Грузия: православный коммунист из Москвы сел не в свое кресло

После ожесточённых ночных столкновений между демонстрантами и частями спецназначения МВД грузинская полиция сумела почти полностью вытеснить участников акции протеста с центрального проспекта Руставели, где 20 июня шёл митинг оппозиции против "национального позора" в связи с визитом в Грузию депутатов Госдумы РФ, в том числе президента Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) Сергея Гаврилова.

Поводом для выступления оппозиционных лидеров и причиной взрыва общественных эмоций стало то, что Сергей Гаврилов, занимающий пост президента МАП, якобы воевал против Грузии в 1993 году на стороне абхазских вооружённых формирований. Впрочем, сам депутат эти обвинения опровергает, хотя и не скрывает, что считает правильным признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.

Утром в четверг, когда заседание МАП открылось в центральном зале пленарных заседаний грузинского парламента, Сергей Гаврилов, как президент организации, занял место в президиуме и выступил с речью, приветствуя собравшихся в зале.

Через несколько минут грузинские телекомпании показали кадры из зала заседаний, сопроводив их комментарием: "Представитель страны-оккупанта восседает в кресле председателя парламента независимой Грузии".

Толпа, поджидавшая российского депутата у всех выходов из отеля, успела забросать его бутылками и облить водой

Позднее главный инициатор проведения МАП в Грузии, Захария Куцнашвили, пытаясь ответить на бурную критику в свой адрес, сказал, что Сергей Гаврилов преднамеренно нарушил регламент и повестку дня: заседание должен был вести не он, а генеральный секретарь организации, представляющий Грецию.

Однако эти объяснения никого уже не могли удовлетворить. Ряд членов грузинского парламента во время перерыва в заседании ассамблеи блокировали президиум. Узнав об этом, Гаврилов уже и не пытался вернуться к креслу спикера. Вместе с другими участниками МАП он покинул здание парламента.

Сергей Гаврилов

Позднее его спешно эвакуировали из отеля Radisson, и он вместе с российскими коллегами улетел в Москву. При этом не обошлось без эксцессов: толпа, поджидавшая российского депутата у всех выходов из отеля, успела забросать его бутылками и облить водой, хотя эвакуацией россиян руководил сам начальник службы государственной охраны Грузии Анзор Чубинидзе.

А ситуация у здания парламента накалялась с каждым часом.

Два человека лишились глаз, около ста получили увечья различной степени тяжести

Вечером в митинге уже участвовали около 10 000 человек. Практически все оппозиционные партии и политические лидеры (в недавнем прошлом жестко противостоящие друг другу) объединились с четким списком требований к властям: немедленная отставка председателя парламента, допустившего проведение заседания МАП в центральном зале грузинского законодательного органа, отставка министра внутренних дел, а также главы Службы госбезопасности. Оппозиционеры убеждены, что грузинские силовики вообще не должны были пускать депутатов Госдумы в страну.

Оппозиционные лидеры заявили на митинге, что у властей есть час, чтобы ответить на требования. Через час сотни демонстрантов попытались ворваться во двор огромного здания парламента, где в это время уже были сконцентрированы тысячи бойцов спецназа МВД. Еще примерно час-полтора спецназовцы сдерживали людей без применения спецсредств, но, когда демонстранты начали вырывать из строя бойцов, отнимать у них дубинки и щиты, спецназу был отдан приказ применить силу в полной мере.

В ход пошли не только дубинки, но и слезоточивый газ. Кроме того, по демонстрантам стреляли резиновыми пулями. Два человека лишились глаз, около ста получили увечья различной степени тяжести. В том числе полицейские, поскольку столкновение вскоре превратилось в настоящее сражение.

Десятки человек задержаны, но полиция пока не решается арестовать оппозиционных лидеров, хотя премьер-министр Мамука Бахтадзе, выступив по всем телеканалам, грозным тоном заявил о неминуемой "правовой ответственности" всех политиков, "призывавших к штурму парламента и насилию над полицейскими".

Столкновение у здания грузинского парламента стало серьёзным испытанием для правящей партии "Грузинская мечта" миллиардера Бидзины Иванишвили.

Михаил Саакашвили призывает освободить страну от "российского олигарха Иванишвили", который "напал на собственный народ по приказу Путина"

Как сказал в интервью РС публицист Петре Мамрадзе, в недавнем прошлом активно поддерживавший "Мечту", во всём виноваты "непрофессионализм и безответственность правящей команды". Петре Мамрадзе обратил внимание, что Сергей Гаврилов "не рвался в Грузию силой", а его настойчиво приглашали грузинские руководители, не догадавшиеся, какое возмущение может вызвать у общественности присутствие Гаврилова в зале заседаний парламента, а тем более в кресле спикера. При этом собеседник РС утверждает, что международные правозащитные организации уже сочли "непропорциональным" применение силы спецназом без предварительного предупреждения митингующих.

