"Переместились в средневековье". Село осталось без связи из-за колонии

Баннер исправительной колонии в Середке

Градообразующее предприятие поселка Середка под Псковом – исправительная колония строгого режима. Недавно она оставила жителей поселка без мобильной связи – как оказалось, "глушилка" была установлен за периметром зоны и потому ограничивала связь с внешним миром не заключенным, а свободным людям. Местные жители без труда выяснили источник проблем, но сеть как следует так и не заработала.

Поселок Середка в Псковской области

В Середке, в 38 километрах от Пскова, живут около пяти тысяч человек. Здесь два центральных магазина – "Пятерочка" и "Магнит", которые уважительно называют "большими". Первыми на исчезнувшую в поселке связь отреагировали, по словам местных жителей, именно они: в середине июля в магазинах стали зависать терминалы. "Реально связи нет уже несколько дней, картой в магазинах не расплатиться, т. к. на терминалах тоже нет связи", "Подскажите, куда жаловаться? В Середке люди уже пять дней без сотовой связи. Телефон не реагирует вообще, терминалы в магазинах работают с перебоем. Сотовые операторы подтверждают зона покрытия сигнала в норме. ЧТО ДЕЛАТЬ?" – писали люди в соцсетях.

Директор середкинской "Пятерочки" Татьяна Кустова, впрочем, говорит, что на терминалах трудности с сотовым сигналом не отразились, но рабочему процессу они все равно мешали.

– Мы работаем и по личной мобильной связи, это затрудняло рабочие моменты, в том числе, – сказала Кустова.

Перед сбоем оказались бессильны все операторы: не работали как голосовая телефонная связь, так и мобильный интернет. Люди тестировали собственные смартфоны, переходили с места на место, искали возвышенности, кто-то даже грешил на гаджеты и доставал кнопочный телефон – и все напрасно. Дозвониться куда-либо можно было только через стационарный телефон. Таких на весь поселок немного.

Мы две недели совсем без связи! Вообще все заглушено!

"Пропала сотовая связь всех операторов и интернет. Все жители поселка Серёдка в один миг переместились из двадцать первого века в средневековье. Нет возможности не только общаться по телефону и заходить в интернет, но и обращаться за услугами в учреждения, вызывать скорую неотложную помощь. И это в то время, когда правительство переводит население страны на электронные услуги!" – такое сообщение оставил на сайте губернатора Псковской области Михаила Ведерникова житель Середки Сергей Князюк.

Со временем ситуация начала накаляться. Власти на вопросы жителей внятно не отвечали, и люди начали выходить из себя.

– Мы две недели совсем без связи! Вообще все заглушено! Сейчас после скандалов чуть лучше все стало, но все равно связь хреновая: все вякает, брякает – не дозвониться. А вот уедешь подальше от Середки, так сразу все хорошо, – говорит живущая в Середке Ирина Устинова.

Ирина Устинова, жительница Середки

– Телефон на вид без изменений, когда начинаешь набирать номер, долго-долго ничего не происходит, а потом пишет, что нет сети. Но на экране отображается, что она есть! И с интернетом так же: он вроде включен, но ничего не грузит! Терминалы везде зависают! – возмущается и ее соседка по поселку Ольга Яковлева.

Смартфоны превратились в "кирпичи" и в граничащих с Середкой населенных пунктах. Семья Евсеевых из деревни Грядищи (в двух километрах от поселка) рассказала корреспонденту Радио Свобода, что они живут без связи с 15 июля.

"Начальник колонии решил глушить все"

После того, как представители "большой тройки" операторов сообщили абонентам, что в зоне покрытия нарушений нет, народ заподозрил в "сотовой диверсии" исправительную колонию строгого режима (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области), которая расположена прямо в поселке. Живущие в Середке работники ФСИН подтвердили догадки: начальник колонии установил новый мощный подавитель связи.

Я сам много лет работал в этой колонии и ставил такие "глушилки", чтобы зэки не пользовались мобильниками

Причина нововведения – активно пользующиеся интернетом заключенные. Они даже под стражей находят способы получить телефон, выходят с него в интернет и занимаются мошенничеством.

