, которые откликнулись на призыв влиться в вооруженные силы Украинской народной республики (УНР) после того, как Совнарком в Петрограде поставил ультиматум Центральной Раде: помогать большевикам в подавлении того, что они называли Калединским восстанием.
Дело в том, что украинские власти пропускали через свою территорию войска на Дон и противостояли планам большевиков перекрыть этот путь, помогавший донскому казачеству в их борьбе против советского правительства. УНР не стала сотрудничать с большевиками: сначала пресекла попытку поднять их восстание в Киеве, а затем подавила другое, на заводе "Арсенал", но не смогла справиться с наступлением большевиков на Киев, не хватило военных сил. Бой под Крутами стал эпизодом этой борьбы. Большая часть его участников отступила, но около тридцати студентов вернулись на железнодорожную станцию, вокруг которой и завязался бой, не зная, что она занята красногвардейцами. Они были расстреляны. После возвращения властей УНР в Киев несколькими месяцами позже тела убитых было решено перезахоронить с почестями в Киеве, на кладбище в урочище Аскольдова могила.
Гибель молодых людей, которые принимали участие в битве, и стала причиной, почему к ней приковано большое внимание украинцев. Студенты, конечно, не самостоятельно пытались остановить наступление большевиков на Киев. Данные о числе участников рознятся: от нескольких сотен до нескольких тысяч.
Бой под Крутами историки интерпретируют по-разному. В России ему не придают большого значения, ведь, несмотря на сопротивление, большевикам в итоге удалось захватить Киев. Украинские историки не только отмечают героизм участников (на одного бойца УНР приходилось до десяти красногвардейцев), но и то, что наступление на Киев удалось задержать на четыре дня. За это время УНР успела подавить Январское восстание, поднятое большевиками на заводе "Арсенал", а также начать переговоры по подписанию Брестского мира, по итогам которого УНР удалось отстоять собственную независимость, скрепленную военной поддержкой Австро-Венгрии и Германии.
Для украинской кинематографии фильм "Круты 1918", рассказывающий об этих исторических событиях, – грандиозный проект. В массовках участвовали несколько тысяч человек, в том числе бойцы Национальной гвардии Украины.
Сценарий фильма основан на книге "Круты 1918" Константина Тур-Коновалова. Среди ее главных героев есть вымышленные и реальные персонажи, однако все они рассказывают реальную историю событий, произошедших более 100 лет назад. За основу были взяты мемуары Аверкия Гончаренко, который командовал боем и впоследствии написал мемуары в США, куда бежал после Второй мировой войны.
В книге Тур-Коновалова приведены воспоминания и других участников боя, а также цитаты из газет тех дней, рассказывающих о гибели и похоронах погибших под Крутами студентов и гимназистов. Главные герои книги и фильма – генерал Савицкий и двое его сыновей, Андрей и Олекса. Последний погибнет в бою под Крутами.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– У генерала Савицкого есть несколько прототипов, – рассказывает Константин Тур-Коновалов. – Это сборный образ, как и его сын Андрей. Олекса – придуманный персонаж. Но изначально я хотел опосредованно передать в этом произведении историю Тараса Бульбы. Почему? Потому что Тарас Бульба – классическая для украинцев история, когда есть отец, есть два брата, которые один за и один против. Это для нашей страны очень показательная классическая история. Украинцы очень любят гоголевское произведение "Тарас Бульба", потому что оно очень узнаваемое и жизненное. Андрей – это сборный образ, возникший после изучения воспоминаний студентов – участников боя. И у генерала Савицкого есть прототип – это сборный образ нескольких генералов из военно-политического руководства УНР того времени.
– Вы говорили, что писали книгу "Круты 1918" десять лет, почему вы взялись за эту тему?
– Эта тема важна для каждого украинского писателя, сценариста или кинематографиста. Круты давно будоражат сознание украинцев, потому что для украинцев Круты – это своеобразная Спарта, свои Фермопилы, где сто украинских студентов и юнкеров боролись с превосходящим количеством противников. Эта тема важна для многих. Тема постоянно всплывала в СМИ, в документальном кино, в статьях, постоянно о ней думали, вспоминали. И вот пришло время создать фильм.