Михаил Саакашвили внимательно следит за развитием событий и призывает коллег по оппозиции "довести начатое до конца, освободив страну от "российского олигарха Иванишвили", который "напал на собственный народ по приказу Путина".

Утром 21 июня оппозиционеры сконцентрировались у здания Государственного университета. Лидеры оппозиции сообщили журналистам, что настаивают на немедленной отставке председателя парламента Ираклия Кобахидзе (пригласившего в Грузию Сергея Гаврилова и его коллег), отставке министра внутренних дел Георгия Гахарии (отдавшего спецназу приказ о применении силы) и начале обсуждения в парламенте инициативы о проведении внеочередных парламентских выборов исключительно по партийным спискам, а не по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Ираклий Кобахидзе объявил о своем уходе в отставку.

На вопросы Радио Свобода отвечает член парламента от оппозиционной партии "Европейская Грузия" Серго Ратиани:

Ваша фракция стала инициатором радикальных действий в зале заседаний парламента, когда утром в четверг вы вместе с коллегами по сути блокировали место спикера парламента и не дали депутату Госдумы Сергею Гаврилову вести заседание Межпарламентской ассамблеи православия. Как у вас созрело это решение?

Как прикажете относиться к православной организации, которая избирает президентом коммуниста?

– Как только мы узнали, что наши власти пригласили в Грузию т. н. Ассамблею православия, сразу выразили протест. Мы ведь знаем, что президентом этой организации является коммунист. Ну как прикажете относиться к православной организации, которая избирает президентом коммуниста? Кроме того, господин Гаврилов, как мы уточнили, является депутатом Госдумы с 2007 года, то есть он голосовал за отторжение от Грузии Абхазии и Южной Осетии. Это усугубило наше к нему отношение. И такого, с позволения сказать, "деятеля" пустили в нашу страну. Мы вообще считаем, что Грузии не место в той организации, где президентом избирают таких людей. Но основная претензия у нас именно к нашим властям.

– Почему?

– Потому что, комментируя произошедшее, господин Гаврилов чистосердечно признался: "Я сел в то кресло, которое мне указали". То есть ему сказали, что он может сесть в кресло председателя парламента Грузии и вести заседание, так какие могут быть претензии к нему? Мы должны спрашивать с наших властей. В конце концов, он ведь не силой прорвался в зал заседаний. Но когда господин коммунист Гаврилов сел в кресло спикера нашего парламента, это было слишком...

Сама Межпарламентская ассамблея не вызывает у вас особого доверия?

– Разумеется. Мы ведь ещё с советских времён помним, как Москва использовала всякие международные организации "борьбы за мир", "за гармонию культур", "дружбы народов" и прочее, а за ними шли и идут танки...

В эту ассамблею в том числе входят депутации дружественных Грузии стран...

– Вот именно поэтому, когда мы блокировали президиум, я лично обратился к генсеку МАП и предложил продолжить заседание в этом же зале, но без господина Гаврилова и других депутатов Госдумы.

Это лишь одно событие в целой цепочке, свидетельствующей о неискренности властей относительно прозападной ориентации

– Допустим, они бы перенесли заседание либо с самого начала проводили его в конференц-зале того отеля, где жили. Вы бы протестовали и пытались помешать заседанию?

– Протестовали бы, конечно, но устраивать акции в отеле все-таки не стали бы сами. Нас, депутатов, возмутило и подтолкнуло к радикальным действиям то, что Гаврилов воссел в кресло председателя нашего парламента.

– Судя по вашим заявлениям и заявлениям ваших коллег по фракции "Европейская Грузия", вы рассматривали казус с приглашением Сергея Гаврилова как часть более сложной проблемы с "устойчивостью", скажем так, прозападной ориентации правящей партии "Грузинская мечта".

– Мы об этом говорим прямо и вполне определенно! Конечно, это лишь одно событие в целой цепочке, свидетельствующей о неискренности властей относительно прозападной ориентации. Другой пример – блокирование строительства стратегически важного глубоководного порта Анаклия. Этот проект очень не нравится Москве.

– Ваш демарш в зале заседаний парламента затем вылился в бурные события на проспекте Руставели. Это планировалось с самого начала?

– Мы не были организаторами массовой акции, хотя, конечно, находились там, где наши сограждане выражали справедливый протест. Люди сами восприняли произошедшее как оскорбление национального достоинства.

–​ Власти обвиняют оппозицию в том, что именно по вашей инициативе сотни людей стали штурмовать здание парламента...

– Это неправда. Сами власти применили силу в тот самый момент, когда предлагали нам начать переговоры по разрешению ситуации.

–​ Премьер-министр Мамука Бахтадзе угрожает арестом всем, кто, по его словам, организовал беспорядки. Вы рассматриваете такую возможность?

– Могу сказать лишь, что власть, которая начинает применять насилие в той или иной форме, плохо для себя заканчивает. Я бы посоветовал Мамуке Бахтадзе об этом не забывать.​