В Русском ПЕН-центре наметился новый раскол, сообщили Радио Свобода члены этого объединения литераторов и публицистов. По их словам, руководитель Русского ПЕН-центра Евгений Попов зарегистрировал в Министерстве юстиции одноименную организацию, в которую перешли 196 из примерно 300 членов ПЕНа. Попов объясняет это юридической необходимостью. Его оппоненты уверены, что за созданием параллельного ПЕН-центра стоят как политические, так и хозяйственные интересы его руководителя.
Страсти внутри Русского ПЕН-Центра бушуют не первый год и уже приводили к расколам. В 2017–2018 годах в результате внутреннего конфликта от организации отпочковались два независимых объединения литераторов и публицистов – Санкт-Петербургский ПЕН-клуб и ПЭН-Москва. Оба были признаны самостоятельными отделениями международного ПЕНа.
В октябре 2018 года Международный ПЕН-клуб выпустил совместно с ПЭН-Москва и ПЕН-клубом Санкт-Петербурга доклад, в котором говорилось о подавлении свободы слова в России. Русский ПЕН-Центр подверг резкой критике этот доклад. В частности, в его заявлении говорилось о "слепых зарубежных поводырях", волей которых якобы руководствуются их оппоненты, а также, что "грубо политизированный доклад" международной организации "намеренно вводит в заблуждение мировую общественность, искажает и оглупляет процессы, происходящие в России". Вскоре текст заявления Русского ПЕН-центра был отредактирован, а несколько членов организации заявили, что их подписи были поставлены под ним без их ведома и согласия. Ряд писателей заявили о выходе из организации.
В мае 2019 года Радио Свобода стало известно, что президент организации Евгений Попов зарегистрировал в Министерстве юстиции "суверенный" Русский ПЕН-центр. Об этом нашему корреспонденту рассказал член организации писатель Валерий Дашевский:
– Господин Попов в течение длительного времени (это положение длилось полтора года) регистрировал свою организацию, абсолютно никакого юридического отношения к ПЕН-Центру не имеющую. Он создал ситуацию, неслыханную для международного ПЕН-клуба. Это корпоративный захват в форме недружественного присоединения, – негодует Валерий Дашевский.
Действительно, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) сейчас зарегистрированы две организации под названием "Русский ПЕН-Центр". Полное именование первой – Общественная организация Российское отделение Международного ПЕН-клуба "Русский ПЕН-Центр", дата регистрации – 30.04.1999, президентом значится скончавшийся в конце 2018 года писатель Андрей Битов. Второе юрлицо – Региональная общественная организация писателей г. Москвы "Русский ПЕН-Центр", дата регистрации – 20.11.2018, президент – Евгений Попов.
По словам Валерия Дашевского, Евгений Попов объясняет необходимость создания нового юридического лица "правовым тупиком", в котором оказался Русский ПЕН-Центр:
– Тупик заключается в том, что, когда регистрировался еще первый устав Русского ПЕН-Центра, там было записано, что он является отделением Международного ПЕН-клуба. Международный ПЕН-клуб – это ассоциация, и никакая организация ее отделением быть не могла. К тому же ассоциация не может принять к себе ассоциированным членом свое же отделение. Тогда Министерство юстиции не так строго отслеживало подобные вещи, поэтому наш ПЕН-Центр до определенного времени функционировал по этому уставу. Господин Попов попытался уверить весь ПЕН-Центр, что он загнан в ловушку Министерством юстиции РФ и Лондонским ПЕН-клубом, которые буквально вынудили его зарегистрировать свою организацию "во спасение нашего Русского ПЕН-Центра". И по его словам, создание им нового юрлица отсрочило ликвидацию нашего ПЕН-Центра, – объясняет Валерий Дашевский.
В распоряжении Радио Свобода имеются письма Евгения Попова членам Русского ПЕН-Центра, в которых рассказывается о "роковой" юридической ошибке в уставе организации, из-за которой возникла необходимость ее перерегистрации и реорганизации. Президент ПЕН-Центра также успокаивает своих коллег тем, что после исполнения всех правовых формальностей новая организация станет правопреемницей старой и является гарантом ее существования. Подстрекателем к новому расколу Евгений Попов в письмах называет бывшего директора Русского ПЕН-Центра Михаила Демченкова, которого обвиняет в финансовой нечистоплотности.
Сам Евгений Попов заявил Радио Свобода, что ситуация с двумя ПЕН-Центрами пока находится в развитии, поэтому в ближайший месяц он не готов комментировать ее для прессы.
По словам Валерия Дашевского, регистрация нового юрлица связана также с тем, что Евгений Попов не смог утвердить в Международном ПЕН-клубе и в Минюсте новый устав существующего Русского ПЕН-Центра.
– Господин Попов сделал устав, что называется, под себя. Это устав, который ограничивает, по сути дела, возможности общего собрания и переподчиняет директора президенту. Директор действует по доверенности от президента в представительстве во всех государственных органах. Это тотальное подчинение президенту. Это не устав демократической организации, а управленческая вертикаль, характерная для коммерческих структур.
