- В РФ существует перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, и они в первую очередь нуждаются в поддержке. Также необходима помощь со стороны государства в рамках ускоренной регистрации препаратов для лечения онкологических заболеваний и поддержка производства орфанных препаратов для редких заболеваний.
- Выход первого дженерика – это всегда где-то 20–30% от цены оригинала. Но сейчас реалии производства, к сожалению, таковы, что мы не можем продавать ниже определенной планки, чтобы иметь окупаемость.
- Всегда есть опасения, что законы будут ужесточены, и какие-то способы продвижения лекарственных средств станут невозможны.
- Сейчас есть низко маржинальные продукты – активированный уголь, другие дешевые препараты. Большинству производителей их невыгодно делать.
- В ситуации, когда речь идет об улучшении качества жизни населения, продолжительности жизни онкологических больных, нынешние регуляторные процедуры должны быть пересмотрены.
Тамара Ляленкова: Сегодня мы поговорим о будущем российской фармации: о том, как производятся и распространяются лекарства и каковы ожидания молодых специалистов в этой отрасли.
Надо сказать, что в 2018 году фармация вошла в десятку направлений с самым большим количеством бюджетных мест, что неудивительно – выпускники пользуются спросом на рынке труда, а стартовый оклад по окончании вуза – 50 тысяч в месяц.
Другое дело, что отрасль переживает непростые времена, поскольку продукция отечественных производителей состоит главным образом из низкорентабельных дженериков, а инвестиции различных "фондов развития", на которые надеялись в Минпромторге, должного результата не принесли, и теперь реализуется идея консорциумов, состоящих из научной организации, университета и фармкомпании.
В московской студии – директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям фармкомпании "Натива" Анжелика Хандукян, аспирантка кафедры фармацевтической и токсикологической химии им. А. П. Арзамасцева Сеченовского университета Анна Суханова и маркетолог Анастасия Самойлова. По скайпу – Елена Соколова, студентка Пермской государственной фармацевтической академии, и Павел Зущик, Белорусский государственный медицинский университет.
Тамара Ляленкова: Надо сказать, что недавно проходила Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада в Нижнем Новгороде, и победителями оказались Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет и Тюменский государственный медицинский университет, в номинации технологии и фармация соответственно. Но была еще одна номинация, которую выдвинула компания "Натива", – личные, не имеющие прямого отношения к профессии, рекорды. Почему, Анжелика, это показалось важным?
Анжелика Хандукян: Дело в том, что сегодня, помимо профессионального опыта и профессиональных навыков, очень важно развивать в будущих специалистах навыки, которые имеют творческое начало. Именно это мы и пытались открыть в рамках студенческой олимпиады.
Тамара Ляленкова: Елена, в чем состояла ваша мотивация? Как вы считаете, какие качества для человека из этой отрасли сейчас наиболее важны?
Елена Соколова: Я думаю, что, в первую очередь, любовь к людям. Вся профессия, собственно, работает для людей, для их здоровья. Поэтому очень важно любить их, уметь общаться. Ну, и как в бизнесе, надо уметь строить свой коллектив на взаимопонимании. Во вторую очередь, наверное, это ответственность, без которой в здравоохранении никуда.
Тамара Ляленкова: Анастасия, вы как маркетолог почему выбрали фармацию?
Анастасия Самойлова: Когда я поступила в вуз, в химико-технологический, я начала там понимать, что моих способностей достаточно, чтобы осуществить какие-то следующие шаги, пойти на стажировку. И еще патриотические чувства, желание развивать российскую фармацию – это сильно толкает и двигает вперед.
Тамара Ляленкова: В России, действительно, фармация развивается активно. Понятно, что это связано с импортозамещением, тем более что государство намерено контролировать цены на жизненно важные препараты. Тут возникают большие перспективы. Павел, а как дела обстоят в Беларуси?
Павел Зущик: В Беларуси также активно развивается фармотрасль. За последние два десятилетия появилось много отечественных производителей, которые заполняют рынок дженериками, довольно качественными, а также делают свои разработки. В принципе, отрасль перспективная, поэтому я и сделал выбор.
Тамара Ляленкова: Анжелика, вы работаете в российской компании. Насколько легко вписаться в рынок лекарств? Понятно, иностранные производители уходят, но, возможно, возникает более жесткая конкуренция между российскими фармкомпаниями?
Анжелика Хандукян: Этот очень актуальный вопрос сегодня. Хотя российские производители составляют достойную конкуренцию западным производителям. Естественно, происходит конкуренция и среди российских производителей. Можно выделить даже своих фармгигантов на внутреннем рынке.
И я ни в коем случае ни разу не пожалела, что попала именно в российскую фирму, потому что для меня – это некий патриотический отклик. Я действительно горжусь тем, что работаю в российской компании. Мне совершенно не стыдно за нашу деятельность. Потому что, к сожалению, миф о том, что российский аналог некачественный, до сих пор бытует в умах пациентов и обычных людей, граждан РФ.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Какое лекарство вы предпочли бы: импортного или российского производства? Отвечают молодые люди
Тамара Ляленкова: Заметьте, молодое поколение не очень доверяет отечественной фармации.
Анжелика Хандукян: Действительно, во времена Советского Союза фарма была очень сильная. У нас была очень мощная наука, великое множество умных голов, которые эмигрировали на Запад развивать, в том числе, и западную фарму. Сейчас ситуация изменилась: появилось большое количество государственных программ, которые развивают нашу отечественную фарму. Фарма встала с колен – наконец-то.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Чем вы руководствуетесь в выборе лекарств? Отвечают представители старшего поколения
Тамара Ляленкова: Елена, была ли у вас практика? Вы видели, как обстоят дела на производстве?