– Сам бой состоялся более 100 лет назад и за это время оброс мифами. Самый большой из них – о том, что УНР послала на гибель молодых людей, студентов и гимназистов, которые не успели как следует научиться пользоваться оружием, и они там погибли.
Их же не посылали погибнуть, не говорили же: "Идите и погибните"
– Мифов было много, во-первых, о количестве участников, во-вторых, о героизме, в-третьих, о том, что их послали на погибель, о том, что это была чуть ли не запланированная жертва и так далее. На самом деле, все намного проще. Их же не посылали погибнуть, не говорили же: "Идите и погибните". А отправили выполнить боевое задание: продержаться с утра и до вечера. И они с этим справились. Никто же не знал, что в это время произойдут другие события – большевистское восстание на заводе "Арсенал". Это произошло в один и тот же день. И когда случилось восстание на "Арсенале", то основные военные силы Украинской народной республики, конечно же, должны были оставаться в столице, в Киеве, для того чтобы разобраться с этим восстанием. И в то же самое время нужно было держать участок в районе станции Круты, что, собственно, и сделали. Так вот мифов и не осталось.
– Но, с другой стороны, вы приводите в книге воспоминания Игоря Лосского, одного из участников боя, тогда гимназиста, который рассказывает, что уже в то время, когда студентов отправили на бой, было уже поздно, что УНР не успела вовремя сформировать боевые подразделения, и поэтому молодые люди погибли.
– Есть просто много разных точек зрения. Поэтому я постарался привести их в книге. Даже участники боя могут быть правы или неправы – это будет субъективное мнение. Я просто пытался быть в книге максимально объективным и привести несколько мнений для того, чтобы читатель сам сделал свои выводы. Но я не считаю, что УНР тогда специально это сделала или упустила возможность. Это была тактическая необходимость.
– Имеет ли смысл писать о поражении и снимать фильм о поражении? Ведь бой под Крутами был проигран, а впоследствии было проиграно и все то, ради чего участвовавшие в нем молодые люди погибли.
Задача была выполнена – студенческая сотня задержала наступление
– Я считаю, что это была победа. Просто часть, участвовавшая в этом бою, погибла. Было боевое задание для студенческого отряда – с утра до вечера держать станцию Круты. Задача была выполнена – студенческая сотня задержала наступление. Побеждает тот, кто выполняет боевую задачу. Конечно, как и в любой войне, есть потери. 30 расстрелянных – это потери.
– Но в последующие несколько месяцев в противостоянии с большевиками УНР не устояла.
– Да, но мы не снимаем фильм по книге "Война УНР с большевиками". Книга называется "Круты". Вот в Крутах, именно на этом участке войны, была одержана победа. Это не было поражение. Потом, конечно, да, большевики захватили Киев. Мы знаем прекрасно, чем это все закончилось.
– Еще один миф, связанный с битвой, касается захоронения расстрелянных большевиками студентов. Есть много данных в разных источниках, что подразделения УНР привезли в Киев тела 27 погибших, что красногвардейцы бросили их на месте и не захоронили, а впоследствии даже препятствовали похоронам. В вашей книге приведены данные, что тела были захоронены в самих Крутах, а лишь позднее перезахоронены на кладбище в киевском урочище Аскольдова могила.
– Конечно, так и было. Всех бросили там, где расстреляли. И местные крестьяне их начали подбирать. Мы говорили с историками и местными краеведами. Местные крестьяне их собрали и похоронили там же, чтобы просто не оставлять на поле боя и на станции. А потом эти захоронения начали находить родители. Первыми же родители бросились – киевляне. Не приехали дети – и они начали их искать. И многие отправились в Круты. Местные крестьяне помогли им найти тела, было организовано опознание, потом доставка в Киев. Там целое дело с этим было. Многих опознавали по вышивке на одежде. В те времена маркировали вензелями одежду, когда сдавали в прачечную. Ведь речь шла о семьях интеллигенции и дворянства. Поэтому их опознавали родители в Киеве. И после этого было организовано перезахоронение.