26 февраля украинский журналистский расследовательский проект "Наши гроши с Денисом Бигусом" опубликовал расследование о контрабандной поставке российских запчастей украинским бронетанковым заводам по завышенным ценам. Это расследование оказало влияние на украинскую политику, но при этом в нем остается много неизвестных деталей: помимо ставшей достоянием общественности переписки его главных фигурантов, оно основывается на всего нескольких предъявленных публике документах. Неизвестно, кто являлся российским поставщиком запчастей украинской компании и кто мог предоставить журналистам данные, присланные с анонимного электронного адреса.
Накануне из-за программы, в которой излагаются факты коррупции, своих постов лишились руководители двух крупных предприятий государственного концерна "Укроборонпром", а генеральный прокурор Украины Юрий Луценко признал, что украинская техника ремонтируется с использованием контрабандных российских комплектующих. Один из персонажей, упомянутых в расследовании, миллиардер Олег Гладковский, временно сложил полномочия в Совете национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Лидер партии "Батькивщина" и кандидат в президенты Юлия Тимошенко заявила о намерении инициировать процедуру отстранения президента от власти. А лидирующий в предвыборных рейтингах комик Владимир Зеленский выступил с осуждением.
В расследовании рассказывается о том, как компания "Оптимумспецдеталь", к которой имеет отношение её владелец Андрей Рогоза, бывший сотрудник государственной корпорации "Укроборонпром" Виталий Жуков и 22-летний Игорь Гладковский, сын миллиардера Олега Гладковского (заместителя секретаря СНБОУ), организовала нелегальные поставки из России запчастей для украинской бронетехники и продавала их по завышенным в несколько раз ценам. Эти утверждения основываются на небольшом количестве документов, подтверждающих слова авторов расследования. В частности, один из обнародованных документов – докладная записка Житомирского бронетанкового завода о качестве поставленных ООО "Ренал" запчастей. В ней говорится о том, что поставленные "Ренал" детали для БТР-70 (эту бронетанковую машину разрабатывали в СССР и производят в России) оказалось невозможно использовать на бронетранспортере, разработанном Харьковским конструкторским бюро по машиностроению, – БТР-3Е1, который производит Украина. В расследовании говорится, что речь шла о некачественных деталях, имеющих отношение к компании "Оптимумспецдеталь".
Директор ООО "Ренал" Григорий Ворончук в интервью Радио Свобода прокомментировал этот документ.
– Во-первых, некачественные детали у нас даже не принимали. Было такое, что, может быть, мы привезли что-то некачественное. Я не знаю. Мы всегда меняли, ездили и на полигон ремонтировали технику. Так что, тут я... Там много вранья.
– А ваша фирма производит какие-то комплектующие на БТР-70?
– Моя фирма не производит. У меня есть оборудование, у меня есть стенды. Я могу проверить, к примеру, новое оборудование: если оно новое, его все равно надо проверять. У меня целый завод, целые цеха. Я практически этим сейчас не занимаюсь. Раньше я занимался, но это было много лет назад. То, что они показали про фирму "Ренал", особенно в первый раз, они просто подтасовали факты и всё. Они показали, что моя фирма находится в булочной. Вы представляете, когда у меня свои цеха, свои станки, оборудование! А второй раз показали какую-то таблицу. Я эту таблицу не составлял. Это составлял Житомир (Житомирский бронетанковый завод. – Прим. РС). Я даже не знаю про эту таблицу ничего.
– А вы поставляете детали из России, ввозите их в Украину? Или вы занимаетесь только продажей своего оборудования?
– Я из России ничего не ввозил. Если я что-то покупал, я покупал здесь, в "Оптимумспецдеталь" покупал частично. Она мне поставляла, а я на своих стендах проверял качество.
– То есть с этой компанией вы находились в деловых отношениях?
– Естественно, что находился, но не в таких, как высвечивается. То, что они говорят... Взяток я никому не давал. У меня своя фирма. У меня рабочих на то время было 100 человек, сейчас – 70 человек. Мы это дело проверяли, вводили их [детали] в параметры. Я на свои деньги сделал стенды. Они у меня до сих пор есть, хотя я их не использую, потому что я практически этим уже не занимаюсь.
– В расследовании говорится, что через вашу компанию ООО "Оптимумспецдеталь" отмыла 85 миллионов гривен. Это сумма вашего контракта?
– Нет, там меньше. Я сказать сейчас не могу, потому что это было много лет назад, это был 2015–2016 год. Я уже даже не помню этого всего.
– Говорится, что через вас эта компания каким-то образом прокачивала деньги для того, чтобы обналичить их...
– Я их не обналичивал никуда! Я [комплектующие] покупал, проверял и отдавал дальше на заводы. Говорят, что в три-четыре-пять раз накрутка, – это бред.
– А вы знакомы с Андреем Рогозой, Виталием Жуковым?
– С Андреем знаком, с Виталием так...
