В этом году обильные снегопады стали катастрофичными для Петербурга: улицы, заваленные снегом, похожи на блокадные; крыши отчаянно текут, коммунальные службы не справляются с уборкой, льдины падают с кровли и убивают людей, а городские власти выгоняют на уборку бюджетников.
Петербург утопает в снегу с начала обильных снегопадов, то есть с начала года. Чиновники рапортуют, что уборка улиц ведется, но горожане единодушно отмечают, в такой суровый снежный плен они еще не попадали: центральные магистрали еще как-то очищаются от снега, а на сотнях боковых улиц ни снегоуборочная техника, ни лопата дворника не бывала с начала зимы.
Софья Лурье с десятком других молодых мам, отчаявшихся пробраться с колясками между торосами Петроградской стороны, пришла с гневными плакатами к зданию местной администрации. По словам Софьи, к ним вышел глава района – и если мамы были одеты как для суровой экспедиции, то начальник в костюме с иголочки смотрелся существом с другой планеты, да и разговаривал как будто на другом языке. Когда мамы называли ему адреса заваленных снегом и льдом улиц, он искренне удивлялся и говорил: ну вот же, туда как раз поехала техника, и туда она ездила, и сюда – вот только местные жители ее ни разу не видели. И даже тот снег и лед, который был кое-как убран с Большого проспекта, потом неделями лежал огромными кучами на тех же тротуарах.
Такая картина наблюдалась и в Василеостровском районе, и в Центральном: каждый день в травмпункты обращались около сотни горожан, покалеченных от падения на льду. 23-летний студент химико-фармацевтической академии Бабурбек Очилов, на которого упала ледяная глыба, погиб на месте; его сокурсник с тяжелыми травмами попал в больницу; 9-летняя девочка, ушибленная упавшим льдом, находится в реанимации; 15-летняя школьница попала в больницу с тяжелыми травмами головы – от падения все той же наледи – и это лишь малая часть несчастных случаев такого рода. 31 января на Васильевском острове лед упал на голову бывшему оператору “Ленфильма” 71-летнему Сергею Левашову, который получил перелом основания черепа, сотрясение мозга и серьезную гематому. По словам его сына Антона, местная администрация хотела замять инцидент, поскольку в реанимацию к Сергею Михайловичу на второй день после его госпитализации проникли две женщины, представившиеся сотрудницами администрации. Они дали ему подписать бумагу – о том, что пострадавший упал сам и ни к кому претензий не имеет. Антон возмущен происшедшим: по его словам, он и его мать в эти дни лежали с гриппом и не могли приехать в больницу. Молодой человек не понимает, каким образом посторонние люди могли проникнуть в реанимацию, куда и родственникам-то пройти не так просто.
По словам Антона, есть масса свидетелей того, как на его отца упал лед, но уголовное дело завели только 8 февраля. Тремя днями ранее, 5 февраля, администрация Василеостровского района сделала официальное заявление по поводу ЧП, пообещала помочь с лечением и реабилитацией пострадавшего и принесла извинения от лица управляющей компании. Ни районная, ни городская администрация до сих пор так и не связались с семьей Сергея Левашова, хотя вице-губернатор Анна Митянина навестила его в больнице и обещала, что семьям пострадавших помогут.
Снегопады стали для жителей Санкт-Петербурга богатой темой для шуток в соцсетях: один из сугробов стал самым настоящим мемом:
Снежные и ледяные горы на тротуарах и падающий лед – не единственное бедствие, постигшее петербуржцев. Люди, живущие на верхних этажах, массово страдают от протечек. "Фонтанка" пишет о блокаднице, буквально вытесненной из своей комнаты водой. Она течет и на пол, и на кровать, и на стол не просто по стенам и с потолка, но даже с люстры, так что пожилой женщине приходится сидеть без света. В соцсетях люди делятся не только возмущенными постами и фотографиями протечек, но и советами, как бороться с нерадивыми коммунальными службами, как правильно составлять судебные иски. Течет не только в квартирах, но и в учреждениях – так, в январе текло в Российской национальной библиотеке, и на своей странице в Фейсбуке журналист Михаил Золотоносов приводит фотографию, где протечки в потолке заткнуты тряпками, концы которых расположены так, чтобы вода стекала по ним в сторону, а не на книги.
Золотоносов пишет, что серьезные протечки наблюдаются и в Русском музее, в частности в фонде древнерусской живописи и в фонде живописи XVII и XIX веков. По словам журналиста, эти протечки можно считать "плановыми": "Там каждый год в фонды и хранилища течет талая вода, в которой содержатся кислоты – значит, произведения потом приходится реставрировать. Это проявление халатности руководства Русского музея – директора Владимира Гусева, а также нынешнего главного хранителя и заместителя директора по хозяйственной части. Это их безразличие к судьбе музейных предметов. Оно проявляется не только в отношении к починке крыши: только что сняли и намотали на вал “Заседание Государственного совета Репина” – от этого картины трескаются и портятся не менее, чем от протечек. А о протечках крыш Гусеву еще этим летом напомнили в своем письме 96 сотрудников музея, но он, естественно, ничего не сделал, потому что его мысли крутятся вокруг 20 миллионов долларов, которые он мечтает получить на реконструкцию двух музейных дворов".