Елена Соколова: Была экскурсия на производство, которое называется "Медисорб". Там все очень хорошо оснащено, наверное, по последнему слову техники. Все буквально блестит, очень красиво.
Тамара Ляленкова: Технология – это главное для производства лекарств?
Павел Зущик: Если говорить о производстве оригинальных лекарственных средств, то для такой небольшой страны, как Беларусь,
В основном идет работа над импортозамещением и производством дженериков
довольно сложно создать какое-то свое лекарственное средство. Здесь в основном идет работа над импортозамещением и производством достойных аналогов, дженериков. Хотя на том предприятии, на котором я проходил практику, недавно, буквально в прошлом году, был запущен завод по переработке плазм крови, который является уникальным заводом в рамках СНГ.
Тамара Ляленкова: Среди причин, которые тормозят развитие в России фармации, называют отсутствие кадров и недостаточное финансирование важных сегментов отрасли. Об этом рассказала заведующая кафедрой промышленной фармации, эксперт РАН, профессор Наталья Пятигорская.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Наталья Пятигорская: В РФ существует перечень жизненно необходимых, важнейших лекарственных препаратов. На мой взгляд, препараты, которые входят в этот перечень, в первую очередь нуждаются в поддержке. Также нуждаются, конечно, в поддержке
Не хватает специалистов, которые занимаются фармацевтической разработкой, технологов и фармхимиков
производства орфанных препаратов, для редких заболеваний. Необходима помощь со стороны государства в рамках ускоренной регистрации препаратов для лечения онкологических заболеваний. Я считаю, что в данной ситуации, когда речь идет об улучшении качества жизни населения, продолжительности жизни онкологических больных, нынешние регуляторные процедуры должны быть пересмотрены.
На сегодняшний день в отрасли не хватает специалистов, которые занимаются фармацевтической разработкой, технологов и фармхимиков, которые тоже занимаются именно этой частью жизненного цикла лекарственного средства.
Тамара Ляленкова: Я сравнила цены зарубежных и отечественных производителей, и так получается, что при полном замещении цены будут не намного ниже. Понятно, что качественные лекарства в любом случае будут стоить дорого, тем более что некоторые субстанции импортные. То есть не всегда российские лекарства дешевле, чем зарубежные, как считает старшее поколение.
Анжелика Хандукян: Я могу сказать, что выход первого дженерика – это всегда где-то 20–30% от цены оригинала. Поэтому не совсем верно говорить о том, что ценник такой же. Он всегда ниже. Но сейчас реалии производства, к сожалению, такие, что мы не можем производить ниже какой-то планки, чтобы иметь окупаемость.
Тамара Ляленкова: Но государство устанавливает барьер на цены самых важных для жизни лекарств. Наверное, это может быть критично. Или компании просто перестанут производить эти лекарства, потому что это им невыгодно?
Анжелика Хандукян: И сейчас есть низко маржинальные продукты – активированный уголь, другие дешевые препараты. Их большинству производителей, действительно, невыгодно делать. Государство, конечно же, контролирует цены, а мы, как производители, берем на себя некую социальную миссию, их производим.
Тамара Ляленкова: Мы видим, что у людей в пожилом возрасте один запрос, у молодых – другой. Возможно, как и на любом рынке, надо, чтобы были лекарства дорогие для людей, которые готовы платить, и дешевые для людей, которые вынуждены экономить. Это возможно? Как выстраивается маркетинг на этом рынке?
Анастасия Самойлова: Как компании относятся к потребителю? Они всегда исходят от боли клиента. Как ни крути, если брать какое-то конкретное заболевание, допустим, боль в животе, что молодой пациент, что пациент в возрасте – у него одна проблема.
Тамара Ляленкова: Но кошелек-то разный.
Анастасия Самойлова: Решением проблемы должно стать то, что человек, принимая лекарство, во-первых, избавится от боли, во-вторых, не возникнет никаких последствий для здоровья. Кроме того, всегда есть какие-то новейшие разработки, потому что отрасль очень динамичная. Постоянно что-то изобретается, выпускаются новые патенты. Если на какое-то новое лекарство потрачено очень много, то, соответственно, его стоимость поднимается. И оно предлагает клиенту дополнительные преимущества.
Когда у человека ограничения в бюджете, он понимает, что не может себе это позволить, и купит препарат дешевле. Будем исходить из того, что все производители добросовестные, хорошо делают свою работу. Человек просто получает ту же самую таблетку, которая избавит его от боли в животе, пускай и не так быстро.
Тамара Ляленкова: Есть такой тренд у молодого поколения – называется ЗОЖ, здоровый образ жизни. Молодые люди, правда, не так заинтересованы в лекарствах, как люди постарше, но тем не менее болезни молодеют. Есть какие-то специальные продукты, которые нацелены именно на эту категорию покупателей?
Анастасия Самойлова: Тематика ЗОЖ сейчас особенно актуальна. Очень много различных программ, различных мнений. Определиться в большом количестве информации и получить безопасную – в этом мы стараемся помогать. Кроме того, профилактика заболеваний и предиктивная медицина – это тренд будущего.
Тамара Ляленкова: Какие риски вам кажутся на сегодняшний день актуальными в сфере фармации?
Анастасия Самойлова: Если смотреть с точки зрения продвижения, то есть риски изменения законодательства относительно продвижения, рекламы. Всегда есть опасения, что изменится вектор, законы будут ужесточены, и какие-то способы продвижения станут невозможны. Потому что доносить актуальную, релевантную информацию о препаратах, о новых разработках, о том, почему стоит доверять производителям, важно в первую очередь для врачей, которые назначают эти препараты. И если у них не будет широкого доступа (то есть врачу нужно будет совершать много действий, чтобы узнать о новой разработке), то это очень сильно затормозит весь прогресс в фармации.