В ожидании балета. Партизаны стрит-арта в Екатеринбурге

В Екатеринбурге завершился второй фестиваль уличного искусства "Карт-бланш". Его главная особенность в том, что ни одна из работ не согласовывалась с властями города. Радио Свобода с разрешения организаторов "Карт-бланша" публикует фотографии некоторых работ, созданных для фестиваля художниками со всей России. Часть из них уже уничтожена, однако некоторые еще можно увидеть на улицах города.

Владимир Абих. "СДЕЛАЕМ СТРИТ-АРТ ВЕЛИКИМ ОПЯТЬ!". Екатеринбург, проспект Космонавтов, д. 49

"Этот фестиваль проводится во второй раз. Он был придуман как способ оживить русское уличное искусство, наполнить его атмосферой, которая была в нем, наверное, лет десять назад, когда не требовалось так много согласований, когда уличное искусство не было так развито и не имело такого отклика у населения", – рассказывает Радио Свобода один из организаторов "Карт-бланша", попросивший не называть своего имени.

Sadface. Смерть

Среди участников фестиваля есть известные российские уличные художники: например, Sadface или Миша Маркер (о том, как Sadface поменял в Перми знаменитую надпись "Счастье не за горами" на "Смерть не за горами", читайте здесь). "У нас есть оргкомитет из 5–6 человек, который обсуждает кандидатуры художников. Составляем лонг-лист, выбираем тех, кого хотим позвать, и зовем".

Лена Шубенцева. Адрес: ул. Мичурина, 206

"Мы не запрашиваем эскизы, просто оцениваем портфолио. Мы до последнего момента не знаем, о чем будет делать свою работу тот или иной участник фестиваля, мы их в этом никак не ограничиваем", – говорит организатор фестиваля. По его словам, в этом году местные власти уничтожили "по горячим следам" куда меньше работ, чем в прошлом. "Есть такие работы, про которые сразу ясно, что их быстро закрасят. Это самые резонансные, социальные вещи. Например, "Всероссийский центр поддержания упадка" художника Арт Абстрактов. Всего на сегодняшний закрасили не более 10% от общего объема работ – а их десятки".

Работа художника Арт Абстрактов

Некоторые жители города оказались недовольны появившимися на его улицах работами уличных художников, сочтя их слишком "депрессивными". В частности, такой упрек прозвучал в адрес "Мертвых пионеров" художника Chervi. "По нашим ощущениям, это реакция единичных персонажей. Когда Chervi рисовал эту работу, к нему целый день подходили люди, и не было ни одной негативной реакции", – говорит Радио Свобода организатор фестиваля.

"Мертвые пионеры" художника Chervi. Сейчас работа частично закрашена

По словам организаторов фестиваля, никаких инцидентов с властями у них не было (в отличие от участников санкционированного мэрией фестиваля граффити "Стенограффия"). "За все время фестиваля только Мишу Маркера задержали один раз на полчаса, но после беседы отпустили из полиции. Это был единственный инцидент. В общем, Екатеринбург отличается лояльным отношением к уличному искусству".

Миша Маркер. "И ты тоже". Библиотечная ул., д. 7

Участники фестиваля "Карт-бланш" не обошли вниманием и главную политическую тему Екатеринбурга в этом году – противостояние в сквере у Драмтеатра, где жители города протестовали против строительства храма. Одна из посвященных этому событию работ, авторства художника Александра Гущина, называется "Иллюзия протеста" и выполнена на набережной рядом со сквером. Чтобы увидеть слово "протест", зритель должен встать строго в определенной точке.

Александр Гущин. "Иллюзия протеста"

Многие из работ фестиваля уже успели стать вирусными в социальных сетях, причем люди, которые публикуют их фотографии, далеко не всегда знают, что речь идет о специально созданных произведениях искусства – как, например, в случае с этой необычной решеткой на окне авторства Игоря Поносова:

Игорь Поносов. Из серии "За забором". Ул. Луначарского, д. 167

Но самой вирусной, наверное, стала другая работа – ее нарисовал на стене художник Philippenzo. "Мне кажется, сам сюжет в комментировании не нуждается, – говорит Philippenzo Радио Свобода. – Не поймут картину лишь самые юные, либо оторванные от локального контекста и лишенные исторической памяти граждане. Скажу лишь только, что идея созревала давно и ждала своей реализации. И партизанский фестиваль уличного искусства "Карт-бланш" по своему формату и локации (заряженный на протест Екатеринбург) оказался подходящей площадкой. Что касается самого балета, обратная связь от жителей двора, в котором я рисовал, от моих коллег-художников и от многочисленных комментаторов в сети, показала, что надпись в картине попадает в самую точку: мы все давно находимся в ожидании перемен".