– В отношении "Оптимумспецдеталь" было возбуждено несколько уголовных дел. В отношении вашей компании, ООО "Ренал", были вопросы со стороны правоохранительных органов?
– Проверяли, но ничего... Всё нормально. Меня два раза проверяли. Ничего не нашли. Я не фирма-прокладка, в которой два человека работают.
– А что вы производите?
– У меня есть свои проекты. Я могу разрабатывать и производить нестандартное оборудование, допустим, даже для "Укроборонсервиса", для консорциума "Артиллерия" я делал. Я делал установки, которые работают по 17 лет.
– Ваша компания не производит запчасти для БТР-70, для БТР-80, для БТР-3Е1?
– Нет, не производит. Мы можем шестерни сделать, какие-то части мы можем сделать, делаем.
– А мосты, рычаги для БТР?
– Нет-нет, не делаем.
– А что вы тогда закупали у "Оптимумспецдеталь"?
– Комплектовку.
– Для чего? Для ваших систем?
– Да.
Государственный концерн "Укроборонпром" накануне обнародовал заявление, касающееся расследования программы "Наши гроши". В нем говорится, что журналисты использовали материалы нескольких уголовных дел, заведенных в 2015–2016 годах в отношении "Оптимумспецдеталь", расследование которых еще не завершено. "Призываем журналистов к ответственности, а политические силы – воздержаться от спекуляций и дальнейшей информационной диверсии", – говорится в этом заявлении.
Автор расследования Денис Бигус, выступая в эфире программы "Ваша Свобода" Украинской службы Радио Свобода, заметил: "У нас, во-первых, немного больше материалов по времени, чем 2015–2016 годы. Во-вторых, даже если взять эту позицию "Укроборонпрома", то о'кей: я счастлив узнать: то, что мы изложили, содержится в каких-то уголовных расследованиях, начатых еще в 2015 году. Прошло четыре года. Я хотел бы увидеть какие-то результаты этих уголовных расследований".
Военный аналитик Юрий Федоров называет безобразием факты коррупции, обнародованные украинскими журналистами, и обращает внимание на то обстоятельство, что Украина сама в состоянии производить комплектующие для старых советских бронетранспортеров:
Смотри также Моторы и крылья. Как санкции отразились на авиастроении России–
До Майдана украинская оборонная промышленность работала не на собственную армию, а на российскую армию, и очень многие производства были потеряны и разрушены, поэтому Украине приходится многое создавать с нуля. Тем не менее, по моим представлениям, для Украины не проблема произвести запчасти для БТР-70 или БТР-80. Украина вместе с Белоруссией была вторая по индустриальному и научно-техническому уровню республика Советского Союза. Вот такие простые вещи производить она может без проблем.
– Авторы расследования не обнародовали информацию о компаниях, у которых якобы закупались в России запчасти для военной техники. Насколько реальной, по вашему мнению, является ситуация, при которой запчасти для военной техники можно контрабандой закупить в России и ввезти на территорию Украины?
– У кого-то из англичан есть такая формула: "В России возможно всё, кроме реформ". В России можно всё, если вы платите какие-то деньги на таможне или еще где-то. То же самое, к сожалению, еще сохраняется в Украине, хотя там вроде бы начинают с этим бороться, но не уверен, что это делается достаточно эффективно. Поэтому контрабандой вывозить можно все. Ну, обозначьте эти запчасти как запчасти к сельскохозяйственным машинам, и вас таможня за небольшую мзду пропустит совершенно свободно, – считает Юрий Федоров.
Украинский политолог Андрей Миселюк, глава Института социально-политического проектирования "Диалог", говорит: информация о том, что в оборонных закупках процветают теневые схемы, появилась в 2015 году, было возбуждено дело, однако никаких результатов этого расследования не обнародовано:
– Это может свидетельствовать о том, что тогда фактически либо не удалось получить эти данные, либо этому расследованию не дали ход, сделали его непубличным. Действительно, есть основания полагать, что эти коррупционные схемы процветали не один год и процветают до сих пор, поскольку время от времени в печать попадала информация о том, что на разных участках закупок есть теневые схемы, фиктивные фирмы. Против них системной борьбы не велось.
– Олег Гладковский, который теперь подозревается в том, что он имел отношение к этим схемам, добровольно согласился приостановить свое участие в Совете по национальной безопасности и обороны до завершения расследования. Может ли это свидетельствовать о том, что он косвенно признает таким образом свою вину?
– Это достаточно грамотный и, с другой стороны, вынужденный шаг, поскольку ему нужно было заявить о том, что он отойдет в сторону, и пусть правоохранительные структуры разберутся и подтвердят или опровергнут данные этого расследования. Дело в том, что здесь у него фактически большой свободы выбора не было, поскольку обвинения прозвучали очень громкие: там фигурируют он и его сын, было названо очень большое количество фактов. Резонанс огромный. И оставаться дальше на своей должности, исполнять свои обязанности первого заместителя секретаря СНБОУ у него просто не было возможности. Поэтому он сделал этот шаг. Кроме того, тут нужно понимать, что основной целью появления этого расследования был все-таки не он, а президент Порошенко. Об этом достаточно грамотно заявил представитель его предвыборного штаба, опытный политтехнолог Олег Медведев, когда сказал, что появление такого расследования за месяц до голосования (31 марта должны состояться выборы президента Украины. – Прим. РС), конечно, имеет прямую связь с избирательной кампанией. Поэтому, естественно, это такой шаг, с помощью которого он все-таки берет удар на себя и пытается вывести из-под удара президента Порошенко.
