11 апреля Роскомнадзор внес в черный список сайтов, заблокированных на территории России, сайт независимого ярославского издания "Яркуб". "Яркуб" и сайт 76.ru были единственными ярославскими СМИ, отказавшимися 1 апреля удалять по требованию Роскомнадзора новость о граффити, которое нарисовал 31 марта на стене здания областного управления МВД житель города. Надпись, сделанная с помощью баллончика с краской, состояла из фамилии российского президента Владимира Путина и грубого жаргонного слова, означающего представителя нетрадиционной сексуальной ориентации.
Тогда многие комментаторы сочли случившееся первым случаем применения в России нового закона "об оскорблении власти", хотя позже Роскомнадзор отверг эти предположения и заявил, что речь шла всего лишь о "профилактике" правонарушений в рамках этого закона. 5 апреля автор граффити с именем Путина был задержан полицией. Спустя еще 6 дней "Яркуб" получил уведомление о блокировке от своего хостинг-провайдера. Оказалось, что у Роскомнадзора возникли претензии к заметке, которая была опубликована на "Яркубе" еще в июне прошлого года: в ней описывался несчастный случай, в результате которого упал с высоты 17-летний подросток с аутизмом. Возможно, надзорное ведомство решило, что таким образом "Яркуб" нарушает закон, запрещающий описывать в СМИ способы совершения самоубийства – хотя мальчик-аутист остался жив, а никаких свидетельств того, что описанное происшествие было попыткой покончить с собой, не было.
Главный редактор "Яркуба" Марина Седнева в интервью Радио Свобода заявила, что таким образом Роскомнадзор пытается отомстить возглавляемому ею изданию за отказ удалять новость о граффити с именем Путина:
– Как вы узнали о том, что ваш сайт внесен в черный список Роскомнадзора? Идет ли речь обо всем сайте или только о страничке с новостью про граффити на стене областного МВД?
– Начну с конца. Речь не идет о надписи на стене областного МВД. Да, действительно, в данном случае имеет место блокировка сайта целиком. Как мы об этом узнали? Наши читатели, мы держим с ними прямой контакт через чатик, рассказали, что у них проблемы с доступом к сайту. Разбирая эту проблему, мы выяснили, что находимся в блок-листе Роскомнадзора.
– Понятно ли, в чем проблема? Ваш сайт был одним из двух ярославских сайтов, которые отказались удалять по рекомендации Роскомнадзора новость с фотографией граффити про Путина, пусть и частично заретушированной.
– Связан ли этот случай с тем, что мы отказались удалять новость о надписи на здании МВД про Путина, точно сказать, как вы понимаете, нельзя. Но у нас были предположения, что Роскомнадзор захочет повнимательнее присмотреться к нашему сайту и, возможно, найти основания для блокировки по какому-либо принципу. Как вы понимаете, найти такие основания очень легко. В данном случае мы знаем, какой конкретный материал им не понравился, а вот что в нем Роскомнадзору не понравилось – этого мы не знаем, поскольку мы не получали уведомление от Роскомнадзора, и наш хостинг подтверждает, что документов у него тоже нет. Наш хостинг говорит, что они получили требование заблокировать, а пояснений не получили.
Смотри также Удалите это немедленно. Первые жертвы закона "о неуважении к власти"– Как вы узнали, о каком конкретно материале идет речь и что это за материал?
– Ссылку нам прислал наш хостинг, этот материал был опубликован чуть менее года назад, в нем идет речь о молодом человеке с диагнозом "аутизм", который спрыгнул с пятого этажа, по всей видимости, своей квартиры. Он остался жив, с ним все было в порядке, но он попал в больницу. Я не вижу в данном тексте способов описания суицида. В этом тексте нет раскрытия персональных данных героя, несовершеннолетнего, то есть сложно понять, почему они выбрали именно этот материал. Видимо, у ведомства нашлись какие-то претензии.
– Но вы предполагаете, что это месть со стороны Роскомнадзора за то, что вы демонстративно отказались удалять новость про граффити "Путин – *****"?
– Такую мысль сразу же высказали наши читатели, и многие ярославцы, знакомые с этой ситуацией, не сомневаются, что это связано. Я склонна поддержать данную точку зрения. Но как журналист я понимаю, что фактов нет.
– Работает ли ваш сайт сейчас? Блокировка уже действует?
– Наш сайт у кого-то открывается, у кого-то не открывается. У меня на разных устройствах все по-разному. В данный момент я занимаюсь тем, что скрываю текст новости: я ее не удаляю, но я ее скрываю и пишу пояснение, что она скрыта до выяснения обстоятельств. Читатель сможет узнать, что текст новости скрыт, потому что этого потребовал Роскомнадзор. Это старая новость, лето прошлого года, я не думаю, что это нанесет какой-то урон.
– Удалось ли вам напрямую с Роскомнадзором, а не через своего хостинг-провайдера?
– Я связывалась с региональным управлением Роскомнадзора, где сотрудница пояснила мне, что блокировкой занимается центральное ведомство. Попыталась как-то помочь мне, но в итоге мы пришли к тому, что мне следует написать в форму обратной связи на сайте центрального аппарата Роскомнадзора, что я, собственно, и сделала. Запросила причину блокировки, запросила, как я могу связаться с ними, дала почту редакционную, чтобы они могли мне что-то направить.
– Как вы в целом оцениваете всю эту ситуацию?
– Конечно, из опыта коллег я знаю, что в аналогичных ситуациях редакция обязательно получает письмо от Роскомнадзора и от хостинга с документами, из которых можно понять, что именно редакция нарушила, как это исправить, куда направить ответ об удалении материала, который противоречит закону. В данном случае у нас нет ничего, и это, разумеется, порождает некую растерянность. Мы даже не знаем, куда обратиться. Некоторые спрашивают, пойдем ли мы в суд – но на кого мы можем подавать в суд, если у нас нет вообще никаких материалов? До данного момента у нас вообще были только догадки. Я надеюсь, что мы справимся, что сайт наш заработает в полном объеме и мы просто продолжим нашу работу, – говорит Марина Седнева.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в четверг сказал агентству "Интерфакс", что сайт издания "Яркуб" был заблокирован "в связи с упоминанием в одной из статей способа суицида". Радио Свобода попыталось связаться с Ампелонским, чтобы узнать, на основании чего он сделал вывод о том, что инцидент с подростком-аутистом был попыткой самоубийства, однако ни по одному из имеющихся в нашей редакции телефонов представителя ведомства дозвониться не удалось. Новость с детальным описанием происшествия доступна на десятках других сайтов, в том числе на сайте государственного агентства "Спутник".
Закон "о неуважении к власти" запрещает, в числе прочего, распространять материалы, выражающие "явное неуважение к обществу, государству и органам государственной власти". Он был принят обеими палатами российского парламента и подписан президентом в марте. Первого апреля закон, предусматривающий крупные штрафы и административный арест для его нарушителей, вступил в силу. Пользователи социальных сетей стали тут же проверять новую норму "на прочность", однако пока ни об одном административном деле по новой статье не сообщалось.