– У меня знакомые работают в колонии, от них я знаю, что все дело в блокираторе связи. Я сам много лет работал в этой колонии и ставил такие "глушилки", чтобы зэки не пользовались мобильниками, но тогда в деревне связь оставалась, – рассказывает местный житель Алексей Евсеев. – Сейчас же, во-первых, купили более мощный блокиратор, а во-вторых, стоит он немного за периметром учреждения. Вообще, он должен стоять внутри зоны, но его перенесли, потому что зэки, если имеют к нему физический доступ, то сразу ломают. И сейчас начальник распорядился поставить его за забор. А забор из металлопрофиля и экранирует излучение. Получается один большой экран, который усиливает блокиратор, и излучение от него начинает работать в обратном направлении – в поселок. Понимаете, блокиратор перехватывает исходящий с телефона сигнал (который должен идти на вышку оператора) и оставляет себе. Он глушит все, работает на частотах 900 Мгц и 2600 Мгц. Там возможны варианты – выключить только голосовую связь или интернет, но начальник колонии решил глушить все.

Забор колонии работает как экран для блокиратора

Из-за забора-экрана "глушилка" работает в обратном направлении

Алексей рассказывает, что лично звонил начальнику колонии Сергею Князеву, но тот от ответственности открещивался: говорил, что колония ничего не устанавливала и телефонные проблемы у всей Середки лежат исключительно в гражданской плоскости.

– Он врет, конечно. Не может же он признать правду. Но мои знакомые говорят, что первые две недели блокиратор работал на таких мощностях, что онлайн-кассы не работали. В "Пятерочке" пожаловались, и Князев сказал ребятам, чтобы они сбавили мощности. Он непробиваемый, ему главное, чтобы связи в зоне не было. Но парадокс в том, что она все равно есть там, внутри. Из-за забора-экрана "глушилка" работает в обратном направлении. Князеву все это говорят, но он не понимает. Внутрь ее надо ставить и защищать решетками, – считает Евсеев.

Он рассказывает, что сам, когда работал в колонии в 2015–2016 годах, ставил "глушилку" на внутренней территории ИК-4, у бараков. А недавно заключенные сломали блокиратор, который стоил больше ста тысяч рублей, после этого и было принято решение выносить технику за периметр.

Купили "Кобру" за народный бюджет

Слова Евсеева подтверждаются документами с официального портала госзакупок. Из них следует, что 11 июня 2019 года ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области заключила контракт с зарегистрированным в Москве ООО "Клевер" на поставку стационарного подавителя сигналов. Блокировщик обошелся в 149 900 рублей и покупался за счет федерального бюджета. В документе заявки было указано, что колонии требуется "Терминатор Stat-CKJ-1506dw-4GO-105W" или эквивалент. После торгов, где участвовали "Клевер" и ИП "Коньшин Артем Владимирович", было принято решение о покупке стационарного подавителя сигналов "Кобра-105W"

Ничего не изменится, даже нет гарантии, что качество связи улучшится

Сейчас в Середке говорят, что мобильная связь в поселке "местами появилась" 13 августа, но ее качество даже удовлетворительным назвать нельзя. А интернета по-прежнему нет.

– Князев сказал сотрудникам, что все равно будет снова ставить блокиратор. Наверно, выберут другой, но на том же месте разместят, чтобы зэки не сломали. Ничего не изменится, даже нет гарантии, что качество связи улучшится, – уверен Алексей Евсеев.

Вышка исправительной колонии

В ответ на жалобу на сайте губернатора (считается официальным каналом связи с органами власти в Псковской области) 16 августа и. о. начальника управления специальных программ Юрий Лютый сообщил, что в Середку съездил с проверкой сотрудник "Центра инженерно-технического обеспечения" и проблем со связью вокруг колонии не обнаружил: "Уровень сигнала сотовой связи присутствует за пределами данного учреждения".

В пресс-службе УФСИН России по Псковской области отказались устно комментировать корреспонденту Радио Свобода ситуацию с ограничением сотовой связи в поселке Середка. Редакция направила официальный запрос во ФСИН России, ее сотрудники сообщили, что из-за необходимости запросить эту информацию в других структурных подразделениях ответ будет предоставлен с отсрочкой.