Структуры бизнесмена Евгения Пригожина, которого называют "поваром Путина", оказывали активное содействие режиму суданского президента Омара аль-Башира в противодействии массовым протестам последних месяцев. Такие выводы содержатся в расследовании, опубликованном "МБХ медиа". Ключевые положения расследования публикует также CNN.
Предполагаемая помощь структур Пригожина не смогла уберечь аль-Башира от свержения. Президент, правивший Суданом 30 лет, был отправлен в отставку военными. Сейчас его содержат под стражей.
Как следует из документов, оказавшихся в распоряжении центра "Досье" (этот проект финансирует Михаил Ходорковский), связанная с Пригожиным компания "М Инвест", занимающаяся в Судане добычей золота, в середине 2018 года подготовила для властей страны документ под названием "Концепция кампании по стабилизации социально-политической обстановки в Республике Судан". В качестве миссии в документе прописано укрепление влияния России в Судане, в качестве цели – победа Омара аль-Башира на президентских выборах 2020 года, в качестве задач – укрепление авторитета власти и ликвидация угрозы "цветного" мятежа, говорится в документе, выдержки из которого публикует "МБХ медиа" (по этой ссылке можно прочитать весь документ).
Среди предлагавшихся мер борьбы с угрозой волнений были, в частности:
- "медиатизация" (повышение качества поддерживающих власть СМИ и ограничение влияния оппозиционной прессы);
- "вертикаль" – создание "вертикали власти" с прямыми отсылками к опыту России;
- создание движение "за Башира" – "надпартийного движения президентского большинства, в которое должны войти национальные, научные, культурные, политические элиты Судана, представители многих общественных организаций";
- создание "ручных" оппозиционных партий, которые могли бы критиковать правительство, но не президента;
- "образ врага" – возложение ответственности за проблемы Судана на США, Израиль и страны ЕС.
Предлагалось также воздействовать на общественное мнение путём создания анонимных телеграм-каналов, "легализовать действия силовых органов по пресечению противоправной деятельности оппозиции" и начать обсуждение проекта "Преемник" – с акцентом на то, что Башир добровольно передаст власть преемнику в 2025 году.
После начала массовых протестов в Судане в декабре 2018 года некто Михаил Потепкин – в прошлом участник прокремлёвского движения "Наши", а ныне один из руководителей "М-Инвест" в Судане – как утверждается, предлагал методы борьбы с участниками акций протеста. В другом предложении, исходившем из структур Пригожина, говорилось о необходимости "дискредитации протестующих" путём распространения информации о поджоге ими "мечети, больницы, детского сада, краже зерна из государственного хранилища". Предлагались и меры физического воздействия и, наконец, такая мера, как "публичные казни мародеров и другие зрелищные мероприятия, отвлекающие протестно настроенную аудиторию".
По данным CNN, в окружении Омара аль-Башира действительно получили эти документы и пытались претворить в жизнь по крайней мере часть рекомендаций. Один из чиновников бывшего режима заявил, что российские советники пытались разработать план подавления протестов с "минимальной, но приемлемой гибелью людей".
В документах нет подтверждений появлявшихся ранее сообщений о том, что россияне – из "ЧВК Вагнера" или каких-то других организаций – прямо участвовали в подавлении протестов.
После отстранения аль-Башира от власти комментарии Москвы были крайне сдержанными. Как отмечает CNN, у России остаётся влияние на суданские элиты, включая ныне управляющих страной военных.
Ни CNN, ни "МБХ медиа" не получили комментариев представителей упомянутых ими структур, связанных с Пригожиным.