В госизмене обвинили ещё одного сотрудника ЦНИИмаш. Ему 77 лет

ЦНИИмаш

В деле о госизмене, которое расследует ФСБ в отношении сотрудников головного предприятия "Роскосмоса", появился третий обвиняемый. Это 77-летний Виктор Мещеряков, которого суд в начале июля (известно об этом стало только в понедельник) отправил под домашний арест. Ученых подозревают в передаче иностранной разведке сведений о разработках гиперзвукового оружия. Научное сообщество и правозащитники подвергают сомнению версию следствия, утверждая, что обвинение строится на случаях открытого научного сотрудничества с зарубежными институтами.

Как появилось дело о госизмене

ФСБ больше года ведет дело о госизмене в головном предприятии "Роскосмоса" – подмосковном Центральном научно-исследовательском институте машиностроения. Обыски в ЦНИИмаш прошли в июле 2018 года. Внимание сотрудников контрразведки, по данным "Коммерсанта", привлекли от десяти до двенадцати человек из отрасли. Обыски также прошли в Объединенной ракетно-космической корпорации в Москве – в офисе директора исследовательско-аналитического центра Дмитрия Пайсона, работавшего в ЦНИИмаш в 2006–2011 годах.

Оперативники проверяли информацию о том, что должностные лица якобы передавали иностранным спецслужбам информацию под грифом "Совершенно секретно". Эти сведения касались российских гиперзвуковых проектов. Хотя в основном производством подобных разработок занимается корпорация "Тактическое ракетное вооружение", предприятия тесно сотрудничают друг с другом, поэтому сотрудники ЦНИИмаша с необходимой формой допуска могли обладать информацией о многих военных гиперзвуковых исследованиях.

О перспективных гиперзвуковых разработках Владимир Путин говорил в марте 2018 года. "Мы никому не угрожаем, ни на кого не собираемся нападать, ничего ни у кого не собираемся отнять: у нас у самих всё есть", – отмечал президент, демонстрируя Федеральному собранию всё новые виды ракет, способные, как он утверждал, поразить противника в любой точке мира (ряд экспертов, впрочем, подвергали сомнению боеготовность новых видов оружия).

Что известно о фигурантах дела

На следующий день после обысков летом прошлого года был арестован ведущий научный сотрудник ЦНИИмаш Виктор Кудрявцев. Учёному, которому сейчас 75 лет, предъявили "обвинения в передаче закрытой информации о технологиях, применяемых в разработке гиперзвуковых летальных аппаратов, одной из стран НАТО". В ФСБ считают, что он поделился секретными сведениями с бельгийским Фон-Кармановским институтом гидродинамики. Кудрявцев не признает свою вину. Недавно его вновь оставили под арестом. Среди оснований для содержания в изоляторе следователь назвал найденное у ученого письмо об одобренной грин-карте США. В действительности это было спам-письмо, Кудрявцев никогда не обращался за грин-картой. По требованию ЕСПЧ в июне Кудрявцева госпитализировали, однако в отделение для заключённых.

В июне 2019 года под арестом оказался коллега Кудрявцева Роман Ковалев. Сын Кудрявцева Ярослав рассказал "Медиазоне", что его отец и Ковалев участвовали в одной и той же "европейской программе". В публикациях 2018 года Ковалев упоминался как руководитель Центра теплообмена и аэрогазодинамики ЦНИИмаш. В ноябре адвокаты Кудрявцева говорили, что ученому предлагали заключить сделку со следствием, дав, в частности, показания на Романа Ковалева, но он отказался.

Третьим фигурантом этого дела стал 77-летний Сергей Мещеряков – также сотрудник ЦНИИмаш. В начале июля правоохранительные органы провели обыски в доме и на рабочем месте кандидата технических наук, сотрудника центра теплообмена и аэрогазодинамики ФГУП ЦНИИмаш. После этого ученый был задержан, рассказал "МБХ медиа" сын Кудрявцева. Лефортовский суд Москвы отправил Мещерякова под домашний арест.

Кто такой Виктор Кудрявцев

Знакомые ученого называют его скромным, аккуратным и пунктуальным человеком, "который никак не походит на шпиона или предателя", пишет "Коммерсант". Коллеги отзываются о нем как о блестящем технологе, специализирующемся на процессах механики жидкостей и газа. Его исследования на тему "гиперзвуковых потоков" публиковались еще в 1970-е годы. "Медиазона" насчитала у Кудрявцева больше 20 публикаций на профильную тему.

В Объединенной ракетно-космической корпорации "Интерфаксу" рассказали, что Кудрявцев работал над применением аэрогазодинамических технологий в ракетостроении. "Все публикации ученого по данным темам, включая англоязычные, находятся в свободном доступе в рецензируемых научных журналах. Грифа "секретно" они не имеют. На протяжении десятков лет с ними знакомилось большое количество ученых и студентов", – заявил источник агентства.

Кудрявцев был среди тех, кто подписал открытое письмо президенту России с просьбой освободить ученого Владимира Лапыгина. В 2016 году сотрудник ЦНИИмаш Лапыгин, которому тогда было 76 лет, получил семь лет колонии строгого режима по обвинению в госизмене.

Коллеги арестованных физиков связывают уголовное дело о госизмене с проектами, которыми занимались ученые в 2011–2013 годах в рамках обмена информацией с западными учеными по грантам, полученным от Евросоюза в рамках закона и при одобрении Минобрнауки. Правозащитники обращались к российским властям с призывами прекратить дело против Кудрявцева или хотя бы изменить ему меру пресечения, указывая на его возраст и на то, что обвинение строится на факте его сотрудничества с западными учёными по грантам, полученным в рамках закона.