Что написано в уставе "нового" ПЕН-Центра, никто не знает, говорит Валерий Дашевский. По его словам, инициативная группа, состоящая из членов "старого" ПЕН-Центра, намерена организовать внутреннюю проверку деятельности Евгения Попова:
– Господин Попов создал неслыханный юридический прецедент: два ПЕН-Центра под руководством одного и того же человека. Он создал симулякр, правда, мы пока не понимаем – это его собственное творчество или некий заказ. Он без конца объявляет, что наш ПЕН-Центр прекратит свое существование, сольется, преобразуется, реорганизуется в тот ПЕН-Центр, который он создал, хотя ни одной юридической процедуры, кроме присоединения, здесь не может быть. Мы обратились за разъяснениями в Минюст, и сейчас мы начинаем процедуру, которую я иначе как внутренним расследованием назвать не могу.
– Связана ли эта ситуация с тем скандалом, который произошел осенью 2018 года, когда Международный ПЕН раскритиковал российские власти, а Русский ПЕН-Центр ответил на это резкой критикой лондонской ассоциации?
Если создают какой-то симулякр – это означает, что есть социальный заказ
– Я не могу сказать. Но если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Если создают какой-то симулякр – это означает, что есть социальный заказ, потому что это не может быть просто отсебятиной. В то же время я не вижу никакой практической пользы от организации-симулякра. Хотя она может что-то там одобрять или поддерживать, кричать, что она международная. Но я даже не уверен, что это делается с подачи властей, потому что всё это сделано на коленке. Нет профессионализма, с которым топ-менеджеры на практике сталкиваются в корпоративных войнах. Всё сделано по-дилетантски, бесцеремонно.
– Но вы видите в этом больше политическую подоплеку или какие-то хозяйственные интересы?
– Я бы эти вещи не противопоставлял. Если вы поддерживаете власть, то вы в порядке. Но самое главное, что у нас есть хартия и там записана правозащитная деятельность. Мы поддерживаем творчество, мы поддерживаем свободу слова, свободу самовыражения. Мы для этого созданы. Господин Попов кричит, что всё сделано в духе хартии, но в справке из ЕГРЮЛ у его организации основной вид деятельности – "издательская деятельность", – рассказал в интервью Радио Свобода Валерий Дашевский.
Член ПЕН-Центра, писательница Ольга Ильницкая в интервью Радио Свобода заявила, что на прошлой неделе она и ее коллеги не смогли попасть в здание организации на Неглинке, поскольку там поменяли замки. По ее мнению, происходящее в Русском ПЕН-Центре очень скверно сказывается на его репутации:
Есть люди, которым свобода не впрок
– На днях мы пришли в ПЕН и нас не пустили! У нас сначала украли ключ, на следующий день поменяли замок. Я не говорю о том, что у нас украли организацию! С моей точки зрения с ПЕНовским движением в России сейчас всё очень плохо, и то, что делает Евгений Попов, – это исключительно плохо для репутации российского ПЕНа. Он и так уже раздробился. Но если раньше раскол был по проблемам этическим и эстетическим, то теперь это уже какая-то уголовщина. Ребятами из группы Попова нарушено всё, что было можно. Это однозначно какая-то гибридная ситуация. Мне просто страшно от того, что происходит. Нашего директора обвиняют в том, что он украл деньги. То есть возникла ситуация, в которой нужно уже сажать людей. И обе стороны пытаются этим заниматься, – говорит Ольга Ильницкая.
Писатель Денис Драгунский покинул Русский ПЕН-Центр еще в 2017 году. То что, сейчас происходит в организации, в интервью Радио Свобода он назвал "бюрократическим размножением сущностей":
– На самом деле это какой-то смешной скандал. Мне кажется, что есть люди, которым свобода не впрок. Им обязательно надо на своем маленьком кусочке свободы устроить маленький Союз писателей с начальством, с подчиненными, с совещаниями за закрытыми дверями, с изгнанием инакомыслящих и так далее. Я даже читал их сайт. И там было какое-то письмо ревизионной комиссии, в котором встретилась такая фраза: "Бывший директор в паре с секретарем, прикрывшись фиговым листком политических разногласий, стали дезинформировать людей, плести интриги, начиная внутренний раскол". Какая лексика! Ну, ребята, это называется писатели! Конечно, наша литература уже не обладает тем уважением в народе, которым она обладала раньше, но настолько дискредитировать всё на свете... Это просто смешно.
– Можно ли сказать, что Русский ПЕН-центр, который изначально создавался на демократической волне, превратился в структуру советского типа?
– Не все русские ПЕН-клубы таковы. Ассоциация ПЭН-Москва, в которой состоят мои товарищи, – это не советская бюрократическая организация. Там если идет голосование, то идет. Кто собрался, те и голосуют. Если кто-то в зале хочет поставить вопрос повестки дня, то ему дают слово. А в той старой, большой организации всё по-другому было: всё решалось кулуарно. С другой стороны, понятно, что там в основном активничают те писатели, которым не то чтобы нечем заняться, но которые в основном именно там проявляют себя, самореализуются в бюрократических играх, в комиссиях и в подкомиссиях, во всяких письмах. А писатель должен писать.