– В расследовании прозвучала информация о том, что якобы коррупционные схемы имели отношение к заводу "Кузница на Рыбальском", который еще совсем недавно принадлежал Петру Порошенко. Но ни одного факта этой связи пока представлено не было.
– Журналисты сказали, что планируют показать четыре серии расследования, пока показали только две. Были анонсированы и некоторые другие сюжетные линии, касающиеся военной прокуратуры, генеральной прокуратуры, фискальной налоговой службы и так далее. Этого тоже не было. Поэтому я думаю, не исключено, что в двух оставшихся сериях это будет.
– Гладковский и Порошенко – большие друзья? То, что у них общий бизнес, не обязательно свидетельствует о том, что у них близкие отношения.
– Это крайне маловероятно, поскольку есть достаточно много информации о том, что у них очень хорошие близкие человеческие отношения и деловые. У Порошенко есть такая особенность, что, если он человеку доверяет, если он проверен в бизнес-деятельности, то он его за собой и дальше подтягивает наверх. Когда он еще был депутатом, когда работал министром при президенте Януковиче, это проявлялось многократно. Поэтому здесь у него всегда идут в комплекте и личные человеческие отношения, и бизнес. Это, кстати, одна из причин, почему у него достаточно короткая скамейка запасных, и он вынужден их тасовать. Например, Юрий Луценко то возглавляет его фракцию БПП (Блок Петра Порошенко в Верховной раде. – прим. РС), то становится генпрокурором. А жена Юрия Луценко, Ирина, сейчас представитель президента в Верховной раде.
– А что касается общего бизнеса Гладковского и Порошенко?
– "Укрпроминвест" – это концерн, который объединяет практически целый ряд бизнесов предпринимателя Петра Порошенко. Гладковский с 1997 по 2012 год был заместителем генерального директора этого концерна. Потом Гладковский основал корпорацию "Богдан": был главой наблюдательного совета, а потом президентом. Он занимал ключевые должности в структурах, к которым имел отношение Петр Порошенко. Безусловно, он был проверенным и заслуживающим доверие для президента Порошенко деловым партнером. Поэтому, когда Порошенко стал топ-менеджером в политике, он привлек Гладковского к работе на государство.
– Могло ли быть, что Олег Гладковский и его сын, скажем, участвовали в коррупционных схемах, но при этом Петр Порошенко мог ничего не знать? Или вам кажется, что их отношения настолько близки, что он просто не мог не знать о том, что происходит?
– Этот вопрос стоит в ряду первоочередных, которые сейчас задает наше общество и на который должны как можно более оперативно и честно дать ответ правоохранители. Поскольку как минимум поставлена под сомнение неознакомленность Порошенко с тем, что человек из его ближайшего окружения годами такие схемы проворачивал успешно, а тем не менее президент в это время публично заявлял, что он руки готов пообрубать тем, кто будет воровать в оборонке. Поэтому удар очень серьезный. Поэтому этот вопрос требует скорейшего разрешения. Тут должны уже четко сказать правоохранители.
– Мне кажется, что за месяц, который остался до президентских выборов, это будет невозможно сделать.
– Велик шанс, что это растянется как минимум до парламентских выборов. Я согласен с представителем штаба Порошенко Медведевым, что, действительно, обнародование таких фактов именно сейчас, за месяц до голосования, имеет ярко выраженный предвыборный аспект. Это будет бомба замедленного действия, которая будет действовать и на парламентских выборах.
– Повлияло ли расследование на предвыборные рейтинги Порошенко?
– Надо дождаться данных опросов. Но с ноября прошлого года рейтинг Порошенко начал расти. Когда он начал свою кампанию (в августе прошлого года), он был в числе середнячков избирательного рейтинга, занимал пятое-седьмое место, то есть лидером не был. А вот недавно он оказался, по некоторым данным, на третьем месте, даже вообще на втором. Сейчас он однозначный кандидат на попадание как минимум во второй тур. Нынешний скандал, я думаю, имел целью, помимо прочего, нанести урон растущей популярности президента, – считает политолог Андрей Миселюк.
По словам Дениса Бигуса, третья часть расследования выйдет в ближайшие дни. "Она в основном посвящена Гладковскому-старшему. Финальная часть почсаящена роли правоохранительных органов, которые похоронили ела по этой группировке", – сказал Бигус и выразил сожаление, что расследование пришлось опубликовать в такую политически жаркую пору для страны из-за того, что раньше его не успели завершить.