Массовое возмущение в соцсетях и публикации в прессе заставили городскую администрацию осознать серьезность положения. 9 февраля временный исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов объявил субботник для госслужащих и отправил работников комитетов городской администрации чистить улицы, причем сам тоже был замечен с лопатой на Малой Посадской улице.
Горожане, давно забывшие, как выглядят дворники, вдруг с изумлением увидели кучки людей в желтых и зеленых жилетах, неумело тыкающих ломиками толстый лед и ковыряющих лопатами грязные кучи снега и льда. Не нужно было большой смекалки, чтобы догадаться, что это не сотрудники коммунальных служб, а насильно согнанные в свои выходные бюджетники – учителя, врачи, артисты. О том, как их заставляют убирать снег, в числе прочих написала в Фейсбуке сотрудница Санкт-Петербургского государственного университета Кира Венцова:
В комментариях к этой и другим подобным публикациям люди рассказывают о своих сорванных планах на выходные и недоумевают, каким образом пожилые люди будут скалывать лед. "У мужа в школе приходят бесконечные проверки, всех дрючат и выписывают штрафы, учителей добровольно-принудительно в выходные гнали убирать снег", – пишет один из комментаторов.
Всех дрючат и выписывают штрафы
Много постов на тему принудительной уборки снега можно найти в группе "Петроградская диаспора". Одни рассказывают, как они видели множество групп людей, вяло "потюкивающих" ломиками лед; невесело перешучиваясь, удивляются, зачем бросаться всемером на 1 квадратный метр льда – можно же воткнуть лом в ногу соседа. Другие вступаются за подневольных "дворников", для которых эта работа непривычна, и потому нельзя ждать, что они выполнят ее быстро и качественно.
Активистка Дарья Васильева описывает работу горячей линии по уборке снега: "В 004 (телефон линии. – Прим. РС) перестали принимать заявки. Дают вечно занятый телефон горячей линии Комблага (Комитета по благоустройству). Люди не дозваниваются, перезванивают снова в 004. Требуют указать перекрёсток и точный номер дома. Слов "не убран весь проспект, переулок, улица" не слушают, просто издеваются над людьми. Со стариками диспетчеры общаются тоном гестапо. Старушка оговорилась, назвав не ту цифру телефона… Исправилась. Диспетчер начала орать: "ВЫ ПОЧЕМУ ЧУЖОЙ ТЕЛЕФОН ДАЁТЕ?!! ВЫ ЖЕ ДАЖЕ НОМЕРА НЕ ПОМНИТЕ!!!" Бабуля заплакала, на том конце бросили трубку”.
О толпах бюджетников с лопатами люди пишут, что это выгнанные на улицу под угрозой увольнения "рабы". Многие вспоминают Советский Союз: "Вы не помните, как раньше на овощебазу ездили в принудительном порядке? А морковь убирать на колхозном поле? Это было всего лет 20–25 назад". Пользователи соцсетей приводят номера школ, поликлиник и даже роддомов, где сотрудников заставили убирать снег. В школах повинность коснулась не только учителей: "Там и родители школьников. Вчера в 10 вечера в родительский чат 80 школы пришло сообщение, что папы с утра приглашаются на субботник, объявленный администрацией Петроградского района", – пишет Вероника Одинкова. Петербургские архивисты выложили фотографии своей уличной работы: "Сотрудники архивной службы Санкт-Петербурга скалывают лёд на Суворовском пр. Конечно, в архивных документах мы разбираемся лучше, чем в уборке улиц, но кое-каких успехов мы все-таки добились! Теперь на Суворовском можно безопасно ходить:)"
Один из муниципальных депутатов Василеостровского района Нелли Вавилина называет ужасающим зрелищем толпы молчаливых грустных людей с лопатами, занимающихся не своим делом. Это напомнило ей дни выборов, на которые тоже насильно сгоняли бюджетников, выстраивавшихся в мрачные очереди: "Под них какие-то схемы и технологии разрабатывались. И в том, и в другом случае это насилие над личностью и над правами человека". По словам Вавилиной, из официальных источников следует, что на Васильевском острове снег убирали сотрудники Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и сотрудники крематория, причем в субботу работали женщины, а в воскресенье – мужчины. Видимо, они должны были отослать начальству фотоотчеты о своей работе – так же, как бывает и на выборах. На вопрос, почему люди соглашаются и не протестуют, Нелли Вавилина предположила, что они просто не хотят остаться без работы, а в некоторых случаях – подставлять под удар руководство своих учреждений.
Ситуация с бюджетниками прекрасно известна депутату Законодательного собрания Петербурга Борису Вишневскому. Он говорит, что заставить людей работать дворниками просто: им делают предложение, от которого нельзя отказаться. Депутат считает, что в случае чрезвычайной ситуации можно было привлечь для уборки снега сотрудников МЧС и Росгвардии, а обычным гражданам за такую работу надо было платить. Впрочем, по словам Вишневского, "подневольный электорат" может отомстить: колющие лед бюджетники – это костяк избирательных комиссий, и их месть может быть очень простой – они просто могут сделать назначенные на 9 сентября выборы губернатора города честными.